О признании недействующими пунктов 6.3 и 6.4 Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области, утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года N 137-п.

Решение Оренбургского областного суда от 21.02.2003

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего Капустиной Н.И.

при секретаре Михайленко Е.В.

с участием прокурора Красюк А.П.

21 февраля 2003 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Оренбургнефть» о признании недействующими пунктов 6.2, 6.3 и 6.4 «Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области», утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года N 137-п,

установил:

Постановлением главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года N 137-п утверждены «Требования к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области (далее именуются Требования), которыми определяют содержание планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются Планы), механизм проведения экспертизы, голосования и утверждения Планов в главном управлении по делам ГОЧС Оренбургской области.

Пунктом 6.2 Требований установлено, что Планы до их согласования и утверждения подлежат экспертной оценке. В пункте 6.3 Требований указано, что экспертная оценка производится на основании договора между главным управлением по делам ГОЧС Оренбургской области и организациями, представляющими Планы на утверждение, а в п. 6.4 установлен срок проведения экспертизы, исчисляемый со дня поступления финансовых средств на проведение экспертизы в соответствии с заключенным договором.

ОАО «Оренбургнефть» обратилось в Оренбургский областной суд с требованиям о признании недействительными пунктов 6.2 в части слов «до его согласования и утверждения», пунктов 6.3, 6.4 Требований, ссылаясь на то, что содержащиеся в них положения, не соответствуют требованиям ст. 23 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 613, а также п. 3 ст. 7 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Указывает, что предусмотренная «Основными требованиями к Разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 613 (с изменениями от 15.04.2002 г.) процедура согласования планов в территориальном органе МЧС не предусматривает проведение какой-либо экспертизы, проверка представленных планов на соответствие задачам предупреждения и эффективной ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов входит в круг публичных обязанностей МЧС и не может быть обусловлена заключением с органами МЧС договоров частно-правового характера, финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов запрещено Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Оспариваемыми нормами нарушаются интересы общества, вынужденным нести бремя дополнительных расходов по оплате экспертизы представляемых планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти.

В судебном заседании представитель ОАО «Оренбургнефть» Пастухов В.Г. поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Оренбургской области Иванова Н.С. и представители Главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области Морозова Т.В., Кильдяшев Ю.М., Рудаков С.И. не согласились с требованиями заявителя и просили оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемые пункты Требований не противоречат закону и приняты в пределах компетенции администрации Оренбургской области.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы заявления, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, удовлетворить требования заявителя в части признания недействительными пунктов 6.3 и 6.4 Требований, суд находит, что заявление ОАО «Оренбургнефть» подлежит удовлетворению в части признания недействующими пунктов 6.3 и 6.4 Требований.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения, в силу ст. 76 Конституции РФ не могут противоречить федеральным законам.

Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, обязанности органов исполнительной власти и организаций (независимо от их организационно-правовой формы) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Указанным законом (ст. 26) предусмотрено, что в отношении предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций, проводится государственная экспертиза в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости экспертиза может поводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, специалистами международных экспертных организации в порядке, установленном законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 года (с изменениями от 15 апреля 2002 года) утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (далее Основные требования), которыми определены принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, а также установлен порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы, касающиеся экспертизы планов, указанным нормативным актом не регулируются.

Согласно п. 6 Основных требований, требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации должны быть определены Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и согласованы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующей сфере.

На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий. (п. 2 постановления Правительства).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 242 от 18 мая 2002 года утвержден «Порядок согласования и Утверждения в МЧС России планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в котором определены и условия проведения экспертизы планов как федерального и регионального уровня, а также планов территориального, местного и локального уровней.

Однако, указанный приказ не прошел государственную регистрацию, не был опубликован в установленном порядке, поэтому он не влечет правовых последствий для граждан, должностных лиц и организаций и не может применяться при разрешении спора.

По этому основанию доводы представителей администрации и ГОЧС Оренбургской области о соответствии оспариваемых норм указанному приказу МЧС России обоснованными признать нельзя.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организация и проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложена на специально уполномоченные федеральные органы и органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ст. 7 п. 32) видно, что организация и проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций относится к основным функциям МЧС России.

Законодательством Оренбургской области функции специализированного экспертного органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложены на отдел государственной экспертизы, созданный в структуре Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.

В силу ст. 23 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Анализируя указанные выше нормативные акты, суд приходит к выводу, что действующим федеральным законодательством предусмотрено проведение государственной экспертизы в отношении предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведение такой экспертизы является функцией МЧС России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Положения оспариваемого нормативного акта (пункты 6.3 и 6.4), предусматривающего проведение экспертной оценки, представляемых в ГОЧС Оренбургской области для утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, при условии заключения организацией, представляющей план, соответствующего договора с ГОЧС Оренбургской области и внесения указанной организацией определенной в договоре платы за проведение экспертизы, противоречат требованиям ст. 23, 26 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Поэтому требования о признании недействующими указанных пунктов подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии федеральному законодательству п. 6.2 Требований в части слов «до их согласования и утверждения».

Согласно ст. 26 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целью экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является проверка и выявление степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам.

Из смысла названной нормы следует, что указанная экспертиза должна проводиться до принятия решения соответствующими органами решения о согласовании и утверждении таких планов.

Учитывая изложенное, требования о признании недействующим пункта 6.2 Требований в части слов «до их согласования и утверждения» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 197, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими пункты 6.3 и 6.4 «Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области», утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года N 137-п.

В удовлетворении требований о признании пункта 6.2 «Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области», утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года N 137-п в части слов «до их согласования и утверждения» отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба лицами, участвовавшими в деле, и принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Сообщение о принятом судом решении после вступления его в законную силу подлежит публикации в газете «Оренбуржье».

Решение вступило в законную силу 25 апреля 2003 года.

Судья
Н.И.КАПУСТИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *