О признании недействующей и не подлежащей применению статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.1997 N 226-78 О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2001 по делу N 3-211/2000

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я. с участием прокурора Кузьминой И.Д. при секретаре Деревягиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кольцовой Людмилы Павловны о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга», установил:

30 декабря 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга».

В соответствии со ст. 4 указанного закона условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга являются:

1) наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей (далее — формуляр);

2) финансовые гарантии реализации формуляра;

3) государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;

4) наличие системы аптечных государственных предприятий и учреждений и государственного регионального органа по контролю качества и сертификации лекарств;

5) меры по обеспечению гласности в сфере реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;

6) наличие системы учета льготных категорий жителей;

7) наличие системы учета, контроля и обмена информацией по обращению лекарственных препаратов.

Согласно ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга» формуляр ежегодно определяет номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий жителей и служит основанием для формирования государственного заказа.

При составлении формуляра используется принцип наибольшего лечебного эффекта на единицу затрат.

Формуляр разрабатывается органом управления здравоохранением, утверждается и вносится губернатором Санкт-Петербурга в качестве приложения к проекту закона о бюджете Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Формуляр публикуется в виде приложения к закону о бюджете Санкт-Петербурга.

Кольцова Л.П., являющаяся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны — жителем блокадного Ленинграда (л. д. ), обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга». При этом она указала, что данные правовые нормы закона Санкт-Петербурга противоречат федеральному законодательству и нарушают ее право на бесплатное обеспечение всеми лекарствами по рецептам врачей, предоставленное ей ст. 18 ФЗ «О ветеранах», ст. 13 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 27 и 44 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.

В судебном заседании представитель Кольцовой Л.П., Кольцов С.В., поддержал жалобу в полном объеме.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гринева В.М. и представитель губернатора Санкт-Петербурга Глотова Н.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспоренные Кольцовой Л.П. ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» не противоречат федеральному законодательству и не нарушают право Кольцовой Л.П. на бесплатное обеспечение лекарствами, представив в суд мотивированные возражения, приобщенные к материалам дела (л. д. ).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Кузьминой И.Д., полагавшей предъявленные требования подлежащими удовлетворению в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга», а в остальной части подлежащими отклонению, суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга». Жалобу Кольцовой Л.П. в части требований о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 5 этого же закона Санкт-Петербурга суд находит не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Как следует из представленной Кольцовой Л.П. в суд справки ВТЭК, она с 16.06.1998 является нетрудоспособным инвалидом 2 группы бессрочно. Кроме того, согласно представленному Кольцовой Л.П. удостоверению она жила в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, имеет льготы, в том числе на бесплатное получение лекарств (л. д. ).

Согласно ст. 27 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях.

Свое дальнейшее развитие указанная правовая норма получила в Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О ветеранах» лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации, не ниже норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в последующих редакциях, в том числе и в ред. от 21.09.2000 N 707) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Из данного Перечня N 1 следует, что всем категориям лиц, внесенным в данный Перечень, в том числе и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также неработающим инвалидам 2 группы, все указанные в Перечне лекарственные средства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.

Пунктом 4 этого же постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Кроме того, в пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О ветеранах» также указано, что расходы на обеспечение ветеранов лекарствами возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга», содержащей определения понятий и терминов, используемых в настоящем законе, льготная категория жителей — жители Санкт-Петербурга, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях.

При таких обстоятельствах суд находит, что оспоренная Кольцовой Л.П. ст. 4 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающая необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготной категории жителей Санкт-Петербурга, такие как наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей, финансовых гарантий реализации формуляра, государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга и др., противоречит ст. 27 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ст. 13 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 18 Закона РФ «О ветеранах», которыми указанным выше категориям лиц при амбулаторном лечении предоставлено безусловное право на обеспечение их бесплатно или с 50% скидкой лекарственными средствами по рецептам врача.

Доводы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гриневой В.М. и представителя губернатора Санкт-Петербурга Глотовой Н.С. о том, что ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» устанавливает в пределах компетенции субъекта Российской Федерации порядок, в соответствии с которым на территории Санкт-Петербурга осуществляется финансирование льготного обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и не предусматривает каких-либо ограничений прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Статья 4 указанного закона Санкт-Петербурга имеет название «Необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга». Из содержания данной правовой нормы следует, что перечисленные в ней обстоятельства являются условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга. Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятия «порядок» и «условие» не являются синонимами. Как указано в данном Толковом словаре, порядок — это последовательный ход чего-нибудь, а условие — это обстоятельства, от которых что-нибудь зависит. Таким образом, по мнению суда, ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» устанавливает именно условия, то есть обстоятельства, от которых зависит реализация прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, однако такого права субъектам Российской Федерации действующим федеральным законодательством не предоставлено.

Более того, в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах», федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим федеральным законом, являются недействительными.

Суд также находит, что указанной нормой нарушаются права инвалидов и ветеранов, в том числе Кольцовой Л.П., являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны — жителем блокадного Ленинграда, на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врачей, так как из представленных Кольцовой Л.П. ответов на ее заявления о льготном обеспечении ее лекарственными средствами в соответствии с рецептом врача следует, что она не может быть обеспечена необходимыми ей лекарственными препаратами, так как они не включены в «Формуляр лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» и не закупаются в централизованном порядке (л. д. ). Данный вывод суда подтверждается также действующим распоряжением Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от 9 октября 1998 года N 211-р, которым руководителям органов управления здравоохранением территориальных управлений административных районов и государственных учреждений здравоохранения в пункте 1.3 было предписано обеспечить выписку лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга с учетом поставок лекарственных средств по государственному заказу на основании «Формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга», утвержденного в установленном порядке, а также решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года по жалобе Кольцовой Л.П. на действия губернатора Санкт-Петербурга, отказавшего ей в возмещении расходов, понесенных заявительницей на приобретение лекарств (л.д. ).

С учетом изложенного суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга».

Вместе с тем суд не усматривает противоречия статьи 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» статье 44 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Указанная правовая норма Федерального закона содержит положения о том, что категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной муниципальной и частной систем здравоохранения. Однако ст. 4 указанного выше закона Санкт-Петербурга не регулирует вопросы, являющиеся предметом регулирования ст. 44 данного федерального закона, в связи с чем не имеется оснований утверждать, что ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» противоречит ст. 44 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требования Кольцовой Л.П. о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга». Указанная правовая норма не содержит конкретного перечня лекарственных средств для льготных категорий граждан Санкт-Петербурга, суммы финансирования, каких-либо ограничений прав льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, в том числе и Кольцовой Л.П., на получение бесплатных лекарств по рецептам врачей, а также каких-либо иных положений, регулирующих права лиц данной категории. Данная правовая норма содержит лишь общие требования, предъявляемые к самому формуляру, который предназначен и необходим, по мнению суда, для планирования лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.

Данный вывод суда подтверждается также пунктом 4.1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2000 года N 30 «Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которым руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации предписано разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий граждан, включающие ассортимент лекарственных средств, не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

При таких обстоятельствах доводы представителя Кольцовой Л.П., Кольцова С.В. о том, что ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» противоречит указанным выше нормам федерального законодательства и ставит права граждан, в том числе и Кольцовой Л.П., на льготное приобретение лекарственных средств в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, тяжесть и характер которого определяются лечащим врачом, а от вида назначенного лекарственного средства, номенклатура которого ежегодно утверждается губернатором, является несостоятельной.

Учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 25 мая 2000 года N 19, суд считает необходимым опубликовать сообщение о настоящем решении в журнале «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» после вступления решения суда в законную силу, так как в соответствии со справкой (л. д. ) данный Закон Санкт-Петербурга был опубликован в этом средстве массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила: жалобу Кольцовой Людмилы Павловны удовлетворить частично, признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга».

Кольцовой Людмиле Павловне в удовлетворении жалобы о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга» отказать.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *