О признании недействующими абзацев 3, 4 пункта 1, пункта 3 Указа губернатора Пермской области от 27.07.2005 N 117 О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета, Порядка рассмотрения вопросов по предоставлению кредитов из областного бюджета юридическим лицам, Порядка проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита, утвержденных данным Указом.

Решение Пермского областного суда от 08.08.2006 по делу N 3-218-0

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Лядовой Л.И.

при участии прокурора Сысоевой С.М.

при секретаре М.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 08 августа 2006 г.

дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими закону отдельных норм Указа губернатора Пермской области от 27.07.2005 г. N 117

установил:

В газете «Звезда» N 130-131 от 02.08.2005 г. был опубликован Указ и.о. губернатора Пермской области от 27.07.2005 г. N 117 «О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета».

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими абзаца 3 и 4, пункта 3 Указа губернатора, Порядка рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам и Порядка проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита, утвержденные Указом губернатора указав, что данные нормы противоречат п. 7 ст. 76, ст. 153 и ст. 154 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам устанавливает цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов. Права и обязанности сторон при осуществлении деятельности по получению кредита, цели и условия предоставления бюджетных кредитов согласно п. 7 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ должны быть указаны при утверждении бюджета на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ законы и решения о бюджете утверждают соответственно представительные органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а не губернатор и главы местного самоуправления.

Исполнительные органы власти, исполнительные органы местного самоуправления и председатели представительных органов местного самоуправления (главы местного самоуправления) не наделены ст. 154 Бюджетного кодекса РФ полномочиями по утверждению бюджетов, а следовательно, и по определению целей, условий и порядка предоставления бюджетных кредитов.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. поддержав заявление заместителя прокурора Пермского края в полном объеме, указала, что федеральное законодательство не содержит норм, определяющих право исполнительной власти по утверждению бюджетов. В данном случае губернатор Пермской области превысил свои полномочия. Губернатор не вправе рекомендовать совершать действия, которые противоречат федеральному законодательству.

Представители администрации Пермской области — С.И. и М.С. просили отказать в удовлетворении заявления заместителю прокурора, поскольку абз. 3 п. 1 Указа губернатора утвержден порядок рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов, а не порядок предоставления кредитов. Решение о предоставлении кредитов предшествует процедуре предоставления кредита.

Абзац 4 пункта 1 Указа соответствует п. 6 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ. Исполнительному органу субъекта Российской Федерации ст. 25 Закона Пермской области от 15.09.2003 г. N 952-188 «О бюджетном процессе в Пермской области» предоставлено право проведения финансового состояния получателя бюджетных кредитов. Статьей 27 Закона Пермской области «О бюджете на 2006 год» главное управления финансов предоставляет бюджетные кредиты юридическим лицам при соблюдении условий, установленных ст. 76, 77 Бюджетного кодекса РФ. Данные нормы не содержат положения о том, что механизм проверки финансового состояния получателя кредита должен быть определен Законодательным Собранием.

Пункт 3 оспариваемого Указа не содержит императивных требований, носит рекомендательный характер и адресован тем главам местного самоуправления, которые обладают соответствующими полномочиями на основании акта о бюджете муниципального образования. На практике органы муниципальных образований утверждают бюджеты.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации при утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их представления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Согласно ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами местного самоуправления.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти предусмотрены ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации — органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета.

Абзацем 3 п. 1 Указа губернатора Пермской области от 27.07.2005 г. N 117 «О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета» утвержден Порядок рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам.

Абзацем 4 п. 1 утвержден Порядок проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита.

Анализ оспариваемых норм Указа губернатора Пермской области свидетельствует о том, что они противоречат федеральному законодательству.

Суд не может согласиться с доводами представителя администрации Пермской области, что Указом губернатора предусмотрена организация порядка предоставления бюджетных кредитов, это лишь процедурный документ.

Согласно п. 7, 8 Порядка рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам на основании положительного заключения главное управление готовит проект распоряжения губернатора области о предоставлении бюджетного кредита. В течение 10 рабочих дней с момента издания распоряжения губернатора области о предоставлении бюджетного кредита главное управление оформляет и заключает с получателем договор о предоставлении бюджетного кредита. Одновременно с указанным договором заключается договор об обеспечении исполнения обязательств по возврату кредита.

Таким образом, следует, что оспариваемой нормой Указа губернатора области установлены цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, т.е. разрешены вопросы, относящиеся к компетенции законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 Порядка проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита предусмотрено, что в соответствии с Порядком рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение проверки финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетных кредитов.

В связи с тем, что утвержденный Указом губернатора области Порядок рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам противоречит федеральному законодательству, поэтому Порядок проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита влечет за собой утрату силы.

Пунктом 3 Указа губернатора N 117 рекомендовано главам местного самоуправления разработать и утвердить порядок предоставления бюджетных кредитов из местных бюджетов.

По утверждению представителя администрации Пермской области, данная норма носит рекомендательный характер, не обязывает главы местного самоуправления производить какие-либо действия. Правовых последствий норма не несет.

Суд считает, что оспариваемая норма противоречит п. 7 ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что главы местного самоуправления не вправе утверждать порядок предоставления бюджетных кредитов из местных бюджетов.

Согласно ч. 1 ст. 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 3, 4 пункта 1, пункт 3 Указа губернатора Пермской области от 27.07.2005 г. N 117 «О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета», Порядок рассмотрения вопросов по предоставлению кредитов из областного бюджета юридическим лицам, Порядок проверки текущего финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение бюджетного кредита, утвержденные данным Указом.

По вступлении решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете «Звезда».

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий п.п.
Л.И.ЛЯДОВА

Судья облсуда
Л.И.ЛЯДОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *