Судебный акт по делу о признании решения о задержке выдачи государственного жилищного сертификата незаконным и возложении обязанности по выдаче сертификата оставлен без изменения, так как суд первой инстанции обоснованно признал жилищные права и интересы истца нарушенными и в целях их восстановления правильно возложил на ответчика обязанность по выдаче ему сертификата.

Апелляционное определение Псковского областного суда от 30.10.2012 по делу N 33-1738

Судья: Семенова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего Ельчаниновой Г.А.

судей Ениславской О.Л. и Анашкиной М.М.

при секретаре К.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Псковской области на решение Псковского городского суда от *** 2012 г., которым постановлено:

«Исковые требования В. удовлетворить частично.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать В. в 2012 г. государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 гг. «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» на состав семьи из четырех человек.

В остальной части иска отказать».

Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя апеллятора — В.Т., объяснения В., В.С.М., П., судебная коллегия

установила:

В. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по Псковской области о признании решения о задержке выдачи государственного жилищного сертификата незаконным и возложении обязанности по выдаче ГЖС.

В обоснование требований указал, что в 2009 г. был уволен из органов исполнительной системы по состоянию здоровья при выслуге лет 31 год 05 месяцев 13 дней в календарном исчислении. Поскольку еще с 1997 г. он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы ***, то в 2010 г. он обратился с заявлением о включении его в число участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.

По результатам рассмотрения данного обращения в 2011 г. он был включен с составом семьи 4 человека в число участников указанной подпрограммы и в список получателей ГЖС на 2011 г.

Однако, право получение сертификата до настоящего времени так и осталось не реализованным. Изначально причиной этого явилось установление отсутствия в представленном в г. Москву пакете его документов выписки из лицевого счета по состоянию на момент постановки на учет нуждающихся. Однако этот документ безусловно имелся в его учетном деле по месту службы и соответственно мог быть истребован территориальным органом УИС при первоначальное проверки представленных документов. Тем не менее, выдача ГЖС ему была задержана, а после предоставления им в июне 2011 г. архивной справки выяснилось, что денежные средства уже распределены. В итоге он был включен в список получателей ГЖС на 2012 г. под номером 5, но в этом году сертификат им также получен не был по причине недостаточности денежных средств.

В связи с этим на данный момент он включен в список получателей ГЖС на 2013 г. под номером 11.

Полагая в этих обстоятельствах свои жилищные права и интересы нарушенными, истец просил осуществить их защиту в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства В. уточнил исковые требования и окончательно просил:

— признать незаконным решение УФСИН России по Псковской области о задержке выдачи государственного жилищного сертификата в 2011 г.;

— обязать ФСИН России выдать ему ГЖС на семью в составе 4 человек в 2012 г.

Привлеченные к участию в деле в качестве 3-лиц супруга истца — В.С.М. и дочь — П., действующая также как законный представитель н/л П.В., признанной членом семьи В. в судебном порядке, поддержали предъявленные требования.

Представитель УФСИН России по Псковской области, представляющая также интересы ФСИН России, иск не признала. Полагала, что никаких неправомерных действий, повлекших нарушение законных прав и интересов истца, допущено не было, поскольку задержка в выдаче ГЖС обусловлена в данном случае наличием объективных причин. Кроме того, указывала, что удовлетворение требований повлечет нарушение порядка очередности и соответственно ущемление прав иных лиц- участников подпрограммы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Псковской области просит об отмене состоявшего судебного постановления, ссылаясь на то, что суд не дал оценки всем юридически значимым обстоятельствам дела, которые были неправильно определены, а также допустил нарушение при применении норм материальный права.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг.», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г., право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют «сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более».

По настоящему делу установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии *** от ***1997 г. В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В период дальнейшего прохождения службы в органах УИС он жильем не обеспечивался.

Приказом от ***2009 г. истец уволен со службы с должности *** по ограниченному состоянию здоровья и при выслуге лет в календарном исчислении — 31 год 05 месяцев 13 дней.

В мае 2011 г. В. на основании личного заявления был включен с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и в список получателей ГЖС на 2011 г. под номером 4.

Порядок формирования списков получателей ГЖС, оформления и выдачи сертификатов гражданам участникам вышеназванной подпрограммы определены Инструкцией, утвержденной приказом ФСИН России N 287 от 04.06.2007 г.

Согласно ей в случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

На основании представленных списков граждан — участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан — участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

Таким образом, на территориальном органе УИС, которым в данном случае выступает УФСИН России по Псковской области, лежала обязанность по проверке представленных В. документов и формированию их необходимого полного пакета.

Тем не менее, по результатам проверки документов в ФСИН России было установлено отсутствие выписки из лицевого счета по состоянию на момент постановки В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. на 1997 г.

Довод апеллятора о том, что в представленном пакете документов по истцу содержалась выписка из лицевого счета от *** 2011 г., а нормативно-правовая база не указывает по состоянию на какую конкретно дату должен быть предоставлен этот документ, не может быть признан убедительным.

Прежде всего, выписка из лицевого счета по состоянию на момент постановки гражданина на учет нуждающихся является одним из основополагающих документов, подтверждающих законность возникновения его права на обеспечение жильем.

Следовательно, наличие такого документа в формируемом учетном деле участника подпрограммы носит объективно необходимый характер и позволяет исключить возникновение спорных моментов, как в данном случае.

Кроме того, при рассмотрении документов ФСИН России в 2011 г. имелась потенциальная возможность получения указанной выписки из лицевого счета, которая находилась в учетном деле истца по месту его службы, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика (л.д. ***). Однако этот документ истребован не был.

Более того, по предложению сотрудника УФСИН России по Псковской области Х. окончательное решение вопроса о выдаче ГЖС В. было отложено, хотя будучи допрошенной в качестве свидетеля она пояснила о существующей практике немедленного уведомления участника подпрограммы о выявленных недостатках и предложении предоставить недостающие документы. (л.д. 114)

В результате необходимая выписка из лицевого счета была представлена самим истцом в июне 2011 г., когда формирование списка лиц — получателей ГЖС на 2011 г. было завершено.

В последующем, несмотря на установленное право получения В. сертификата еще в 2011 г., которое осталось не реализованным по сути в связи с бездействием УФСИН России по Псковской области, в список лиц, претендующих на получение ГЖС в 2012 г. он был включен под номером 5.

Это обусловило неполучением им сертификата и в настоящем году ввиду недостаточности выделенных денежных средств.

В соответствующий список на 2013 г. истец включен уже под номером 11.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно признал жилищные права и интересы В. нарушенными и в целях их восстановления правильно возложил на ФСИН России обязанность по выдаче ему ГЖС в 2012 г. на состав семьи 4 человека.

Правомерность отказа в остальной части иска сомнений не вызывает и законность постановленного решения в этой части никем не оспаривается. Мотивы соответствующих выводов приведены в судебном решении.

Иные доводы апелляционной жалобе также несостоятельны. Они по сути аналогичны тем, которые были приведены ответной стороной при рассмотрении спора и получили свою правовую оценку, о чем указано выше.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от *** 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Псковской области — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА

Судьи
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
М.М.АНАШКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *