Исковые требования о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты удовлетворены правомерно, так как истец является лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о чем свидетельствует предоставленное удостоверение.

Апелляционное определение Орловского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-1887/2014

Докладчик: Сафронова Л.И.

Судья: Перепелица М.В.

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.

судей Сафроновой Л.И., Тимошина А.Н.

при секретаре П. о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску О. к ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области

по апелляционной жалобе ответчика ГУ — УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 01 июля 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования О. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области произвести выплату ЕДВ О. с 01 января 2014 года.

Взыскать с ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в бюджет муниципального образования «г. Орел» государственную пошлину в размере <…> рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

О. обратился в суд с иском к ГУ — УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

В обоснование заявленных требований указывал, что с 01.01.2014 ответчик прекратил ему начисление ЕДВ как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивируя тем, что он является лицом без гражданства. Между тем, тот факт, что он не является гражданином РФ, а имеет вид на жительство, не может служить основанием для лишения его права на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец переселился в <адрес> на постоянное место жительства и его право на получение данных мер социальной поддержки подтверждено решением Советского районного суда г. Орла от 09.09.2005 и удостоверением, выданным Управлением социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.

По изложенным основаниям, уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным прекращение ответчиком с 01.01.2014 осуществления ЕДВ, обязать ответчика производить указанную выплату в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2014.

Представитель ответчика К. исковые требования не признала.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ — УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.

Полагает, что нормы Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлены на защиту прав и интересов, а также определяют государственную политику в области социальной поддержки исключительно граждан РФ.

Ссылается на то, что истец является лицом без гражданства, а, следовательно, правовых оснований для осуществления ему ЕДВ, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, не имеется.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

Согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации иностранные граждане (граждане бывшего СССР), законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии. Во избежание нарушения прав указанных категорий лиц Закон предусматривает специальное предписание, уравнивающее в правах российских граждан и граждан иных республик, входивших в состав СССР, однако данное правило действует лишь в случае переселения такого гражданина на территорию России. Таким образом, правом на получение мер социальной поддержки наделяются лишь те иностранные граждане, которые переселились на территорию Российской Федерации, то есть относящиеся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Иным категориям иностранных граждан, обладающим правом на получение мер социальной поддержки, она может быть предоставлена государством, гражданами которого они являются.

В силу прямого предписания настоящей статьи иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных Законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ, вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 8 указанного Закона по окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Из материалов дела усматривается, что решением Советского районного суда г. Орла от 09.09.2005, вступившего в законную силу 20.09.2005, за истцом признано право на получение денежной компенсации в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Суд обязал отдел социальной защиты населения администрации <…> района <адрес> назначить О. компенсационные выплаты, предусмотренные Законом (л.д. 6-7).

О. вместе со своей супругой в 2001 году переселились на территорию Российской Федерации для постоянного проживания. Является лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о чем свидетельствует удостоверение от 28.09.2010 N (л.д. 5). Основанием для пребывания истца на территории РФ является вид на жительство лица без гражданства, выданный 13.09.2004 (л.д. 3). Срок действия вида на жительство продлен до 27.05.2015.

Из представленного в материалы дела решения ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области видно, что О. назначена выплата ЕДВ с 01.01.2005 пожизненно.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Как указал Верховный Суд РФ, положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и в интересах законности и справедливости обязал ответчика осуществлять О. выплату ЕДВ в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2014.

Довод апелляционной жалобы о том, что льготы и социальные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, распространяются только на граждан Российской Федерации, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ — УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *