О признании недействующими частей второй и третьей статьи 59, части первой статьи 60 Устава муниципального образования Город Обнинск, утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 04.07.2006 N 01-24.

Решение Обнинского городского суда Калужской области от 02.11.2012 по делу N 2-2180/12

Обнинский городской суд Калужской области в составе

судьи Саркисовой О.Б.,

при секретаре Сидельниковой М.М.,

с участием прокурора Рубцова А.Ю.,

представителя Обнинского городского собрания Фещенко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Обнинске Калужской области 2 ноября 2012 г.

дело по заявлению прокурора города Обнинска о признании недействующим и противоречащим закону Устава муниципального образования «Город Обнинск» в части,

установил:

Прокурор г. Обнинска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия решения суда пунктов 2 и 3 статьи 59 и пункта 1 статьи 60 Устава муниципального образования «Город Обнинск». При этом указал, что в соответствии с пунктом 2 ст. 59 Устава лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы категории «руководители» городского Собрания и категории «руководители» — высшая группа должностей Администрации города, председатель Контрольно-счетной палаты, в случае, если они отработали на указанных должностях не менее трех лет, и депутаты, осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, продолжают получать среднемесячное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы, но не более одного года, в случаях: — окончания срока полномочий и неизбрания или неназначения на новый срок полномочий, — досрочного прекращения деятельности органов местного самоуправления, — при упразднении должностей в случае изменения внутренней структуры в органах местного самоуправления, — удовлетворения заявления о добровольной отставке. При досрочном сложении полномочий депутата вопрос о выплате заработной платы в течение года решает городское Собрание, — расторжения срочного трудового договора (контракта), расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работника. В силу пункта 3 статьи 59 Устава положения, изложенные в пункте 2 настоящей статьи, не действуют в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лиц, указанных в пункте 2. Согласно пункту 1 статьи 60 Устава Глава городского самоуправления, Председатель городского Собрания, в случае осуществления полномочий на постоянной основе, Глава Администрации города продолжают получать среднемесячное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы, но не более одного года в случаях: — удовлетворения заявления о досрочной отставке, — окончания срока полномочий и не назначения на новый срок полномочий, — прекращения деятельности Администрации города вследствие объединения, преобразования или упразднения муниципального образования, — при упразднении должности в случае изменения структуры органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования «Город Обнинск» был принят решением Обнинского городского Собрания N 01-24 от 04 июля 2006 года, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу 24 июля 2006 год за N RU403020002006366 и опубликован в издании «Вестник самоуправления» N 14 от 10 августа 2006 года. Оспариваемые положения Устава действуют в редакции решения Обнинского городского Собрания N 01-42 от 24 апреля 2007 года, опубликованного в издании «Вестник самоуправления» N 10 от 04 мая 2007 года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Центральному федеральному округу 25 мая 2007 года N RU403020002007001, решения Обнинского городского Собрания N 01-77 от 28 июля 2009 года, опубликованного в газете «Деловой Обнинск» N 59 от 02 сентября 2009 года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Калужской области 29 августа 2009 года N RU403020002009002, решения Обнинского городского Собрания N 02-12 от 02 ноября 2010 года, опубликованного в газете «Обнинский вестник» N 100 от 16 декабря года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Калужской области 09 декабря 2010 года N RU403020002010003.

Прокурор полагал приведенные выше положения Устава противоречащими действующему законодательству, принятыми с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в нем.

Представитель Обнинского городского Собрания возражала против удовлетворения заявления, считая его необоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Устав муниципального образования «Город Обнинск» был принят решением Обнинского городского Собрания N 01-24 от 04 июля 2006 года, зарегистрирован в Главном управлении Минюста РФ по Центральному федеральному округу 24 июля 2006 года за N RU403020002006366 и опубликован в издании «Вестник самоуправления» N 14 от 01 августа 2006 года.

В соответствии с пунктом 2 ст. 59 Устава в действующей в настоящее время редакции лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы категории «руководители» городского Собрания и категории «руководители» — высшая группа должностей Администрации города, председатель Контрольно-счетной палаты, в случае, если они отработали на указанных должностях не менее трех лет, и депутаты, осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, продолжают получать среднемесячное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы, но не более одного года, в случаях:

— окончания срока полномочий и неизбрания или неназначения на новый срок полномочий;

— досрочного прекращения деятельности органов местного самоуправления;

— при упразднении должностей в случае изменения внутренней структуры в органах местного самоуправления;

— удовлетворения заявления о добровольной отставке. При досрочном сложении полномочий депутата вопрос о выплате заработной платы в течение года решает городское Собрание;

— расторжения срочного трудового договора (контракта), расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работника.

Согласно п. 3 ст. 59 Устава положения, изложенные в пункте 2 настоящей статьи, не действуют в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лиц, указанных в пункте 2.

Пунктом 1 статьи 60 Устава установлено, что Глава городского самоуправления, Председатель городского Собрания, в случае осуществления полномочий на постоянной основе, Глава Администрации города продолжают получать среднемесячное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы, но не более одного года в случаях:

— удовлетворения заявления о досрочной отставке;

— окончания срока полномочий и неназначения на новый срок полномочий;

— прекращения деятельности Администрации города вследствие объединения, преобразования или упразднения муниципального образования;

— при упразднении должности в случае изменения структуры органов местного самоуправления.

Изложенные положения ст. 59 Устава действуют в редакции решения Обнинского городского Собрания N 01-42 от 24 апреля 2007 года, опубликованного в издании «Вестник самоуправления» N 12 от 05 июня 2007 года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Центральному федеральному округу 25 мая 2007 года N RU403020002007001, решения Обнинского городского Собрания N 01-77 от 28 июля 2009 года, опубликованного в газете «Деловой Обнинск» N 59 от 02 сентября 2009 года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Калужской области 28 августа 2009 года N RU403020002009002, решения Обнинского городского Собрания N 02-12 от 02 ноября 2010 года, опубликованного в газете «Обнинский вестник» N 100 от 16 декабря 2010 года, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Калужской области 09 декабря 2010 года N RU403020002010003.

Нарушений порядка принятия Устава и вносимых в него изменений, введения в действие в судебном заседании не установлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя Обнинского городского Собрания, копией решения Обнинского городского Собрания N 01-24 от 04 июля 2006 года «О принятии Устава муниципального образования «Город Обнинск» (л.д. 35, 106-134), копией свидетельства о государственной регистрации Устава муниципального образования (л.д. 79), копией решения Обнинского городского Собрания N 02-12 от 02 ноября 2010 года (л.д. 80-82), копией решения Обнинского городского Собрания N 01-42 от 24 апреля 2007 года (л.д. 84-90), копией решения Обнинского городского Собрания N 01-77 от 28 июля 2009 года (л.д. 95-100), обозревавшимися в судебном заседании газетами «Обнинский вестник» N 100 от 16 декабря 2010 года (л.д. 83), «Вестник самоуправления» N 12 от 05 июня 2007 года (л.д. 91), «Деловой Обнинск» N 59 от 02 сентября 2009 года (л.д. 101), «Вестник самоуправления» N 14 от 01 августа 2006 года (л.д. 135-138), копиями муниципальных контрактов на оказание услуг для муниципальных нужд (л.д. 175-198).

В соответствии пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (пункт 1).

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (пункт 2).

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3).

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу ст. 40 ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируется указанным законом.

Из приведенных выше правовых норм следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий названным в оспариваемых положениях Устава лицам урегулированы Федеральными законами от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления им органами местного самоуправления дополнительных гарантий при увольнении.

Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Частью 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165), соответственно предоставление гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, предоставленных в сфере правового регулирования муниципальной службы.

Установленные оспариваемыми нормами дополнительные гарантии предоставляются после увольнения с муниципальной службы, что не предусмотрено федеральным законодательством и создает преимущества лицам, замещающим определенные в оспариваемых нормах Устава должности, что противоречит ст. ст. 3, 64 ТК РФ, устанавливающим запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения, других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

На основании ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Согласно ч. 5.1 ст. 40 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из анализа приведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами или законами субъекта РФ.

Установление гарантий в виде выплаты денежного содержания после окончания полномочий указанных в оспариваемых положениях Устава лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Законодательство Калужской области, а именно Закон «О муниципальной службе в Калужской области» от 03 декабря 2007 года N 382-ОЗ, Закон «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Калужской области» N 648-ОЗ от 09 марта 2010 года также не предусматривает сохранение денежного содержания за пределами полномочий указанных выше лиц.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых прокурором положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В то же время в соответствии со ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Доводы представителя Обнинского городского Собрания о том, что в оспариваемых нормах предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи, принятые органом местного самоуправления в рамках полномочий, установленных ст. 20 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, несостоятельны, поскольку денежное содержание, сохранение которого в течение года предусматривается приведенными выше правовыми нормами, не может рассматриваться в качестве меры социальной поддержки. Правовое положение депутата, лица, замещающего выборные должности местного самоуправления, муниципального служащего определено Трудовым кодексом РФ, специальными нормативными актами РФ и субъекта РФ, следовательно, данная категория социально защищенных лиц, не относится к отдельным категориям граждан, нуждающимся в дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи по смыслу нормы ч. 5 ст. 20 Федерального закона N 131-ФЗ.

Ссылки представителя Обнинского городского Собрания на то, что в данном случае нормы Трудового кодекса РФ не подлежат применению, необоснованны. Деятельность граждан по замещению названных в Уставе должностей непосредственно связана с реализацией их права на труд, в связи с чем, данная сфера правоотношений регулируется трудовым законодательством.

Доводы представителя Обнинского городского Собрания о принятии оспариваемых положений в пределах полномочий органов местного самоуправления соответствии их действующему законодательству основаны на неверном толковании закона.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку на основании оспариваемых положений Устава производились выплаты лицам, ранее замещавшим указанные в них должности, о чем в судебном заседании пояснила представитель Обнинского городского Собрания суд с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 полагает, что ч. ч. 2 и 3 ст. 59, ч. 1 ст. 60 Устава муниципального образования «Город Обнинск» подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать части вторую и третью статьи 59, часть первую статьи 60 Устава муниципального образования «Город Обнинск» противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Обнинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья
Саркисова О.Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *