О признании Постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска от 16 апреля 2002 г. N 1623 Об утверждении Порядка предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска N 2487 от 22 августа 2003 г., противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.03.2004
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Л.З.Фаткуллиной,
с участием прокурора Г.А.Суржко,
при секретаре Я.Ю.Бессолицыной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Петрозаводска о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска N 1623 от 16 апреля 2002 г. «Об утверждении Порядка предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска». Заявление мотивировано тем, что данный Порядок, устанавливающий общеобязательные правила, противоречит федеральному законодательству, так как устанавливает измененный по сравнению с требованиями действующего федерального законодательства перечень оснований предоставления отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска. Прокурор считает, что принятие указанного нормативного акта находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления и принято Главой самоуправления г. Петрозаводска с превышением компетенций. Прокурор просит признать указанное Постановление противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Определением суда к участию в деле привлечена Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Петрозаводску.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации г. Петрозаводска с заявлением не согласен, полагает, что оспариваемое Постановление не устанавливает общеобязательные правила, оно воспроизводит содержание отдельных положений федерального законодательства; пунктом 5 Порядка ничьи права не нарушаются; указанный Порядок регулирует лишь порядок прохождения документов внутри Администрации.
Представитель Инспекции МНС России по г. Петрозаводску полагает заявление прокурора г. Петрозаводска обоснованным; пояснил, что отсрочку и рассрочку уплаты налогов следует рассматривать как налоговые льготы; считает, что принятие нормативного акта, определяющего порядок отсрочки или рассрочки уплаты налога в бюджет г. Петрозаводска является компетенцией только представительного органа местного самоуправления, т.е. Петросовета; дополнительные основания отсрочки или рассрочки могут быть установлены только законами субъектов Российской Федерации.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска N 1623 от 16 апреля 2002 г. утвержден Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска (далее Постановление и Порядок). Постановлением Главы самоуправления N 2487 от 22 августа 2003 г. в указанное Постановление и Порядок внесены изменения и дополнения. Пунктом 2 Постановления Управлению муниципального казначейства Комитета по вопросам экономики и финансов предписано производить предоставление налогоплательщикам отсрочек и рассрочек в соответствии с Порядком.
Указанный Порядок устанавливает механизм предоставления отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска при наличии оснований, предусмотренных Порядком. Пункт 5 Порядка устанавливает перечень оснований для предоставления отсрочек или рассрочек, пункт 9 — состав документов, предоставляемых налогоплательщиками в обязательном порядке в случае предоставления отсрочки или рассрочки, пункт 12 — порядок и сроки рассмотрения ходатайства налогоплательщика о приостановлении уплаты задолженности (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки); приложением N 2 утверждена форма соответствующего заявления налогоплательщика; приложением N 5 — форма решения о предоставлении отсрочки или рассрочки о временном приостановлении уплаты налога. Изложенное свидетельствует о том, что Порядком установлены общеобязательные правила предоставления отсрочек или рассрочек уплаты налогов в бюджет г. Петрозаводска.
Суд считает, что в силу ст.ст. 23 и 56 Налогового кодекса РФ отсрочку или рассрочку уплаты налогов в бюджет следует рассматривать как налоговую льготу, которая позволяет налогоплательщикам производить уплату налогов в сроки, отличные от установленных налоговым законодательством, и освобождает их от налоговой ответственности за несвоевременную их уплату налогов.
Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования, находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. Статьей 19 Устава местного самоуправления г. Петрозаводска (далее Устав) установлено, что принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, куда в силу ст. 14 Устава включены такие вопросы местного значения, как местные финансы,… установление местных налогов,… льгот по их уплате, отнесено к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета. При этом, ст. 102 Устава предусмотрено, что местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Петрозаводским городским Советом самостоятельно в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Карелия.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление порядка предоставления отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска отнесено к компетенции только Петрозаводского городского Совета. Следовательно, оспариваемое Постановление принято с превышением компетенции Главы самоуправления г. Петрозаводска. Между тем, ст. 6 Налогового кодекса РФ установлено, что нормативный правовой акт, изданный органом, не имеющим права издавать подобного рода акты или с нарушением установленного порядка изданий таких актов, признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
Суд также считает, что оспариваемое Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска противоречит действующему федеральному законодательству.
Так пункт 1 Порядка определяет, что отсрочкой или рассрочкой считается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящим Порядком… Пункт 5 устанавливает в качестве основания предоставления отсрочки или рассрочки «задержку налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного ими муниципального заказа», что не предусмотрено налоговым законодательством, однако не указывает в качестве такого основания, но установленное подпунктом 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ, «задержку лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа». Таким образом, Порядок, утвержденный Постановлением Главы самоуправления N 1623 от 16 апреля 2002 г., предусматривает измененный по сравнению с действующим налоговым законодательством перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Между тем, ст. 61 Налогового кодекса РФ определено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 Налогового кодекса РФ. Основания предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налога предусмотрены в ст. 64 Налогового кодекса РФ, при этом п. 12 указанной статьи установлено, что дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, пункты 1, 5 Порядка нарушают предусмотренное ст. 21 Налогового кодекса РФ право налогоплательщиков получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленным Налоговым кодексом РФ, следовательно, эти пункты противоречат федеральному законодательству.
Суд считает, что противоречат действующему федеральному законодательству также пункты 3, 11 Порядка, согласно которым Управление муниципального казначейства Комитета по вопросам экономики и финансов Администрации г. Петрозаводска в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика подготавливает заключение о предоставлении отсрочки или рассрочки и на его основании готовит проект соответствующего постановления Главы самоуправления. После подготовки проекта постановления предполагается его согласование службами Администрации г. Петрозаводска и подписание его Главой самоуправления г. Петрозаводска. Таким образом, в соответствии с Порядком решение о предоставлении отсрочки или рассрочки может быть принято в сроки, превышающие месячный срок. Между тем, п. 6 ст. 64 Налогового кодекса РФ установлено, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Следовательно, пункты 3, 11 Порядка нарушают право налогоплательщиков на своевременное принятие такого решения.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами представителя Администрации о том, что Порядок не изменяет и не дополняет нормы главы 9 Налогового кодекса РФ, а лишь воспроизводит отдельные нормы данного кодекса и устанавливает порядок их применения структурными подразделениями Администрации г. Петрозаводска.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска N 1623 от 16 апреля 2002 г. «Об утверждении Порядка предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска N 2487 от 22 августа 2003 г., противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Так как Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска N 1623 от 16 апреля 2002 г. было опубликовано в газете «Комсомольская правда» от 4 и 6 июня 2002 г., Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска N 2487 от 22 августа 2003 г. «О внесении изменения и дополнений в Постановление Главы самоуправления Главы самоуправления N 1623 от 16 апреля 2002 г.» опубликовано в приложении к газете «Петрозаводск» N 11 от 2 октября 2003 г., в силу ст. 253 ГПК РФ сообщение об указанном решении после вступления его в законную силу подлежит публикации в указанных печатных изданиях.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора г. Петрозаводска удовлетворить.
Признать Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска от 16 апреля 2002 г. N 1623 «Об утверждении Порядка предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по уплате налогов в бюджет г. Петрозаводска» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска N 2487 от 22 августа 2003 г., противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Администрации г. Петрозаводска опубликовать в газетах «Петрозаводск» и «Комсомольская правда» сообщение о судебном решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья
Л.З.ФАТКУЛЛИНА