Исковые требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены правомерно, так как истица не имеет жилья на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время, принадлежит на праве собственности отцу ее супруга, что не устраняет ее нуждаемость в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот
Апелляционное определение Орловского областного суда от 26.08.2014 по делу N 33-1753
Судья Шемахова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Зубовой Т.Н., Корневой М.А.,
при секретаре П.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску С.В. к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе администрации Урицкого района Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 28 мая 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования С.В. к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить С.В., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение в п. Нарышкино Урицкого района Орловской области общей площадью не менее 28 — 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек».
Заслушав доклад судьи Корневой М.А., выслушав возражения на жалобу представителя С.В. — К., судебная коллегия
установила:
С. (М.) обратилась в суд с иском к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указывала, что является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО6 умер <дата>, а мать ФИО7, лишенная родительских прав, умерла <дата>.
В период с 01.09.1998 по 18.08.2003 она обучалась и проживала в КОУ ОО ОШИ «Знаменская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, а с 01.09.2003 по 31.08.2009 — в ОГОУ «Некрасовская школа-интернат». С 01.09.2009 по 05.07.2013 являлась студентом ФГБОУ ВПО Орел ГАУ на очной форме обучения и проживала в общежитии учебного заведения.
При изъятии ее из семьи в <дата> г. за ней постановлением главы администрации г. Новосиля Орловской области N от <дата> была закреплена жилая площадь — муниципальная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживали ее родители.
15.10.2008 комиссией отдела социальной защиты населения Новосильского района был составлен акт обследования жилищных условий, в соответствии с которым состояние вышеуказанной квартиры является неудовлетворительным. Заключением Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от <дата> данное жилое помещение признано непригодным для проживания.
В связи с чем, постановлением главы администрации Новосильского района N 111а от 22.03.2013 она поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в регистр Новосильского района, включена в реестр и поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Поскольку в настоящее время ее постоянным местом жительства является пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области, где она проживает со своей семьей (супругом и ребенком) в доме супруга, расположенного по адресу: Орловская обл., Урицкий р-н, пгт. Нарышкино, <адрес>, и жильем она не обеспечена, просила суд обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение в пгт. Нарышкино Орловской области, общей площадью не менее 28 — 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация Урицкого района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о возложении обязанности по предоставлению С.В. жилого помещения, поскольку она не была поставлена на учет в администрации Урицкого района Орловской области как лицо, из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и имеющих право на обеспечение жилым помещением.
Ссылается на то, что предоставление С.В. жилого помещения повлечет нарушение прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет лиц указанной категории в администрации Урицкого района Орловской области и имеющих право на получение жилья в 2014 году.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также — Закон).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 — 33 квадратных метров.
Материалами дела установлено, что С.В. (до брака — М.), <дата> года рождения, относится к числу детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
На момент изъятия ее из семьи в <дата> г. она проживала в муниципальной квартире вместе с родителями по адресу: <адрес>, которая постановлением администрации г. Новосиль Орловской области N 82 от 31.08.1998 была закреплена за истцом до достижения ею совершеннолетнего возраста.
С 01.09.1998 по 18.08.2003 С.В. являлась воспитанницей КОУ ОО ОШИ «Знаменская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, затем с 01.09.2003 по 31.08.2009 — ОГОУ «Некрасовская школа-интернат». С 01.09.2009 по 05.07.2013 истец проходила обучение в ФГБОУ ВПО Орел ГАУ и проживала в общежитии учебного заведения.
Судом также установлено, что постановлением администрации Новосильского района Орловской области N 111а от 22.03.2013 С.В. была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, включенных в регистр Новосильского района Орловской области.
Основанием постановки на такой учет послужил факт установления непригодности для проживания ранее закрепленного за С.В. жилого помещения — квартиры, расположенной <адрес>.
В связи со вступлением в брак и переездом на постоянное место жительства в пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской постановлением администрации Новосильского района Орловской области N 137 от 30.04.2014 С.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Новосильского района Орловской области.
С 23.07.2013 С.В. зарегистрирована и проживает с семьей (сыном и супругом) в жилом доме, расположенном по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ее свекру ФИО8
При рассмотрении дела установлено, что истец не имеет жилья на праве собственности или по договору социального найма, а жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время, принадлежит на праве собственности отцу ее супруга, что не устраняет ее нуждаемость в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
Таким образом, указанные обстоятельства в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подтверждают право истца на предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований С.В. является правомерным.
Довод жалобы о том, что С.В. не была поставлена на учет в администрации Урицкого района Орловской области как лицо, из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и имеющих право на обеспечение жилым помещением не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку установления такого права при рассмотрении дела в суде, не лишает ее права на получение жилья и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ею требований.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что предоставление С.В. жилого помещения повлечет нарушение прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет лиц указанной категории в администрации Урицкого района и имеющих право на получение жилья в 2014 году не может повлечь отмену решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с чем, С.В. подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у нее такого права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 28 мая 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Урицкого района Орловской области — без удовлетворения.