О признании недействующими и не подлежащими применению Закона Санкт-Петербурга от 23.10.2000 N 493-59 О зоне экономического развития Ижора и утвержденного им Положения о зоне экономического развития Ижора.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.09.2002 по делу N 3-103/02

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Лакота С.В., при секретаре Деревягиной Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействующими и не подлежащими применению Закона Санкт-Петербурга «О зоне экономического развития «Ижора» от 23 октября 2000 года N 493-59 и утвержденного им «Положения о зоне экономического развития «Ижора». Установлено:

23 октября 2000 года был принят Закон Санкт-Петербурга «О зоне экономического развития «Ижора», статьей 3 которого утверждено Положение о зоне экономического развития «Ижора». Указанный закон вступил в силу с 1 января 2001 года (л. д. 15-18).

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению указанный закон как противоречащий гражданскому и налоговому законодательству и принятый с нарушением компетенции, предоставленной Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.

В обоснование своего заявления заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указал, что данный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которая относится к области гражданского законодательства и находится в ведении Российской Федерации. Субъекту Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено право установления особых режимов предпринимательской деятельности на отдельных территориях, поэтому указанный закон Санкт-Петербурга противоречит пунктам 1 и 2 статьи 3, части 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ. Кроме того, он противоречит части 2 пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ, поскольку устанавливает льготный режим налогообложения для юридических лиц, заключивших договоры с Администрацией Санкт-Петербурга на ведение хозяйственной деятельности.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-Петербурга возражают против удовлетворения заявления, указывая, что оспоренный Закон Санкт-Петербурга не устанавливает особого режима предпринимательской деятельности, а регулирует вопросы создания зон экономического развития с предоставлением лицам, участвующим в создании зоны, льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания. Эти льготы не носят индивидуального характера, так как предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков — резидентам зон экономического развития, осуществляющим хозяйственную деятельность, направленную на реализацию планов развития соответствующих зон. Установление льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, является полномочием законодательного органа субъекта Российской Федерации и соответствует нормам Налогового кодекса РФ.

Губернатор Санкт-Петербурга также ссылается на то, что возможность существования территориальных зон с особым правовым режимом использования земельных участков предусмотрена статьей 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» и статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Лакота С.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым законом Санкт-Петербурга создана производственная зона экономического развития «Ижора», находящаяся в городе Колпине в границах территории, занимаемой открытым акционерным обществом «Ижорские заводы», в пределах установленного землеотвода; утверждено Положение об этой зоне; внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», в соответствии с которым резидентам зоны в период по 2001 год предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество предприятий и налога с владельцев транспортных средств в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга.

В силу закона и Положения зона создается на срок до 2001 года включительно (п. 2 Положения). Указанная промышленная зона создается в целях стимулирования инвестиционных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности на мировом рынке продукции, выпускаемой предприятиями машиностроительного и металлургического комплексов в Санкт-Петербурге; стимулирования инвестиционных процессов, направленных на создание машиностроительного и металлургического комплексов в Санкт-Петербурге по производству конкурентоспособной продукции для химической, нефтехимической, горнодобывающей, энергетической и строительной промышленности, реконструкции и развития инженерной, производственной и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, выпуска потребительских товаров (п. 3.1 Положения). В пределах территории зоны действует льготное налогообложение, распространяющееся только на лиц — резидентов зоны, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию планов развития зоны (п. 7 Положения). Резидентом зоны может стать российское или иностранное юридическое лицо или физическое лицо, которое состоит на учете в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и заключило с уполномоченным органом договор о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, направленной на реализацию программы развития зоны (п. 5.1 Положения). Статус резидента зоны и право на получение налоговых льгот предоставляются при условии заключения с уполномоченным органом договора о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, направленной на реализацию программы развития зоны (п. 5.3, 7.2 Положения).

Анализ содержания оспариваемого закона Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод о том, что указанным законом регулируются отношения, связанные с установлением льготного режима налогообложения, инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемых для резидентов зон экономического развития, то есть вводится особый режим предпринимательской деятельности в целом.

С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга о том, что оспоренный закон Санкт-Петербурга не устанавливает особого режима предпринимательской деятельности.

Суд также находит несостоятельными доводы губернатора Санкт-Петербурга о возможности существования территориальных зон с особым правовым режимом использования земельных участков и рекреационных зон в соответствии со статьей 1 ФЗ «О государственном земельном кадастре» и статьей 40 Градостроительного кодекса РФ, поскольку оспоренный закон регулирует иные правоотношения.

Между тем согласно пункту «н» статьи 71 Конституции Российской Федерации определение исключительной экономической зоны находится в ведении Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 3 ГК РФ регулирование предпринимательской деятельности находится также в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Следовательно, принимая закон по предметам ведения Российской Федерации, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга превысило свои права, поскольку регулирование указанных выше правоотношений должно осуществляться на федеральном уровне.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Из обжалуемого закона следует, что для приобретения статуса резидента и, следовательно, для получения налоговых льгот, необходимо обязательное заключение юридическими или физическими лицами индивидуального гражданско-правового договора с уполномоченным органом, определяющего порядок и условия ведения хозяйственной деятельности на территории зоны экономического развития. Основанием для прекращения права на получение налоговых льгот для резидента зоны является расторжение договора о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны.

Таким образом, налоговые льготы предоставляются юридическим и физическим лицам и изымаются у них в индивидуальном порядке, что противоречит ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом данного обстоятельства суд считает не имеющими правового значения доводы Законодательного Собрания и губернатора Санкт-Петербурга о том, что установление льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, является полномочием законодательного органа субъекта Российской Федерации и соответствует нормам Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.

Признать Закон Санкт-Петербурга «О зоне экономического развития «Ижора» от 23 октября 2000 года N 493-59 и утвержденное им «Положение о зоне экономического развития «Ижора» недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *