Требование в части признания постановки на миграционный учет по месту пребывания фиктивной удовлетворено правомерно, так как спорное жилое помещение для иностранного гражданина не стало местом пребывания в том смысле, который заложен законом, поскольку регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-7267/2014

Судья: Соколова И.П.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи — Дороднова Г.И.,

судей Коневой С.И. и Гущевой Н.В.,

с участием прокурора С.О.Н.

при секретаре судебного заседания — К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя С. — по доверенности А. на решение Сормовского районного суда г. Н.Новгорода от 16 июня 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода к Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области о признании постановки на миграционный учет по месту пребывания фиктивной, возложении обязанности снятия гражданина с регистрационного учета по месту пребывания.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Дороднова Г.И., выслушав объяснения прокурора С.О.Н., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

установила:

Прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода обратился в суд с иском к УФМС России по Нижегородской области, в котором просил обязать ответчика снять гражданина Узбекистана Х.Ч.Т. с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Московского района г. Нижнего Новгорода в рамках обобщения соблюдения миграционного законодательства на территории района установлено, что по адресу: <адрес> поставлен на учет по месту пребывания гражданин Узбекистана Х.Ч.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уведомление о прибытии иностранного гражданина поступило в УОФМС России по Нижегородской области через почтовое отделение связи. Опрошенная С. пояснила, что по адресу: <адрес> она проживает с мужем и двумя детьми. В связи с трудным материальным положением решила заработать на регистрации в своей квартире иностранных граждан. В связи с чем, она поехала с Х.Ч.Т. в почтовое отделение связи и оформила все необходимые документы для его регистрации по своему адресу по месту пребывания. Однако при заполнении уведомления была допущена описка в номере квартиры — вместо квартиры N была указана квартира N, в которой проживает О.Е.С.

На основании изложенного, с целью исключения фактов фиктивной регистрации по месту жительства без целей фактического предоставления жилого помещения для проживания иностранных граждан, прокурор руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 20, ч. ч. 1, 2 ст. 21, ст. 22, п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», пунктов 21, 25 Постановления Правительства от 15.07.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» просил обязать УФМС России по Нижегородской области снять гражданина Узбекистана Х.Ч.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета по месту пребывания <адрес>.

В последующем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор уточнил исковые требования и просил признать постановку гражданина Узбекистана Х.Ч.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> фиктивной.

В суде первой инстанции старший помощник прокурора Сормовского района К.Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель С. — А. в суде первой инстанции исковые требования не признал, пояснил, что С. имела намерение предоставить комнату для проживания Х.Ч.Т., однако, он сам по неизвестным причинам не стал проживать по адресу регистрации.

Представитель УФМС России по Нижегородской области, третьи лица Х.Ч.Т. и О.Е.С. в суд первой инстанции не явились, были извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Решением Сормовского районного суда г. Н.Новгорода от 16.06.2014 года исковые требования прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода удовлетворены частично.

Признана постановка Х.Ч.Т. на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> фиктивной.

В удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода к Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области о возложении обязанности снятия Х.Ч.Т. с регистрационного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, отказано.

В апелляционной жалобе представителя С. — по доверенности А. ставится вопрос об отмене решения Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16.06.2014 года ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор С.О.Н. просила отказать представителю С. — по доверенности А. в удовлетворении апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

С учетом требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора, которая не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела во исполнение вышеуказанной статьи закона прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области о признании постановки гражданина Узбекистана Х.Ч.Т. на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> фиктивной, обязании УФМС России по Нижегородской области снять его с учета по месту пребывания.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в части признания фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания гражданина Узбекистана Х.Ч.Т. по адресу: <адрес>.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом требований закона и установленным по делу обстоятельствам, исследованных в полном объеме.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно статьям 11 и 12 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет следующие полномочия: регистрацию иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства; направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон), место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны предоставлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии со ст. 7 Закона.

Согласно ст. 21 Закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года.

Согласно пунктам 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.

Согласно п. 37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года, снятие иностранного гражданина с учета до места пребывания осуществляется: а) после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; б) после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; в) после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении.

В соответствии с п. 40 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года, при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

В соответствии с преамбулой ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях:

создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

планирования развития территорий Российской Федерации;

управления в кризисных ситуациях;

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

сочетание интересов личности, общества и государства;

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

унификация правил миграционного учета.

Миграционный учет включает в себя:

регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

При этом наличие данных о регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания (жительства) обеспечивает исполнение государством функций по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации и защите прав и законных интересов граждан в различных сферах.

Как следует из материалов дела, что Х.Ч.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 23-24).

Однако указанное жилое помещение не стало для него местом пребывания, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.

Тот факт, что Х.Ч.Т. не пребывал и не пребывает по адресу своей регистрации подтверждается материалами проверки, а именно: письменными объяснениями С., поставившей его на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> за вознаграждение, хотя он в эту квартиру не вселялся (л.д. 11), письменными объяснениями соседей С.: Ж.Т.Е., М.Т.А., О.Е.А. (л.д. л.д. 7, 9, 10).

Кроме того, из материалов дела следует, что С. является собственником квартиры N в доме N, а не квартиры N по <адрес>, что свидетельствует о том, что последняя, уведомив органы миграционного учета о месте пребывания (проживания) Х.Ч.Т. в квартире N дома N по <адрес>, который не вселялся и не проживал в данной квартире, а также в квартире N, предоставила в органы миграционного учета заведомо ложные сведения, чем нарушила законные права и интересы государства в области миграционного учета.

Принимая во внимание, что постановка на миграционный учет Х.Ч.Т. по месту пребывания по адресу: <адрес> произведена на основании документов, которые содержали заведомо ложные сведения о проживании (пребывании) указанного иностранного гражданина по данному адресу, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» пришел к правильному выводу о признании фиктивной постановки Х.Ч.Т. на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Следует согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г. Н.Новгорода в части снятия Х.Ч.Т. с миграционного учета. Со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и пп. «г» п. 37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007 года суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решения о понуждении Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области к этому не требуется.

Доводы апелляционной жалобы представителя С. — по доверенности А. не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Указание в жалобе на нарушение судом положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ несостоятельно, поскольку выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в части, подробно изложены в мотивировочной части решения, что соответствует требованиям ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

На основании изложенного, решение Сормовского районного суда г. Н.Новгорода от 16 июня 2014 года следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 16 июня 2014 года — оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. по доверенности А. — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *