О признании недействующим Постановления Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 03.03.2011 N 325 Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район.
Решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 30.04.2013 по делу N 2-323/2013
Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Шалгинова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Игнатьевой Ю.Ю.,
при участии помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К., представителя Администрации муниципального образования Ширинский район Уваровой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ширинского района об оспаривании нормативного правового акта и.о. Главы муниципального образования Ширинский район
установил:
Прокурор Ширинского района обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта — Постановления и.о. Главы муниципального образования Ширинский район N 325 от 03 марта 2011 года «Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ муниципального образования Ширинский район» как противоречащего федеральному законодательству. Требования мотивирует следующим: в соответствии со ст. ст. 34, 36, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования и местная администрация выделены в структуре органов местного самоуправления как два самостоятельных органа, глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных Уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, в случае, если исполняет полномочия главы местной администрации, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Таким образом, если муниципальный правовой акт принимается местной администрацией, то он должен быть утвержден постановлением или распоряжением именно местной администрации, а не главы муниципального образования, как имело место быть в случае издания оспариваемого Постановления N 325 от 03 марта 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Ширинский район Уварова Р.А. против требований заявления возражала, пояснив, что и.о. главы муниципального образования Ремкевич Л.С., действуя от имени местной администрации, приняла оспариваемое Постановление в рамках полномочий, предусмотренных действующих законодательством и Уставом муниципального образования, кроме того, оспариваемое Постановление не является нормативным актом, прокурор не указал, чьи гражданские права и интересы нарушаются данным Постановлением. Также представитель указал, что прокурором нарушен трехмесячный срок для оспаривания Постановления N 325 от 03 марта 2011 года.
В судебном заседании Глава муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н. отсутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие главы муниципального образования.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 9 и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.
03 марта 2011 года и.о. Главы муниципального образования Ширинский район Ремкевич Л.С. было издано Постановление N 325 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район». Первый заместитель главы муниципального образования Ремкевич Л.С. действовала на основании распоряжения Главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. от 20 января 2011 года, ст. 24 Устава муниципального образования Ширинский район. Данным Постановлением в соответствии со статьями 179, 179.3 Бюджетного кодекса РФ в целях повышения эффективности использования средств районного бюджета, в целях внедрения программно-целевых методов планирования бюджетных расходов был утвержден Порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район. Утвержденный Порядок устанавливает этапы разработки и утверждения муниципальной целевой программы, обоснование разработки муниципальной целевой программы, принятие решения о разработке муниципальной целевой программы, формирование муниципальной целевой программы, согласование и экспертизу проекта муниципальной целевой программы, утверждение муниципальной целевой программы, функции муниципального заказчика муниципальной целевой программы, финансирование таких программ, особенности разработки, утверждения и реализации ведомственной целевой программы, мониторинг эффективности программ.
Данное Постановление является действующим, отменено не было.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление опубликовано в средствах массовой информации в установленном порядке, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Оспариваемое Постановлением было принято в соответствии со статьями 179, 179.3 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьями 179 и 179.3 Бюджетного кодекса РФ установлено, что долгосрочные и ведомственные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета утверждаются местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления: 1) наличие которого в структуре органов местного самоуправления муниципального образования обязательно (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и 2) который Уставом муниципального образования наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и Законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Глава местной администрации руководит самостоятельным исполнительно-распорядительным органом — местной администрацией — на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 34, абз. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных Уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
При этом указанное должностное лицо не может подменять собой деятельность самих органов местного самоуправления.
При решении вопросов местного значения или реализации переданных государственных полномочий принятие таких решений относится к компетенции не должностного лица — главы муниципального образования, а исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации).
Согласно Уставу муниципального образования Ширинский район в редакции от 24.12.2010 N 402, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления, структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ширинский район составляют представительный орган муниципального образования — Совет депутатов муниципального образования Ширинский район; Глава муниципального образования Ширинский район — Глава Ширинского район; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — Администрация Ширинского района; контрольный орган муниципального образования — ревизионная комиссия (ст. 2 Устава). Глава района является главой администрации, высшим должностным лицом муниципального образования Ширинский район (ст. 22 Устава).
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что объем полномочий органа (должностного лица) на издание определенных нормативных правовых актов ограничен законом.
На основании п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район должен устанавливаться муниципальным правовым актом Администрации Ширинского района как органом местного самоуправления — местной администрацией, наделенным данными полномочиями Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
С учетом изложенного, наделение главы муниципального образования полномочиями на принятие нормативного правового акта от имени администрации муниципального образования противоречит действующему законодательству, поскольку дублирование одних и тех же полномочий разными органами местного самоуправления создает как правовую неопределенность, так и неопределенность ответственности соответствующего субъекта правотворчества.
Также суд приходит к выводу о несоответствии содержания оспариваемого Постановления требованиям действующего федерального законодательства — статей 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Так, согласно Порядку разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район муниципальная программа утверждается Главой муниципального образования Ширинский район (п. 1.5 раздела 1 Порядка), принятие решения о разработке муниципальной целевой программы, ее предельных объемах финансирования, утверждение заказчика такой программы отнесено к полномочиям Главы муниципального образования Ширинский район (разделы 2 и 4, п. 7.2 раздела 7 Порядка), что является явным нарушением указанных норм права, согласно которым данные полномочия отнесены к полномочиям местной администрации, а не главы муниципального образования.
В соответствии с п. п. 17, 19, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, компетенцию органа, его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Постановление и.о. Главы муниципального образования Ширинский район N 325 от 03 марта 2011 года не соответствует закону, принят должностным лицом с нарушением полномочий, в связи с чем нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории Ширинского района, поскольку целевые программы являются одним из важнейших средств воздействия на социально-экономическое развитие муниципального района, оспариваемое Постановление затрагивает гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц — граждан Ширинского района.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, разрабатывались и реализовались муниципальные целевые программы.
Доводы представителя Администрации муниципального образования Ширинский район являются необоснованными по следующим основаниям.
Действительно, Уставом муниципального образования Ширинский район в редакции от 24.12.2010 N 402, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления, в качестве муниципальных правовых актов предусмотрены постановления и распоряжения главы района. В то же время п. 16 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 43 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена: а) в пункте 3 части 1 слова «постановления и распоряжения главы местной администрации,» заменить словами «местной администрации и»; б) часть 4 после слов «или постановления и распоряжения» дополнить словами «местной администрации»; в) часть 6 после слова «постановления» дополнить словами «местной администрации», после слова «распоряжения» дополнить словами «местной администрации».
Отсутствие в редакции Устава муниципального образования Ширинский район понятия такого муниципального правового акта как постановление и распоряжение местной администрации не могло и не должно было повлиять на порядок их принятия, в частности соблюдения полномочий на их издание, и данный порядок должен был соответствовать действующему в период его принятия федеральному законодательству. Непринятие своевременных мер по приведению Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Действительно, прокурор в заявлении не указал, чьи гражданские права и интересы нарушаются оспариваемым Постановлением, в то же время п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определяет, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Также суд отмечает, что главы 23 и 24 ГПК РФ, регулирующие порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, не предусматривают какой-либо срок для обращения с заявлением в суд.
Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием о публикации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим Постановление исполняющего обязанности Главы муниципального образования Ширинский район Ремкевич Л.С. N 325 от 03 марта 2011 года «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и муниципальных целевых программ муниципального образования Ширинский район» со дня вступления в законную силу настоящего решения.
После вступления в законную силу настоящего решения сообщение о решении суда должно быть опубликовано в газете «Ширинский вестник» в ближайшем планируемом выпуске после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении.
Мотивированное решение составлено и подписано 06 мая 2013 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
С.Н.ШАЛГИНОВ