Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Закона Псковской области от 07.07.2006 N 563-ОЗ, постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 N 326.

Решение Псковского областного суда от 14.11.2012 по делу N 3-40/2012

Псковский областной суд в составе

председательствующего Хряпиной Е.П.

при секретаре Грибановской К.В.

с участием прокурора Морозовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хальзовой Елизаветы Григорьевны о признании Закона Псковской области от 07.07.2006 года N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326, недействующими в части

установил:

Закон Псковской области от 07.07.2006 года N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» принят во исполнение Федерального Закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и регулирует правоотношения по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем указано в преамбуле Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного закона в целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий по определению формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанная мера социальной поддержки на территории области предоставляется лицам, указанным в подпунктах 1.1, 1.3, 1.6 — 1.17 пункта 1, подпунктах 3.1, 3.2 пункта 3 прилагаемого к настоящему Закону перечня категорий лиц и семей, в отношении которых федеральным законодательством установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также лицам и семьям, указанным в подпунктах 1.2, 1.4, 1.5, 1.18 — 1.26 пункта 1, в подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 перечня, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, в форме субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с Законом области от 07.07.2006 г. N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» Администрацией области издано постановление от 14.08.2006 года N 326 (действующая редакция от 01.10.2012 года) «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», в соответствии с которым утверждены прилагаемые к нему:

Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (действующая в настоящее время редакция утверждена постановлениями Администрации Псковской области от 30.07.2009 N 287, от 21.04.2010 N 139),

Положение о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (действующая в настоящее время редакция утверждена постановлениям Администрации Псковской области от 30.07.2009 N 287, от 21.04.2010 N 139).

Пунктом 2 указанного постановления поручено заместителю губернатора области Демьяненко Ю.А. утвердить состав комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. 2 введен постановлением Администрации Псковской области от 26.05.2008 N 149; в ред. постановлений Администрации Псковской области от 30.07.2009 N 287, от 21.04.2010 N 139).

Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий определяет порядок предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений лицам, указанным в подпунктах 1.1, 1.3, 1.6 — 1.17 пункта 1, подпунктах 3.1, 3.2 пункта 3 перечня категорий лиц и семей, в отношении которых федеральным законодательством установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем, являющегося приложением к Закону области от 7 июля 2006 г. N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также лицам и семьям, указанным в подпунктах 1.2, 1.4, 1.5, 1.18 — 1.26 пункта 1, в подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 перечня, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, в форме субсидии на приобретение или строительство жилых.

Пункт 2 Положения предусматривает, что граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обращаются в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области или уполномоченные Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области учреждения по месту жительства с заявлением о предоставлении им субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и одновременно представляют следующие документы: копию документа, удостоверяющего принадлежность гражданина к одной из категорий, указанных в Перечне; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); выписку из домовой книги по месту жительства или выписку из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у гражданина жилого помещения.

Согласно пункту 4 Управление на основании представленных территориальными управлениями или уполномоченными учреждениями документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, формирует сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Сводный список формируется исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в сводный список в алфавитном порядке.

В сводный список включаются во внеочередном порядке исходя из времени постановки на учет: инвалиды войны первой группы; граждане, жилые помещения которых вследствие пожара признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, на основании перечня соответствующих заболеваний, установленного Правительством Российской Федерации, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Согласно пункту 6 оспариваемого Положения сводный список нумеруется, шнуруется и скрепляется печатью Управления.

Согласно пункту 7 — на каждого гражданина, включенного Управлением в сводный список, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представленные в соответствии с настоящим Положением документы.

Согласно пункту 8 — Управление, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных Псковской областью на предоставление меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Псковской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, формирует ежегодно до 1 февраля список претендентов на получение субсидий в текущем году. Формирование указанного списка осуществляется в соответствии с очередностью граждан в сводном списке.

В соответствии с пунктом 14 Положения Управление в течение пяти рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения, представляет список претендентов на получение субсидии в текущем году и документы на каждого гражданина, включенного в данный список, на рассмотрение комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 15 Положения Комиссия на основании документов, представленных Управлением на каждого гражданина, включенного в список претендентов на получение субсидий в текущем году, в течение 10 рабочих дней с момента получения документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии в текущем году.

В случае если информация, содержащаяся в представленных документах, не подтверждает основания постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, комиссия принимает решение о продлении срока рассмотрения документов и запрашивает у органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, дополнительные документы.

Окончательное решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии в текущем году должно быть принято комиссией не позднее 45 календарных дней с момента первоначального поступления документов на рассмотрение комиссии.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: утрата оснований, дающих право на улучшение жилищных условий; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.

В соответствии с пунктом 16 Положения о принятом комиссией решении Управление в течение пяти рабочих дней уведомляет граждан и оформляет на граждан, в отношении которых принято решение комиссии о предоставлении субсидии, свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Свидетельство является именным документом и не подлежит передаче другим лицам. Срок действия свидетельства составляет шесть месяцев с даты его выдачи, по истечении которых он может быть продлен по решению комиссии, но не более чем на 3 месяца. Свидетельство является подтверждением того, что продавцу (застройщику) жилья в установленном порядке будет перечислена предоставленная гражданину субсидия. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи свидетельства и является неизменным на весь срок его реализации.

Хальзова Е.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании в части Закона Псковской области от 07.07.2006 года N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 и утвержденных им Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тексты указанных нормативных актов опубликованы в газете «Псковская правда», N 178 от 25 августа 2006 года. Утвержденные заместителями губернатора Псковской области списки составов комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об оспаривании которых также заявляет Хальзова Е.Г., не публиковались.

Закон Псковской области от 07.07.2006 года N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» оспаривается Хальзовой Е.Г. в части примененного в нем ограничивающего нормоположения «вставшим на учет до 01 января 2005 года», а также в части ссылки в преамбуле на Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-Ф «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Постановление Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» также оспаривается ею в части: пункт 1 — в части утверждения Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение и строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пункт 2 — в части поручения заместителю губернатора области Демьяненко Ю.А. утвердить состав комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оспаривается Хальзовой Е.Г. по пункту 1 — в части ограничения категорий граждан, имеющих право на получение субсидии, лицами, вставшими на учет до 01 января 2005 года,

по пункту 2 — в части требований о предоставлении выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья),

пункты 4, 5, 6, 8 — в части указания на сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

пункты 14, 15, 16 — в части ссылок на Комиссию при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий при рассмотрении документов участников Великой Отечественной войны и принятии решений о предоставлении субсидий.

Одновременно Хальзова Е.Г. просит признать недействующими полностью составы комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.,

В обоснование требований указано, что данные взаимосвязанные нормативные акты субъекта Российской Федерации противоречат федеральному законодательству.

Так, полагает, что преамбула вышеуказанного Закона Псковской области противоречит положениям части 1 статьи 9, статей 11, 12, 15 Федерального закона «О ветеранах», которые не допускают «смешивания» участников ВОВ с иными категориями граждан, имеющих право на дополнительную социальную поддержку, в частности, в вопросах учета нуждаемости в жилье; пункт 2 закона и пункт 1 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий — противоречат Указу Президента Российской Федерации N 30 от 09.01.2010 года «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» и нарушают право заявительницы на постановку на учет в целях получения жилищной субсидии.

Указывает на противоречие пункта 2 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий — положениям статьи 15, пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального Закона «О ветеранах», статье 128 ГК РФ, пункту 7 статьи 13, пункту 3 статьи 14, статьям 49, 50, 51, 52, 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также статье 34, пункту 2 статьи 38, пункту 2 статьи 39, статье 42 Устава города Пскова.

Считает, что пункт 1 Постановления в части утверждения Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение и строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречит закону Псковской области N 174-оз от 19.02.2002 года «О системе органов исполнительной власти Псковской области», статьям 2, 35, 36, 37 ГПК РФ, 1.2, 2.3, 2.4, 2.10, 4.1 КоАП РФ, статьям 18, 49, 51, 53 и главе 5 ГК РФ; пункт 2 — Распоряжению Администрации Псковской области N 217-р от 25.08.2010 года «Об определении сфер ведения губернатора области и его заместителей».

Полагает, что пункты 4, 5, 6, 8 Положения о порядке о сводном списке противоречат части 1 статьи 9, статьям 11, 12, 15 ФЗ «О ветеранах», а пункты 4, 15, 16 и утвержденный состав комиссии — части 2 статьи 3, части 3 статьи 11, части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации.

Кроме того указано, что сведения о составе Комиссии не опубликованы в СМИ, что противоречит части 3 статьи 15 Конституции РФ.

Хальзова Е.Г. является ветераном, участником Великой Отечественной воины, инвалидом 3 группы по общему заболеванию, претендует на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 15 Федерального Закона «О ветеранах» в части обеспечения жилым помещением. Полагает, что оспариваемые ею нормативные акты Псковской области препятствует в реализации ее права на получение субсидии, поскольку реализацию права ставят в зависимость от наличия справки о постановки на учет нуждающихся, в выдаче которой ей отказано в связи с обеспеченностью жильем по учетной норме, установленной постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 года N 447, в размере менее 14 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи. Считает, что при определении нуждаемости ветеранов Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий следует применять критерий, установленный подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 3.1 статьи 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» (36 кв. м метров общей площади на человека), поскольку законодательством Псковской области не установлен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, полномочия по учету данной категории граждан не переданы муниципальному образованию «Город Псков», не установлен надлежащий орган, осуществляющий учет участников ВОВ в целях получения им субсидии.

В судебное заседание Хальзова Е.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Хальзовой Е.Г. — Шустов Н.Г. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал.

Представитель Псковского областного собрания депутатов Ефимова В.В. с требованиями и доводами заявителя не согласилась, указав, что ссылка в преамбуле Закона Псковской области N 563-оз на Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правомерна, поскольку предметом регулирования указанного закона Псковской области является определение в соответствии со статьей 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форм предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Представитель Администрации Псковской области Цыбулькина Л.М. с требованиями и доводами заявителя не согласилась.

Указала, что федеральное законодательство предусматривает меру социальной поддержки по обеспечению жильем в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и соответственно, в Законе области N 563-оз также содержится такое указание, а в Положении о порядке представления субсидий содержится требование о подтверждении нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий принятие на учет, определен статьей 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем соответствующие оспариваемые заявителем положения не противоречат федеральному законодательству.

Указала, что после внесения в январе 2010 года изменений в Указ Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года внесены изменения и в Закон Псковской области N 563-оз в части исключения требований о постановке на учет до 01 января 2005 года отдельных категорий граждан, в частности и ветеранов Великой Отечественной войны, в связи с чем заявленные Хальзовой Е.Г. требования являются несостоятельными.

Указала, что создание различных комиссий предусмотрено законодательством области, а федеральное законодательство не содержит таких запретов. Так, в соответствии со статьей 22 Закона области от 19.02.2002 года N 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера в сфере административного управления Администрации области отнесено право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы при Администрации области. Доводы заявителя в части оспаривания полномочий заместителей губернатора на утверждение списочного состава комиссии по рассмотрению документов являются несостоятельными, поскольку законодательством области предусмотрено принятие актов Администрации области, а в соответствии со статьей 7 Закона области N 174-оз Администрация состоит из Губернатора области, заместителей Губернатора области (в том числе первых заместителей губернатора области) и Аппарата Администрации области. Оспариваемые резолютивные решения заместителей губернатора области приняты в соответствии со сферами ведения, утвержденными распоряжением Администрации области от 11 января 2010 года N 1-р «Об определении сфер ведения Губернатора области и его заместителей».

Указала, что формирование сводного списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем и изъявивших желание улучшить свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета, не только не противоречит федеральному законодательству, но и является необходимым с целью обеспечения равной возможности по реализации прав граждан исходя из времени постановки их на учет, поскольку в каждом муниципальном районе и городском округе Псковской области формируется свой местный список.

Выслушав объяснения представителя заявителя Хальзовой Е.Г. — Шустова Н.Г., представителей Псковского областного собрания депутатов, Администрации Псковской области, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 этого же федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В то же время в соответствии с абзацем 1 статьи 28.2 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органам власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, при этом абзацем 8 названной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки также определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ссылка в преамбуле Закона Псковской области N 562-оз на Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правомерна, поскольку предметом регулирования указанного Закона Псковской области является определение в соответствии со статьей 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем не только ветеранов, но инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В связи с чем соответствующий довод заявителя и его представителя о «смешивании» участников ВОВ с иными категориями граждан, имеющих право на дополнительную социальную поддержку, несостоятелен.

Перечень категорий лиц и семей, в отношении которых федеральным законодательством установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем, является приложением к Закону Псковской области N 563-оз, и отдельно в п. 1 перечисляет лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», выделяя в п. 1.1 инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п.п. 4 п. 1 ст. 14; п. 2 ст. 15), и отдельно — в п. 2 — лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы заявителя и его представителя о несоответствии Указу Президента Российской Федерации N 30 от 09.01.2010 года «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» и об ограничении ее права на постановку на учет в целях получения жилищной субсидии пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области также являются несостоятельными. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Псковской области N 563-оз в целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий по определению формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанные меры социальной поддержки в форме субсидии на приобретение или строительство жилых помещений на территории Псковской области предоставляется, в частности инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправный действий) (п.п. 4 п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах»), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанный в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона «О ветеранах» (п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах»), нуждающимся в улучшении жилищных условий независимо от даты постановки их на учет. В отношении лиц, указанных в пп. 1.1, 1.3, 1.6 — 1.7 пункта 1, пп. 3.1, 3.2 пункта 3 прилагаемого к Закону Псковской области N 563-оз перечня, требования о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не установлено.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года N 30 внесены изменения в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 — исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005 г.» Законом Псковской области от 0.03.2010 года N 957-оз также внесены изменения и в закон области N 563-оз в части исключения требований о постановке на учет до указанной даты отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны.

Суд находит необоснованными доводы Хальзовой Е.Г. и ее представителя о противоречии п. 1 постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 в части утверждения Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и п. 2 постановления в части поручения заместителю Губернатора области утвердить список членов комиссии, пунктов 14, 15, 16 положения о порядке предоставления субсидии в части ссылок на комиссию при Администрации области, по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 1 Закона области N 563-оз к полномочиям Администрации области отнесено установление порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В целях реализации данной нормы оспариваемым постановлением N 326 от 14.08.2006 года утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, предусматривающее создание комиссии по рассмотрению документов при Администрации области.

Законодательством Псковской области предусмотрено принятие актов Губернатора Псковской области, Администрации области и по Аппарату Администрации области (статья 35 Закона Псковской области от 19.02.2002 года N 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области». Так, в соответствии с п. 6.1 статьи 6 Регламента Администрации Псковской области, утвержденного Администрацией Псковской области от 15.10.2007 года N 397, Администрация области на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом области и законами области принимает свои правовые акты в форме постановлений и распоряжений (акты Администрации области), организует и обеспечивает их исполнение.

В соответствии со ст. 7 Закона Псковской области от 19.02.2002 года N 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» Администрация области состоит из Губернатора области, заместителей Губернатора области (в том числе первых заместителей Губернатора области) и аппарата Администрации области.

В соответствии со статьей 22 Закона Псковской области от 19.02.2002 года N 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера в сфере административного управления Администрации области отнесено право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы при Администрации области.

Таким образом, утверждение Порядка предоставления мер социальной поддержки и создание комиссии с целью его реализации при Администрации области предусмотрено законодательством области, при отсутствии на это каких-либо запретов, установленных федеральным законодательством.

Заместители Губернатора области принимают решения резолютивно, в том числе, и по утверждению составов различных комиссий, в силу исполняемых ими полномочий по утвержденным распоряжением Администрации области сферам ведения.

Так, в соответствии со сферами ведения, утвержденными распоряжением Администрации области от 11.01.2010 года N 1-р «Об определении сфер ведения Губернатора области и его заместителей» Демьяненко Ю.А. как заместитель Губернатора области планировал, организовывал и контролировал реализацию государственной политики Администрации области по вопросам, в том числе социальной политики, социальной защиты населения, и, соответственно поручение Губернатора области об утверждении состава комиссии обоснованно было дано заместителю Губернатора области, курирующего указанную сферу деятельности.

Распоряжением Администрации области от 25.08.2010 года N 217-р от «Об определении сфер ведения Губернатора области и его заместителей» вопросы социальной защиты населения отнесены к компетенции заместителя Губернатора области Емельяновой В.В., которая резолютивно утвердила состав комиссии в новой редакции.

Утвержденные резолютивно списочные составы комиссии не отнесены к нормативным правовым актам области, предусмотренными статьей 1 Закона Псковской области от 12.02.2003 года N 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области», подлежащих официальному опубликованию. Довод Хальзовой Е.Г. и ее представителя об обратном со ссылкой на то, что список комиссии является частью постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 и утвержденного им Положения о комиссии, а потому подлежит официальному опубликованию, без которого не может применяться на территории области, является ошибочным.

Требование о постановке на учет до 01 января 2005 года относится только к лицам и семьям, указанным в подпунктах 1.2, 1.4, 1.5, 1.18 — 1.26 пункта 1, в подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 перечня, прилагаемого к Закону Псковской области и соответствует пункту 1 статьи 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» и абзацу первому статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Оценивая обоснованность доводов заявителя и его представителя о противоречии Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2012 года и утвержденных им положений федеральному законодательству, суд учитывает следующее.

Содержащееся в пункте 2 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, требование о предоставлении выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий получении жилых помещений) соответствует требованиям федерального законодательства, в частности положениям Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах» (пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 15, пп. 3 п. 1 ст. 16, пп. 3 п. 1 ст. 18, пп. 4 п. 1 ст. 21, п. 1 и 3.1, 3.2 статьи 23.2), статьи 52 Жилищного кодекса РФ, и соответствует положениям части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что жилище предоставляет бесплатно или за доступную плату малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает меру социальной поддержки по обеспечению жильем в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не любых, желающих в независимости от степени обеспеченности жильем улучшить свои жилищные условия, и соответственно, в Законе области N 563-оз также обоснованно содержится указание на обязательность определения нуждаемости гражданина, а в Положение указано на необходимость представления документа, подтверждающего его нуждаемость, в том числе выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Доводы заявителя и его представителя о том, что решение вопроса об обеспечении жильем должно рассматриваться без применения норм жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения), являются несостоятельными и противоречат правовому смыслу норм, предусматривающих меры социальной поддержки именно для тех, кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Довод о том, что нормы жилищного законодательства Российской Федерации (п. 7 ст. 13, п. 3 ст. 4, ст.ст. 49, 50, 51, 52, 54 Жилищного Кодекса РФ) и принятых в целях их реализации нормативных актов субъекта Российской Федерации — Псковской области и муниципального образования по данному вопросу касаются только учета и обеспечения жильем по договорам социального найма иных категорий граждан и не имеют отношения к правоотношениям по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, поскольку для них установлена иная форма социальной поддержки — субсидия, основаны на неправильном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание.

Довод заявителя и его представителя о том, что обеспечение жильем участников ВОВ должно осуществляться независимо от их имущественного положения, соответствует положения пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» Однако указанная норма понимается и применяется ими неверно. Имущественное положение участника ВОВ, то есть размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, действительно, при постановке на учет нуждающихся не учитывается, поскольку для данной категории граждан не требуется признание их малоимущими для постановки на учет, однако обеспеченность жилым помещением имеет значение и оценивается органом по учету и распределению жилья с целью постановки гражданина на учет в соответствии с положениями статьи 50, 52 ЖК РФ. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий принятие на учет определены указанной нормой жилищного законодательства РФ — статьей 52 ЖК РФ, в связи с чем регулирование указанных правоотношений законодательством области не предусматривается.

Требования о признании недействующими пунктов 4, 5, 6, 8 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение и строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в части ссылки на сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий также не могут быть удовлетворены.

Формирование сводного списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем и изъявивших желание улучшить свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета, не только не противоречит федеральному законодательству, но и является необходимым с целью обеспечения равной возможности по реализации прав граждан, проживающих в Псковской области, исходя из времени постановки их на учет, поскольку в каждом муниципальном районе и городском округе Псковской области формируется свой местный список, а решение о наличии права на получение субсидии и о выдаче соответствующего свидетельства принимается Комиссией, созданной при Администрации области. При этом, финансирование расходов области на реализацию прав граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется отдельно по каждой категории. При решении вопроса о выдаче свидетельства Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области производится формирование списка претендентов (по каждой категории) на получение свидетельства в текущем году из сводного списка с соблюдением очередности постановки на учет нуждающихся, что гарантирует соблюдение прав граждан.

На основании изложенного и приведенных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем Хальзовой Е.Г. нормативные акты области не противоречат действующему федеральному законодательству.

В соответствии с частью статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Таким образом, имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных Хальзовой Е.Г. требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 — 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Хальзовой Елизаветы Григорьевны о признании Закона Псковской области от 07.07.2006 года N 563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года N 326, недействующими в части, — отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы или представления через Псковский областной суд.

Председательствующий
Е.П.ХРЯПИНА

Судья Псковского областного суда
Е.П.ХРЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *