В удовлетворении иска о признании права на зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Казахстан и России отказано, так как законом не предусмотрено включение в выслугу лет периода их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах; Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 N 854 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, а служба истца в таможенных органах имела место

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 28.08.2014 по делу N 33-4902

Судья Смородинова Н.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,

судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее — УФСИН России по Саратовской области) о признании права на зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Казахстан и России и понуждении включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан и России, по апелляционной жалобе Б.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 июня 2014 года, которым отказано Б.А. в удовлетворении вышеуказанных требований.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Б.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя УФСИН России по Саратовской области — А. (доверенность от 14.07.2014 г.), полагавшей решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил признать за ним право на зачет в выслугу лет для назначения и выплаты пенсии периода прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан с 26 августа 1993 года по 19 января 1999 года, периода прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации с 23 июня 1999 года по 12 сентября 2002 года, обязав Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области включить в расчет выслуги лет для назначения ему пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан и периоды прохождения службы в таможенных органах России. Требования обосновывал тем, что он является пенсионером по линии Федеральной службы исполнения наказаний. 14 апреля 2014 года на основании приказа УФСИН России по Саратовской области N 106-лс от 05 марта 2014 года он был уволен по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, при этом при расчете выслуги лет для определения размера пенсии УФСИН России по Саратовской области необоснованно не были учтены периоды прохождениям им службы в Уральской таможне Республики Казахстан и Саратовской таможне. Полагал, что служба в таможенных органах относится к правоохранительной службе, которая, в свою очередь, является видом федеральной государственной службы. Считал, что период прохождения такой службы подлежит включению в выслугу для назначения ему пенсии при увольнении из УФСИН России по Саратовской области.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Б.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

В суде апелляционной инстанции Б.А. поддержал доводы жалобы, представитель УФСИН России по Саратовской области А. полагала решение суда законным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что Б.Л. проходил службу на таможенном посту «Орал» Уральской таможни Республики Казахстан в период времени с 26 августа 1993 года по 19 января 1999 года. С 23 июня 2000 года по 12 сентября 2002 года он проходил службу в Саратовской таможне по контракту, а с 13 сентября 2002 года по 15 мая 2003 года находился на государственной гражданской службе Российской Федерации. В период времени с 25 ноября 2003 года по 14 апреля 2014 года Б.Л. проходил службу в УФСИН России по Саратовкой области.

На основании приказа УФСИН России по Саратовской области N 106-лс от 05 марта 2014 года Б.А. был уволен по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (основание — рапорт Б.А. от 03 марта 2014 года). Выслуга лет на день увольнения Б.А. составила: в календарном исчислении — 15 лет 02 месяца 03 дня, в льготном исчислении 20 лет 02 месяца 28 дней.

Отказывая в удовлетворении требований Б.А., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 02 февраля 1998 года утвердило своим постановлением N 103 Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.

Назначение пенсии при увольнении из органов уголовно-исполнительной системы России (ФСИН России) регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1), статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.

При этом лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы и имеющим специальное звание, в соответствии с положениями вышеуказанного Закона N 4468-1, не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимую для назначения данным сотрудникам пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.

В п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — Порядок N 941) также не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимую для назначения данным сотрудникам пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.

Довод истца о наличии законных оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода работы в таможенных органах Республики Казахстан, суд посчитал несостоятельным, поскольку в силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 103 от 02.02.1998 года «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», действие постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации. Соглашения стран Содружества Независимых Государств, которыми являются Российская Федерация и Республика Казахстан, и действующее законодательство Российской Федерации не предусматривают зачет в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода работы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы иных государств. Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 года N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2011 года N 1447-О-О.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца являются необоснованными, в их удовлетворении следует отказать.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

К истцу не применимы положения п. 1(1) Порядка N 941, введенные постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 г. N 854, о том, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Вступившим в законную силу 1 января 2012 г. Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, включаются в выслугу лет в органах внутренних дел (статья 38). В ч. 1 ст. 2 данного Закона указано, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

В ч. 1 ст. 96 «Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу» указанного Закона установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 98).

При том, в данном Законе нет указания на то, что засчитываются до дня вступления указанного Закона в силу периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, проходившим службу в уголовно-исполнительной системе. При этом, изменения в Закон N 4468-1 в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ не внесены.

В связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Порядок N 941 дополнен постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 г. N 854 п. 1(1), в котором установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

В постановлении Правительства РФ от 25.08.2012 г. N 854 указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г., а служба истца в таможенных органах имела место до указанной даты и в органах внутренних дел он не служил.

Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *