В иске о признании отказа в выплате денежной компенсации за изготовление памятника участнику ВОВ незаконным, взыскании компенсации за изготовление памятника отказано, так как возмещение затрат на изготовление и установку памятника может быть реализовано после вступления в силу соответствующего правового акта, но его действие не может быть распространено на факты установки памятников в предшествующие сроки.

Апелляционное определение Псковского областного суда от 15.04.2014 по делу N 33-551/2014

Судья: Захарова О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

Председательствующего Адаева И.А.

Судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.

При секретаре Ш.

рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя <Е.> — <И.> на решение Псковского городского суда Псковской области от 03 февраля 2014 года, которым постановлено:

исковые требования <Е.> к Военному комиссариату Псковской области о признании отказа в выплате денежной компенсации за изготовление надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны незаконным и взыскании денежной компенсации за изготовление надгробного памятника оставить без удовлетворения.

Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., судебная коллегия

установила:

<Е.> обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области о признании отказа в выплате денежной компенсации за изготовление надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны незаконным и взыскании денежной компенсации за изготовление надгробного памятника.

В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, скончавшегося <дата>. В связи с изготовлением и установкой надгробного памятника супругу в 1991 году понесла расходы, которые подлежат возмещению в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации N 460 от 06.05.1994 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы, а также на установку надгробных памятников», Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы». Поскольку документы, подтверждающие расходы на изготовление надгробного памятника, не сохранились и восстановить их ввиду отсутствия фирмы-изготовителя не представляется возможным, предоставила акт оценки памятника в ценах 2013 года, выполненного Псковским филиалом Военной мемориальной компании, в соответствии с которым стоимость памятника составляет 27675 рублей. С учетом установленной Постановлением Правительства Российской Федерации N 460 от 06.05.1994 нормы, просила суд взыскать с ответчика 21439 рублей, признав решение об отказе в выплате компенсации незаконным.

Представитель Военного комиссариата Псковской области исковые требования не признал, пояснил, что на момент возникновения расходов по изготовлению и установке памятника законодательство не предусматривало право родственников умерших участников Великой Отечественной войны на компенсацию таких расходов. Кроме того, <В.> не представлено доказательств, подтверждающих реально понесенные ею расходы.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель <Е.> — <И.> просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Апеллятор указывает, что Федеральный закон «О ветеранах» не содержит специальных положений, ограничивающих право родственников ветерана на получение спорной компенсации в случае, когда смерть ветерана наступила раньше принятия закона. Полагает, что Указ Президента РФ N 270 от 03.03.2007 устанавливает гарантию по выплате компенсации за изготовление и установку памятника в том случае, если ранее не была осуществлена оплата за счет государства на изготовление и установку надгробного памятника. Считает неверным вывод суда о невозможности принятия в качестве доказательства акта оценки памятника.

<Е.> и ее представитель <И.> в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель Военного комиссариата Псковской области предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела видно, что <Е.> является вдовой скончавшегося <дата> ветерана Великой Отечественной войны <А.>, захороненного в деревне <****> <дата> (л.д. 11, 12-16, 17, 18).

Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» установлено, что за счет за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 года по 31 декабря 1992 года, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.

Согласно пункту 4 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования — 07.03.2007.

Следовательно, за счет средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются только те памятники, которые изготовлены и установлены с 07.03.2007.

Поскольку <Е.> памятник был изготовлен и установлен в августе 1991 года, вывод суда о том, что на основании данного нормативно-правового акта компенсация за изготовление и установку памятника ей произведена быть не может, не противоречит материалам дела и требованиям закона.

Принимая во внимание, что данный Указ является не единственным актом, предусматривающим изготовление за счет средств федерального бюджета и установку надгробных памятников, судом были учтены положения ранее принятых законов и подзаконных актов по спорному вопросу, проанализировав которые, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Согласно п. 7 ст. 18 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих» погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, производится по месту военной службы (военных сборов) или по желанию их родственников в другом месте. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, осуществляются за счет Министерства обороны Российской Федерации и других Министерств и ведомств Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, проходили военную службу (военные сборы), в соответствии с нормами, установленными Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящем пункте положения распространяются на граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 25 лет и более, а также на участников Войны независимо от общей продолжительности военной службы.

Данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который по вопросу изготовления и установки памятника содержит отсылки к закону «О ветеранах».

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих — с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Частью 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Порядок и размер установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».

В соответствии в вышеназванными Законами и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 был утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, которым установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти в том числе участникам Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти указанных лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:

заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;

документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;

справка о месте захоронения погибшего (умершего);

удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.

Из анализа перечисленных норм права следует, что порядок, предусматривающий право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на установку надгробного памятника, был установлен законодательством и распространялся на участников Великой Отечественной войны, умерших (погибших) в период с 01 января 1993 года.

В силу статьи 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Поскольку приведенные законы не содержали норм об ином порядке вступления в силу, вывод суда о том, что возмещение затрат на изготовление и установку памятника может быть реализовано после вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта, но его действие не может быть распространено на факты установки памятников в предшествующие сроки, является правильным.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о распространении действующего законодательства, регулирующего оплату родственникам расходов на изготовление и установку надгробных памятников ветеранам Великой Отечественной войны, на случаи установки памятников до соответствующего правового регулирования не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права. Поэтому ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что <Е.> компенсацию за изготовление памятника не получала, не имеет правового значения для разрешения спора.

Доводы апелляционной жалобы о возможности выплаты компенсации на основании акта оценки памятника, также не основаны на законе. Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 и Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, оплате подлежат реально понесенные расходы, не только на изготовление памятника, но и его установку, которые подтверждаются соответствующими документами. Представленный <Е.> акт оценки памятника в ценах 2013 года, выполненный Псковским филиалом Военной мемориальной компании (л.д. 21), не является доказательством, подтверждающим реально понесенные <Е.> расходы.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя <Е.> — <И.> — без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.АДАЕВ

Судьи
Ю.М.ДМИТРИЕВА
С.Ю.СПЕСИВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *