утв. президиумом Пермского краевого суда 06.03.2009)

Обзор судебной практики по применению судами Пермского края ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Утвержден
президиумом
Пермского краевого суда
06.03.2009

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права в России действует Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающий основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление судами предусмотренных данным Законом функций должно обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, эффективное и гуманное обращение с ними, принятие в отношении них справедливых решений.

Пермским краевым судом проведено обобщение судебной практики по применению судами Пермского края ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года за 12 месяцев 2007 и 2008 годов. Произведено изучение 1011 материалов, из которых 164 материала о направлении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и 847 материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, всех 50 судов Пермского края, а также сравнительный анализ данных по отношению к 2005 году.

----+-----------------------------------+--------+--------+---------  ¦ N ¦             Показатель            ¦2005 год¦2007 год¦2008 год¦  ¦п/п¦                                   ¦        ¦        ¦        ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦ 1 ¦Число несовершеннолетних,          ¦  2686  ¦  2275  ¦  1974  ¦  ¦   ¦совершивших общественно опасные    ¦        ¦        ¦        ¦  ¦   ¦деяния (по сведениям ГУВД Пермского¦        ¦        ¦        ¦  ¦   ¦края)                              ¦        ¦        ¦        ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦ 2 ¦Всего рассмотрено судами Пермского ¦   467  ¦   502  ¦   509  ¦  ¦   ¦края материалов о помещении в ЦВСНП¦        ¦        ¦        ¦  ¦   ¦и СУВЗТ                            ¦        ¦        ¦        ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦   ¦Из них о направлении в СУВЗТ       ¦   161  ¦    86  ¦    78  ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦   ¦Из них о направлении в ЦВСНП       ¦   306  ¦   416  ¦   431  ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦ 3 ¦Удовлетворено ходатайств всего     ¦   335  ¦   333  ¦   314  ¦  ¦   ¦                                   ¦(71,7%) ¦ (66%)  ¦ (62%)  ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦   ¦Из них о направлении в СУВЗТ       ¦   113  ¦    65  ¦    54  ¦  ¦   ¦                                   ¦(70%)   ¦ (76%)  ¦ (69%)  ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦   ¦Из них о направлении в ЦВСНП       ¦   268  ¦   268  ¦   260  ¦  ¦   ¦                                   ¦(87%)   ¦ (64%)  ¦ (60%)  ¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦ 4 ¦Из них обжаловано председателю     ¦    26  ¦    16  ¦    18  ¦  ¦   ¦Пермского краевого суда            ¦ (5,6%) ¦  (3,5%)¦  (3,5%)¦  +---+-----------------------------------+--------+--------+--------+  ¦ 5 ¦Из общего количества материалов    ¦    89  ¦    34  ¦    41  ¦  ¦   ¦принято решение о повторном        ¦(29%)   ¦ (13%)  ¦ (16%)  ¦  ¦   ¦помещении н/л в ЦВСНП              ¦        ¦        ¦        ¦  ----+-----------------------------------+--------+--------+---------

За последние 3 года наблюдается тенденция снижения преступности и совершения общественно опасных деяний среди несовершеннолетних. По сравнению с 2005 годом снижение числа общественно опасных деяний составило 26,5%. Вместе с тем прослеживается увеличение числа материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания, направляемых в суды Пермского края органами внутренних дел. Так, по сравнению с 2005 годом число таких материалов увеличилось на 29%.

Одновременно прослеживается снижение числа постановлений судов о помещении несовершеннолетних в данные учреждения (по сравнению с 2005 годом их число снизилось на 9,7%). Данное обстоятельство объясняется рядом факторов, в том числе недостатками работы судов, а также низким качеством подготовки материалов органами внутренних дел.

Согласно отчетам судов, представленным в Управление Судебного департамента в Пермском крае за 2007 год, судами г. Перми и Пермского края было рассмотрено 416 материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», что на 36% больше 2005 года, и 86 материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона, что на 53% меньше 2005 года, а за 2008 год судами г. Перми и Пермского края было рассмотрено 431 (больше на 40%) и 78 (меньше на 53%) материалов соответственно (таблица 1).

Из 416 материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, рассмотренных судами г. Перми и Пермского края за 2007 год, по 268 материалам ходатайства начальника ОВД были удовлетворены, что составило 64%, из 86 материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по 65 (76%) материалам ходатайства комиссии по делам несовершеннолетних удовлетворены. За 2008 год из 431 материала о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по 260 (60%) материалам ходатайства начальника ОВД — удовлетворены, и из 78 материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по 54 (69%) материалам ходатайства комиссии по делам несовершеннолетних удовлетворены. В Уинском, Еловском и Частинском районных судах Пермского края материалы данной категории дел за 2007 и 2008 гг. не рассматривались.

Наибольшее количество материалов за отчетные периоды было рассмотрено Индустриальным районным судом г. Перми (2007 г. — 38 материалов, 2008 г. — 28 материалов) и Кировским районным судом г. Перми (2007 г. — 40 материалов, 2008 г. — 41 материал).

Председателю Пермского краевого суда за 2007 год было обжаловано 15, а за 2008 год 18 судебных постановлений, что составляет 3,5% от общего количества материалов, рассмотренных судами г. Перми и области, из них в 2007 году — 5, а в 2008 году — 2 постановления об оплате труда адвоката по материалам данной категории. Кроме того, председателем Пермского краевого суда за отчетный период было возвращено без рассмотрения три протеста прокурора на постановления судьи, вступивших в законную силу, и одна жалоба начальника ОВД, в которой он ставил вопрос об отмене постановления судьи. Из 15 обжалованных за 2007 год председателю решений было отменено 8, четыре из которых — постановления об оплате услуг адвоката в части взыскания вознаграждения с законного представителя несовершеннолетнего, из 19 постановлений за 2008 год председателем было отменено 10 судебных постановлений, одно из которых об оплате услуг адвоката также в части взыскания вознаграждения с законного представителя.

Данные, представленные в таблицах 2, 3, показывают, что 92% несовершеннолетних, в отношении которых рассмотрены материалы о помещении в СУВЗТ, и 81% в ЦВСНП, — лица мужского пола, причем наблюдается тенденция увеличения в их числе лиц женского пола. Так, девочек в 2008 году было направлено в ЦВСНП больше на 15%, чем в 2007 г. Большая часть из направляемых в данные учреждения детей (64%) — в возрасте от 8 до 13 лет. Каждый второй подросток (53%), направляемый в данные учреждения, воспитывается в неполной семье. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение на 21% числа детей-сирот, помещенных в ЦВСНП, а также на 20% числа детей, повторно, неоднократно помещаемых в данные учреждения.

Основную возрастную группу лиц, помещаемых в ЦВСНП повторно, составляют преимущественно лица мужского пола — 92%. Наиболее распространенной возрастной группой среди них являются лица в возрасте 9-12 лет — 46%, далее следует возрастная группа 14 лет — 38% несовершеннолетних. Ниже — подростки в возрасте 13 и 15 лет — по 8%.

Наиболее характерными правонарушениями, которые совершаются рассматриваемой группой подростков, являются кражи (статья 158 УК РФ) — 53%, мошенничество (статья 159 УК РФ) — 20%, грабежи (статья 161 УК РФ) — 17%, а также побои (статья 116 УК РФ) — 10%. В составе группы подростками было совершено 53% правонарушений. Каждый из подростков, повторно помещенных в ЦВСНП, совершил более двух преступлений, что свидетельствует о недостаточной эффективности ранее проведенной с ними индивидуальной профилактической работы.

В ходе анализа было установлено, что 69% семей, в которых проживают подростки, повторно помещенные в ЦВСНП, характеризуются как неблагополучные. В 56% семей родители употребляют спиртные напитки.

В 69% семей родители работают по таким должностям, как повар, токарь, охранник, воспитатель, продавец и др., либо у родителей вообще отсутствует работа (безработные, живут на пособия, пенсию) — 8%, либо один из родителей находится (или ранее находился) в местах лишения свободы — 8%, либо родители отсутствуют (умерли, лишены родительских прав) и подросток пребывает в детском доме — 8%. Средний заработок 77% таких семей не превышает 3,5 тысячи рублей на человека в месяц.

Говоря о характере досуга несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП повторно, следует отметить, что в 92% случаев он носит развлекательный характер: подростки посещают компьютерные клубы, гуляют на улице, «просиживают» в подъездах, бродяжничают.

В характеристиках личности таких подростков выявлены следующие характерные особенности: 100% подростков имеют многочисленные пропуски школьных занятий, академические задолженности по нескольким предметам имеют 77%, на второй год обучения оставлены 15% несовершеннолетних правонарушителей. Склонны ко лжи, агрессивны, легко поддаются влиянию либо оказывают дурное влияние на других подростков — 84% подростка из анализируемой группы; у 92% подростков круг общения — подростки с противоправным поведением.

По сравнению с 2007 годом на 40% увеличилось число несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП повторно. При повторном помещении в ЦВСНП в материалах, представляемых в суд ПДН, отсутствуют сведения об индивидуальной профилактической работе, проведенной Центром и ПДН. Так, из 75 несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП повторно за 2 года, сведения об ИПР, проведенной ЦВСНП, содержались только в 3 материалах, причем они состояли из характеристик, подготовленных психологами ЦВСНП, отсутствовали рекомендации субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также их результаты. Не случайно такие несовершеннолетние, как М., А., О. (Кировский район), А., В. (г. Кизел), О. (г. Соликамск), М., Б. (Мотовилихинский район г. Перми) более 3 раз направлялись в ЦВСНП.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях предупреждения повторных правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты жизни и здоровья предусмотрено помещение их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, задачами которых являются проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, установление обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению ими правонарушений, информирование об этом заинтересованных органов и учреждений, принятие мер по дальнейшему устройству правонарушителей.

Категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, указаны в п. 2 ст. 22 вышеуказанного Закона, согласно которому в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 ст. 26 Закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, но вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона.

За отчетный период основная часть несовершеннолетних — 89%, помещалась в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, 8% — за совершение административных правонарушений. Из них 45% совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступлений средней тяжести, 30% — небольшой тяжести, 12% — тяжких и особо тяжких преступлений (таблица 4).

Перечень указанных в Законе оснований для помещения в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона основанием помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей являются приговор суда или постановление судьи.

Как показало проведенное обобщение, подавляющая часть несовершеннолетних направлялась в ЦВСНП и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по постановлению судьи.

П. 4 ст. 22 Закона до направления материалов в суд предоставляет право руководителю органа внутренних дел (т.е. начальнику отдела милиции) или уполномоченному сотруднику отдела, замещающему должности (т.е. его заместителю или его помощнику — оперативному дежурному), своим постановлением помещать в ЦВСНП на срок не более 48 часов несовершеннолетних, указанных в п.п. 3-6 п. 2 ст. 22 Закона (самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, совершивших общественно опасное деяние, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность).

Перед принятием постановления одно из названных должностных лиц изучает подготовленные материалы на несовершеннолетнего. Убедившись, что несовершеннолетний ушел из СУВЗТ или совершил правонарушение и необходимо обеспечить защиту его жизни или здоровья, предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, не установлена личность несовершеннолетнего, он не имеет места жительства, либо имеются другие основания, предусмотренные п.п. 4-6 п. 2 ст. 22 Закона, указанное выше должностное лицо выносит постановление о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов.

Данное решение должно быть принято в течение трех часов после доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел, так как согласно п.п. 1 п. 2 ст. 21 Закона там они могут содержаться не более указанного времени.

На основании постановления несовершеннолетний доставляется в ЦВСНП на срок не более 48 часов, и с момента его помещения начинает исчисляться срок пребывания в Центре.

При этом обязательного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП начальником ОВД для решения вопроса судьей о помещении несовершеннолетнего в Центр на срок до 30 суток не требуется. Поэтому постановления судей об отказе в удовлетворении ходатайства начальника ОВД на том основании, что несовершеннолетний не был помещен в ЦВСНП по постановлению начальника ОВД, нельзя признать обоснованными.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 ст. 22 настоящего Закона, в ЦВСНП и материалы, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры, направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних правонарушителей не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания, т.е. 48 часов.

Следует отметить, что нарушений сроков направления постановлений и материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП в ходе обобщения выявлено не было.

Однако в случаях, когда несовершеннолетний не был помещен по постановлению начальником органа внутренних дел в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, материалы начальником ОВД или его заместителем, а также начальником МОБ направляются в суд спустя продолжительное время с момента совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния и вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. В результате решение о помещении несовершеннолетнего в Центр принимается спустя длительное время после отказа в возбуждении уголовного дела в отношении него.

Так, в отношении 10-летнего Х. (Кировский район), 1997 г.р., материалы были направлены в суд 23.07.2007, спустя месяц после совершения им правонарушения 23.06.2007.

Вместе с тем имеют место случаи необоснованного отказа судьей в удовлетворении ходатайства начальника ОВД о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на основании нарушения срока, предоставляемого для направления материалов в отношении несовершеннолетних в суд, предусмотренном ч. 2 ст. 27 Закона, которой регламентирован порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Материалы в отношении несовершеннолетних, направляемые в суд, должны содержать достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Как правило, направляя несовершеннолетних правонарушителей в Центр временного содержания, судьи исходят из факта совершения несовершеннолетним правонарушений и необходимости предотвращения ими повторного общественно опасного деяния, при этом не дают должной оценки всем обстоятельствам дела.

В нарушение ч. 2 ст. 31.1 Закона судами нередко вопрос о направлении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел решается без достаточного анализа и исследования конкретных обстоятельств и оснований для помещения подростка в Центр: бытовых условий, возможности достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представителей, возможности исправления его без изоляции от общества, недостаточности проведенной с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы со стороны ОВД, школы.

Так, постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 14.12.2007 несовершеннолетняя Ч., 1995 г.р., была помещена в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, при этом, принимая данное решение, судья исходил из факта совершения несовершеннолетней двух общественно опасных деяний и вероятности совершения ею повторного правонарушения. Вместе с тем судья не в полном объеме учел данные, характеризующие личность девочки, которая согласно характеристике: трудолюбива, активно участвует в общественной жизни класса и школы, требования взрослых выполняет, отношения с одноклассниками хорошие, кроме того, судья не учел, что ранее Ч. на учете в ПДН ОВД не состояла, после постановки и проведения с ней профилактических работ каких-либо других правонарушений не совершала. А то обстоятельство, что семья девочки состоит на учете как неблагополучная, не может служить основанием для помещения несовершеннолетней в ЦВСНП.

В соответствии со ст. 31.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановления о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП должны сопровождаться материалами, подтверждающими обоснованность помещения подростка в указанное учреждение. Отсутствие в материалах дел справок и заключений из вышеуказанных субъектов профилактики не дает возможность составить полную картину о личности подростка, характере проведенной с ним профилактической работы (или не проведенной вообще). Возможно, что в ряде случаев вместо помещения подростка в ЦВСНП достаточно было бы скорректировать проводимую с ним индивидуальную профилактическую работу и подключить к ней максимальное число субъектов профилактики.

Данные обстоятельства дают основания полагать, что между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отсутствует должное взаимодействие, обмен информацией, они не владеют в достаточной степени технологиями профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Качество подготовки материалов, направляемых в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, является низким. Зачастую отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в вышеуказанные учреждения: нет акта жилищно-бытовых условий, нет справки ПДН ОВД о проведенной с несовершеннолетним профилактической работе, отсутствуют характеристики несовершеннолетнего. Недостаточно убедительно в ходатайстве начальника ОВД (и также без документального подтверждения) мотивируется необходимость помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в целях предупреждения повторного общественно опасного деяния. Чаще всего в ходатайствах ОВД указывается несколько оснований, например: с целью защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, с целью предотвращения совершения им повторного общественно опасного деяния или с целью установления личности.

Также было установлено, что в подавляющем большинстве материалов содержатся копии представленных в суд тех или иных документов, не заверенных надлежащим образом.

Должностными лицами органов внутренних дел прилагаются в материалы постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, не утвержденные начальником, в некоторых документах, в частности в характеристиках, в актах обследования материально-бытовых условий отсутствует дата их составления. Указанным нарушениям судьями районных судов не дается оценка при вынесении решения.

Кроме того, представители ПДН, участвующие в судебном заседании, как правило, поддерживают внесенное начальником ОВД ходатайство на основании ранее представленных материалов, не принимая во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для дела на момент рассмотрения, в частности, что несовершеннолетний после постановки на учет в ПДН исправил свое поведение, законные представители усилили контроль за его поведением, условия воспитания и проживания изменились в лучшую сторону. Также не всегда данным обстоятельствам дают оценку и судьи при рассмотрении материала о решении вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

В ходе анализа было установлено, что в 77% материалов отсутствует информация о том, состоят ли несовершеннолетние правонарушители на учете в КДН, проводилась ли с ними индивидуальная профилактическая работа субъектами системы профилактики, в 15% — присутствуют справки о том, что подросток на учете в КДН не состоит, родители к административной ответственности не привлекались, хотя подростком было совершено несколько общественно опасных деяний и он ранее помещался в ЦВСНП, что свидетельствует о низкой взаимосвязи и координации работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Наиболее полные и достаточные материалы были собраны и направлены для решения вопроса по существу ОВД г. Кудымкара, г. Березники, г. Чусового, г. Соликамска Пермского края, что позволило судьям принять обоснованные и мотивированные решения.

Хотя в п. 2 ст. 31.1 Закона, содержащем положения о требованиях к материалам в отношении несовершеннолетних, представляемых в суд, не указано о необходимости приложения документов о состоянии здоровья несовершеннолетнего, исходя из задач, предусмотренных законом, одной из которых является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, считаем целесообразным, учитывая индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей, при решении вопроса о помещении подростков в ЦВСНП запрашивать данные о состоянии здоровья, справки от терапевта и психиатра. При этом отсутствие медицинского заключения не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП.

Что касается возраста, с которого может быть помещен несовершеннолетний в ЦВСНП, то нижняя его граница настоящим Законом не установлена. Также не оговорено возрастное ограничение для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП и Приказом ГУВД Пермской области N 373 от 29.03.2004 «Об утверждении Положения о государственном учреждении «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей». Анализ изученных материалов показывает, что в Пермском крае минимальный возраст, с которого несовершеннолетний был помещен в ЦВСНП, — 8 лет. Сложившаяся судебная практика о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей является правильной. Вместе с тем Пермский краевой суд полагает, что при решении вопроса о необходимости помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел судьям следует исходить из каждого конкретного случая.

Стоит отметить, что за отчетный период случаев отказа в удовлетворении ходатайства начальника ОВД о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в связи с тем, что несовершеннолетний не достиг 11-летнего возраста, с которого в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 возможно направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, не было. Тогда как в 2005, 2006 гг. имели место необоснованные судебные решения об отказе в удовлетворении ходатайств начальника ОВД о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП в связи с недостижением несовершеннолетним 11-летнего возраста.

Согласно ч. 1 ст. 31.2 Закона с материалами, направляемыми в суд, имеют право знакомиться несовершеннолетний, его родители или законные представители либо представитель органа опеки и попечительства.

Если личность несовершеннолетнего не установлена или он не проживает на территории субъекта, где он был задержан, либо проживает на значительном расстоянии от места рассмотрения материала, в этом случае с материалами знакомится представитель органа опеки и попечительства.

В нарушение данного положения закона должностными лицами органов внутренних дел не обеспечивается право несовершеннолетнего и его законного представителя или органа опеки и попечительства знакомиться с материалами, направляемыми в суд.

В случае, когда законный представитель и несовершеннолетний отказываются от ознакомления с материалами, направляемыми в суд, необходимо делать соответствующую запись, которая позволит судье установить, что право несовершеннолетнего нарушено не было.

В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 Закона в рассмотрении материалов в районном суде участвуют несовершеннолетний, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и(или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних по защите их прав и представители органа опеки и попечительства.

В целом во всех судах при рассмотрении материалов присутствовали адвокат, прокурор, несовершеннолетний, его законный представитель, представители подразделений по делам несовершеннолетних, а также представитель комиссии по делам несовершеннолетних. Вместе с тем в большинстве судов судьи допускают рассмотрение материалов без представителя Центра временного содержания, не обеспечивают его присутствие в суде, не извещают о рассмотрении материала. Извещение Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей о дате и времени проведения судебного заседания является обязательным, вместе с тем отсутствие представителя Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при условии, если в данном заседании обеспечено участие представителя подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, не является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В соответствии с п. 3 ст. 31.2 Закона по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 2 Закона, судья выносит постановление:

1) о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Принятие каких-либо других постановлений, в частности о прекращении производства по материалу о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, оставление ходатайства начальника ОВД без рассмотрения в связи с неявкой в судебное заседание несовершеннолетнего и законного представителя Законом не предусмотрено, что не всегда учитывается судьями районных судов.

Так, судьей Кунгурского городского суда Пермского края от 29 июня 2007 года по результатам рассмотрения материала по ходатайству УВД Кунгурского городского округа и Кунгурского муниципального района о помещении несовершеннолетнего Щ. было принято решение об отложении материала до совершения несовершеннолетним первого правонарушения.

После чего 8 июля 2008 года судьей Кунгурского городского суда Пермского края на основании письма МОБ УВД Кунгурского городского округа и Кунгурского муниципального района от 04.07.2008, в котором указано на то, что несовершеннолетний Щ. характеризуется положительно, в совершении преступлений и административных правонарушений не замечен, производство по материалу о помещении несовершеннолетнего Щ. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел прекращено в связи с исправлением.

Поскольку Законом принятия решения об оставлении без рассмотрения ходатайства начальника ОВД о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по основаниям неявки несовершеннолетнего и его законного представителя в судебное заседание либо о прекращении производства по материалу не предусмотрено, то вынесение судьей такого вида постановления является незаконным.

Пермский краевой суд полагает, что когда в судебном заседании судьей выявляются какие-либо обстоятельства, исключающие возможность принятия обоснованного и законного решения, либо материалы не содержат достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, правильным будет вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

На основании п. 6 ст. 22 Закона несовершеннолетние могут находиться в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который входят:

период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

При этом срок, необходимый для проведения с несовершеннолетними профилактической работы, помещенными в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, определяется работниками Центра исходя из конкретных обстоятельств совершаемых несовершеннолетними правонарушений, особенностей их личности. Данные полномочия в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона, а также разделом 3 Положения о государственном учреждении «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел ГУВД Пермской области (г. Перми)» предоставлены работникам ЦВСНП. В связи с чем суд не вправе указывать в постановлении о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел конкретный срок его содержания. Представляется наиболее правильным указывать в постановлении о направлении несовершеннолетнего в ЦВСНП сроком до 30 суток.

В ходе проведенного анализа было установлено, что, как и в предыдущие годы, за отчетный период имеют место случаи помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на конкретные сроки.

Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 7 мая 2008 года несовершеннолетний Ш., 1994 г.р., был помещен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел сроком на 20 суток.

Постановлением Ленинского районного суда г. Перми несовершеннолетний Ф., 1996 г.р., был помещен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел сроком на 15 суток.

Также были выявлены случаи, когда судьи необоснованно помещали несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел сроком на 30 дней, а не суток.

Проведенный анализ материалов показал, что судьями при рассмотрении вопроса о продлении срока содержания несовершеннолетних в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по ходатайству начальника ОВД нарушений не допущено. В большей части основанием для продления срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП служило несвоевременное предоставление путевки в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в которое несовершеннолетний был направлен по постановлению судьи или по приговору суда. Имел место лишь один случай, когда срок пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП был продлен на основании того, что в течение 30 суток пребывания несовершеннолетнего цель его исправления не была достигнута и в силу стойкой криминальной направленности имелась необходимость для проведения в отношении него дальнейшей профилактической работы.

Случаев необоснованного продления судьями данного срока не установлено.

Пунктом 4 статьи 15 Закона определены категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, и возраст, с которого несовершеннолетние могут направляться в спецучреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом РФ «Об образовании» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой и второй статьи 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй ст. 92 УК РФ.

Наиболее часто рассматриваемой категорией материалов являются материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, совершивших общественно опасное деяние, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.

Направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, не достигших одиннадцати лет, установлено не было.

Исходя из п. 1 ст. 27 Закона материалы о помещении названной категории несовершеннолетних в спецучреждения закрытого типа должны быть направлены в суд начальником органа внутренних дел или прокурором по месту жительства несовершеннолетнего и должны в обязательном порядке содержать:

1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

3) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

4) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

5) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего.

В большинстве материалов, изученных в ходе проведенного обобщения, как правило, содержатся только постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Органами внутренних дел в нарушение требований ст. 27 Закона не направляются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, что не дает возможности суду проанализировать и дать оценку конкретным обстоятельствам совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния.

Несвоевременное предоставление ПДН заключения учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего, в отношении которого решается вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, приводит к отложению судебного заседания, а в результате отсутствия в материалах, направляемых в суд необходимых документов, следует отказ в удовлетворении представления.

Также в некоторых материалах, направляемых в суд, отсутствуют справки ПДН о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним, что также не дает судье возможность дать оценку результатам проводимой работы с несовершеннолетним и возможности его исправления без направления в СУВЗТ.

На основании п. 2 ст. 27 Закона вышеуказанные документы направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.

Основная часть материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учреждения закрытого типа направлялась в суд своевременно, в срок, установленный законом. Однако имели место случаи и нарушения данного срока, в результате чего судья, рассматривая данный материал, обоснованно принимал решение об отказе в удовлетворении представления ПДН.

В случаях необходимости продления данного срока начальником ОВД были вынесены мотивированные постановления.

До направления вышеуказанных документов в суд Закон содержит требование о представлении данных материалов для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям, законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с материалами заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись (п. 3 ст. 27 Закона).

Однако не во всех материалах имеются сведения о выполнении данного требования Закона.

Так, судьей Гремячинского районного суда Пермского края было вынесено постановление об удовлетворении представления ПДН ОВД о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несмотря на то, что в материалах отсутствовала запись об ознакомлении с ними несовершеннолетнего и законного представителя, также в суд не были направлены материалы об отказе в возбуждении уголовного дела.

Данным нарушениям судьей не было дано оценки, что повлекло за собой вынесение незаконного решения.

В силу п. 3 ст. 26 Закона для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа учреждения здравоохранения проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:

1) постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет;

2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и его родители или законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

В случае, если у несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, во время проведения медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, материалы на указанных лиц направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к нему мер воспитательного воздействия.

Нарушений вышеуказанных норм Закона в ходе обобщения выявлено не было. Однако следует отметить, что постановление о проведении медицинского освидетельствования, вынесенное начальником ОВД, в большинстве материалов отсутствует, что влечет соответственно отложение рассмотрения материала по существу ввиду невозможности предоставления в суд медицинского заключения.

В рассмотрении материала о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа участвует тот же круг лиц, что и при рассмотрении материала о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: несовершеннолетний, его законный представитель, адвокат, прокурор. Их участие в рассмотрении дела является обязательным.

Данное положение всеми судами соблюдается, случаев рассмотрения материалов в отсутствие указанных лиц не имеется.

Материалы в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона рассматриваются судьей единолично, в судебном заседании, в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

При рассмотрении материалов необходимо учитывать, что Законом не предусмотрена возможность вынесения судом постановления о направлении материалов для проведения дополнительной проверки в случае ненадлежащего оформления содержащихся в нем документов.

Согласно пп. 4, 5 ст. 28 Закона по результатам рассмотрения судьей выносится постановление, которое подлежит оглашению:

1) о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

2) о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

3) о прекращении производства по материалам.

Большую часть решений, принимаемых судьей по результатам рассмотрения данных материалов, составили постановления о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Процент вынесения судьей постановлений о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия является низким, также как и постановлений о прекращении производства по материалам.

Согласно п. 7 ст. 15 Закона несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Постановление судьи должно содержать анализ представленных в суд материалов, обстоятельств совершенного несовершеннолетним правонарушения, степень его тяжести, данные о личности несовершеннолетнего, его отношении к совершенному проступку, мнение участников процесса, на основании которых суд делает вывод о необходимости (ее отсутствии) направления несовершеннолетнего в спецучреждение закрытого типа на конкретный срок.

Наибольшая часть несовершеннолетних по постановлению судьи была направлена в спецучреждение закрытого типа на максимальный срок. При этом судьи не всегда обосновывают назначение несовершеннолетнему максимального срока помещения.

Анализ материалов показал, что судьи при вынесении решения о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа достаточно полно и всесторонне изучают представленные им материалы, дают оценку данным о личности несовершеннолетнего, его мнению по поводу совершенного им правонарушения, однако не всегда исследуют обстоятельства совершения подростком общественно опасного деяния, его роль в данном правонарушении, степень тяжести совершенного общественно опасного деяния.

Следует отметить, что в основном в специальные учреждения закрытого типа помещались несовершеннолетние, совершившие в течение длительного времени несколько правонарушений и, как правило, ранее помещавшиеся в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Не всегда судьи указывают в постановлении о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на необходимость помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в спецучреждение, в связи с чем начальник ОВД вынужден обращаться в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на время, необходимое для отправки в спецучреждение.

Судьям следует учитывать, что в срок содержания несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа по постановлению судьи включаются периоды:

1) срок предварительного заключения несовершеннолетних, если они до освобождения от уголовной ответственности содержались под стражей в порядке меры пресечения или задержания;

2) срок нахождения несовершеннолетних в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Постановление судьи должно содержать указание на порядок и срок его обжалования. Соответствующая запись должна быть сделана и в протоколе судебного заседания.

Порядок обжалования и опротестования постановлений судьи и порядок рассмотрения жалоб, протестов изложен в ст. 30 Закона.

Жалоба подается в вышестоящий суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления судьи.

Не всегда судьями учитывается, что право на обжалование постановления судьи предоставлено несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 лет, его родителям, законным представителям либо по их просьбе — адвокату.

Жалоба или протест прокурора рассматривается председателем вышестоящего суда в течение 10 суток со дня их поступления.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора — без удовлетворения;

2) отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения.

Необходимо отметить, что обжалование постановления судьи, вступившего в законную силу, ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 не предусмотрено.

Копия решения по жалобе или протесту прокурора на постановление судьи в течение трех суток высылается судье, вынесшему постановление, прокурору, несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и(или) его родителям или законным представителям.

Исполнение постановления судьи обеспечивают органы, перечисленные в ст. 31 Закона.

Вопросы, возникающие при применении судами Пермского края

ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

1. В случае недостаточности представленных суду материалов, подтверждающих совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, следует ли суду вызывать лиц, в отношении которых было совершено данное деяние, для их допроса с целью выяснения вопроса о степени общественной опасности совершенного несовершеннолетним деяния либо принимать решение по ходатайству с учетом представленных материалов?

Ответ: вышеуказанным Законом определен только круг лиц, чье участие является обязательным, однако он не содержит каких-либо ограничений в отношении иных лиц, которые могут участвовать в судебном заседании. Пермский краевой суд полагает, что для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, судья имеет право вызывать в суд и иных лиц, чьи показания могут быть положены в обоснование принятого решения.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» материалы о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.

В случае, когда в ходатайстве о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа указано, что несовершеннолетним совершено несколько общественно опасных деяний, а материалы направлены в суд в течение 30 суток с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении по последнему деянию, следует ли давать оценку всем указанным в ходатайстве деяниям либо учитывать только последнее?

Ответ: при решении вопроса о помещении несовершеннолетнего в СУВЗТ следует давать оценку тем деяниям, которые имеют свое подтверждение и по которым начальником органа внутренних дел или прокурором были направлены прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении.

3. Какой орган должен доставлять несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа?

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» исполнение постановления судьи в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа обеспечивает Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

4. Если несовершеннолетний проживает в семье, находящейся в социально опасном положении, и возникают трудности в доставлении несовершеннолетнего в судебное заседание, как поступать в данном случае?

Ответ: в соответствии с п. 5 ст. 26 Закона в случае, если несовершеннолетний, его родители или иные законные представители уклоняются от явки в суд, то по постановлению судьи они могут быть подвергнуты приводу. В случае, когда привод не может быть исполнен и в материалах имеются данные о надлежащем извещении указанных лиц, будет правильным принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП или СУВЗТ по причине неявки последних, при этом не давая оценки по существу ходатайства.

5. Поскольку по результатам рассмотрения материалов возможно принятие только двух постановлений: о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП либо об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, правомерно ли будет вынесение постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП лишь по тому основанию, что несовершеннолетний и его законный представитель не ознакомлены с материалами и, таким образом, нарушено право на защиту несовершеннолетнего?

Ответ: Пермский краевой суд полагает, что отсутствие в материалах сведений об ознакомлении с ними несовершеннолетнего и его законного представителя основанием для вынесения постановления об отказе в удовлетворении ходатайства начальника ОВД о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП не является. Вместе с тем краевой суд рекомендует сотрудникам органов внутренних дел разъяснять несовершеннолетнему и его законному представителю право на ознакомление с материалами, направляемыми в суд, и предоставлять для этого реальную возможность. А в случае заявления несовершеннолетним и его законным представителем ходатайства об ознакомлении с материалами при поступлении данных материалов в суд рекомендовать судьям обеспечивать такую возможность.

6. В какие сроки должен рассматриваться поступивший в суд материал о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП в том случае, если последний постановлением руководителя органа внутренних дел не помещен в Центр?

Ответ: поскольку законом не определено, в течение какого срока должен быть рассмотрен материал о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, в том случае, если последний постановлением руководителя органа внутренних дел не помещен в Центр, Пермский краевой суд полагает, что судья вправе действовать по аналогии, руководствуясь п. 1 ст. 28 Закона, регламентирующим порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, т.е. в течение 10 суток со дня поступления материалов в суд.

7. Кто может обращаться в суд с ходатайством о продлении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП и в какой срок данное ходатайство должно быть рассмотрено судьей?

Ответ: исходя из судебной практики и защиты интересов несовершеннолетнего, находящегося в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Пермский краевой суд полагает, что будет правильным, если с ходатайством о продлении времени содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП вправе обращаться начальник ОВД района по месту нахождения Центра, и рассматривать данное ходатайство должен суд того же района.

Такое обращение может иметь место за 48 часов до истечения 30-суточного срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Рассматриваться такое ходатайство должно судьей в установленный п. 2 ст. 31.2 Закона суточный срок.

8. С какого момента сотрудники ОВД должны исполнять постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП: с момента его оглашения или с момента вступления его в законную силу?

Ответ: по общим правилам постановления суда обращаются к исполнению после вступления их в законную силу, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их немедленное исполнение.

Поскольку данный вопрос не урегулирован настоящим Федеральным законом, Пермский краевой суд полагает, что в данном случае необходимо руководствоваться Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.), согласно которым любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей должны быть соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения, а также с положением и потребностями несовершеннолетнего. Решения об ограничении свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и должны быть сведены до минимума.

Т.е. в случаях, когда необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего (например, если несовершеннолетний занимается бродяжничеством; для передачи несовершеннолетнего родителям (законным представителям); для отправки его в СУВЗТ в случае самовольного ухода из него и пр.), постановление судьи следует исполнять с момента его оглашения. Данное судебное решение должно быть обязательно мотивировано.

В остальных случаях исполнение постановления судьи осуществляется с момента его вступления в законную силу.

Пермский краевой суд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *