В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на квартиру отказано правомерно, так как основанием возникновения права собственности истицы на квартиру является договор дарения, который ранее признан незаключенным.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-1935
Судья: Сергунина И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Ларионовой С.В., Забелиной О.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Х.Н.А. к Ф.В.А. о признании права собственности на квартиру,
по апелляционной жалобе Х.Н.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Х.Н.А.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В., объяснения Х.Н.А. и ее представителя ФИО7, поддержавших доводы жалобы, возражения Ф.В.А. и ее представителя ФИО8, судебная коллегия
установила:
Х.Н.А. обратилась в суд с иском к Ф.В.А. о признании права собственности на квартиру.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> между ней (одаряемый) и ее отцом ФИО9 (даритель) заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данный договор был сдан на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Орловской области.
За несколько дней до окончания срока государственной регистрации даритель умер.
Х.Н.А. получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру после смерти отца.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22.01.2014 указанный договор признан незаключенным на том основании, что не прошел государственную регистрацию при жизни дарителя.
Учитывая, что даритель выразил при жизни свою волю, подписал все необходимые документы и сдал их на государственную регистрацию, просила суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
С учетом уточненных требований, просила суд признать состоявшимся договор дарения квартиры, подписанный и сданный на государственную регистрацию отцом истца ФИО9 и истцом 11.01.2013; признать за истцом право собственности на квартиру N в доме N <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Х.Н.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить.
Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Полагает, что вывод суда о том, правоспособность дарителя прекращена с его смертью <дата>, в связи с чем, спорная квартира должна быть включена в наследственную массу и не может быть предметом спора по незаключенному договору дарения.
Считает, что решение суда немотивированным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если сделка, требующая государственной регистрации совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими, со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности — правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 ст. 61 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Х.Н.А. — дочь ФИО9, умершего <дата> (л.д. 32, 35).
Ф.В.А. — супруга ФИО9 Брак между ними был зарегистрирован <дата>.
<дата> между ФИО9 и Х.Н.А. подписан договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, согласно которому ФИО9 подарил указанную квартиру Х.Н.А. В этот же день данный договор был сдан на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Орловской области.
За несколько дней до государственной регистрации договора, отец истца умер.
За Х.Н.А. было зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Однако свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру она получила после смерти отца.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22.01.2014 отменено решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 11 ноября 2013 года. По делу вынесено новое решение, которым требования Ф.В.А. были удовлетворены, а договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> признан незаключенным, из ЕГРП исключены: запись о регистрации договора дарения квартиры от <дата>, заключенного между ФИО9 и Х.Н.А. и запись о регистрации перехода права собственности на указанную квартиру к Х.Н.А.
Поскольку положениями действующего законодательства (Гражданского кодекса РФ, Закона о регистрации) сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими, со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав, с учетом пункта 4 договора дарения, согласно которому право собственности у одаряемого на приобретаемую по договору недвижимость возникает с момента регистрации перехода права собственности, судебная коллегия приходит к выводу, что договор дарения нельзя считать заключенным, а переход права собственности на спорное имущество к Х.Н.А. состоявшимся, поскольку данный договор при жизни ФИО9 государственную регистрацию не прошел, правовые последствия по договору у его сторон не возникли.
Учитывая, что основанием возникновения права собственности Х.Н.А. на вещь в данном случае является сделка (договор дарения), которая ранее признана незаключенной, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании за истцом права собственности на спорную квартиру.
Доводы апелляционной жалобы Х.Н.А. не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит правильной.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Н.А. — без удовлетворения.