Руководитель таможенного органа имеет право принимать решение о прекращении выплаты надбавки или об установлении иного размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях изменения характера и режима службы, снижения результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности.

Решение Мирового судьи судебного участка N 8 Московского района г. Рязани от 19.12.2007

(извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело N 2-325/07 по иску Д. к Рязанской таможне о признании приказов незаконными,

установил:

Д. обратился в суд с иском к Рязанской таможне о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, указав в обоснование своих требований, что он состоял в трудовых отношениях с Рязанской таможней, являясь майором таможенной службы, начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля.

28 мая 2007 года приказом N <…> «Об установлении ежемесячного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач Д.» ему установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере ноль процентов одного оклада по занимаемой штатной должности на период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в связи со снижением результатов служебной деятельности.

28 мая 2007 года приказом N <…> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы Д.» прекращена выплата майору таможенной службы Д., начальнику отдела таможенных процедур и таможенного контроля ежемесячной надбавки к окладу по занимаемой штатной должности за сложность, напряженность и специальный режим службы с 1 января по 31 декабря 2007 года в связи со снижением результатов служебной деятельности.

С названными приказами истец не согласен, считая их незаконными и необоснованными.

27.04.2007 Рязанской таможней был издан приказ за N <…> «О Д.», которым во исполнение решения Московского районного суда г. Рязани от 27 апреля 2007 года он восстановлен на службе в таможенных органах в должности начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля с 9 декабря 2006 года и ему выплачено денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 78900 рублей 12 копеек и 4000 рублей в счет компенсации морального вреда. Согласно приказу N <…> от 27.04.2007 он приступил к исполнению своих служебных обязанностей после восстановления на работе с 27 апреля 2007 года. Тем не менее ему установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере ноль процентов одного оклада по занимаемой штатной должности.

Издание приказа он объясняет только тем, что между ним и руководителем Рязанской таможни сложились напряженные отношения.

В соответствии с приказом ФТС от 10 июня 2005 года N 533 «О выплате должностными лицами денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач» с июля 2005 года установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач сотрудникам таможенных органов РФ — в размере до одного оклада от занимаемой должности.

В соответствии с приказом ФТС от 11 января 2005 года N 1 «О выплате сотрудникам таможенных органов РФ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120% должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.

В соответствии с п. 2 приказа ФТС от 10 июня 2005 года N 533 руководителям таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, учитывать при установлении сотрудникам ежемесячного денежного поощрения добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач.

В 2006 году приказом Рязанской таможни ему была установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 110% к окладу по занимаемой штатной должности, так как является майором таможенной службы с 2004 года, начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля с 20 апреля 2005 года. На момент издания обжалуемых приказов он не имел ни одного дисциплинарного взыскания. С момента издания приказа о назначении начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля не изменился в сторону упрощения режим его работы.

У него в подчинении работают 4 государственных служащих Рязанской таможни, которые добросовестно исполняют свои служебные обязанности, на них распространяется приказ Рязанской таможни N 47 от 28 февраля 2007 года, и на основании приказа от 28 мая 2007 года N 49-п им выплачена премия за выполнение особо сложных и важных заданий.

В соответствии с приказом ФТС от 11 января 2005 года N 1 п. 4 в отношении подчиненных сотрудников руководитель таможенного органа имеет право принимать решение о прекращении выплаты надбавки или об установлении иного размера до истечения периода, на который она установлена в случаях изменения характера и режима службы, снижения результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. Прекращение выплаты или изменение размера надбавки оформляется приказом таможенного органа с указанием конкретных причин. Аналогичное требование к изменению ежемесячного денежного поощрения содержится в приказе ФТС от 10 июня 2005 года N 533. Приказ Рязанской таможни N <…> от 28 мая 2007 года и приказ Рязанской таможни N <…> от 28 мая 2007 года ничем не мотивированы, не изложены сведения о снижении результатов его служебной деятельности.

Таким образом, приказы являются неправомерными и ущемляющими его права.

Помимо материального вреда ему причинен моральный вред, который выразился в физических и нравственных страданиях (переживания из-за отсутствия денежных средств и возможности обеспечить семью: неработающую жену и новорожденного сына, переживания близких родственников). Сумму компенсации морального вреда оценивает в 10000 рублей.

В ходе разбирательства дела истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнялись исковые требования.

В судебном заседании истец Д. и его представитель — адвокат М., действующая на основании ордера от 20 сентября 2007 года N 93, заявленные требования поддержали в полном объеме и по тем же основаниям и просят признать приказы Рязанской таможни от 28 мая 2007 года N <…> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы Д.» и от 28 мая 2007 года N <…> «Об установлении ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач Д.» законными и отменить их. Обязать Рязанскую таможню восстановить его нарушенные права и установить ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере ста процентов одного оклада по занимаемой должности и выплачивать за сложность, напряженность и специальный режим в размере 110 процентов к окладу по занимаемой штатной должности. Взыскать с ответчика 39630 рублей 15 копеек — недополученную в связи с изданием указанных приказов сумму надбавок за период с 27 апреля по 17 октября 2007 года, 10000 рублей — компенсацию морального вреда, 5000 рублей — расходы на оплату услуг представителя, а всего — 54630 рублей 15 копеек.

Представители ответчика Б., действующая на основании доверенности N 37 от 26.12.2006, и Н., действующий на основании доверенности N 40 от 26.12.2006, иск не признали, заявив при этом, что процедура издания приказов по таможне о прекращении выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и установлении ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере ноль процентов одного оклада по занимаемой штатной должности истцу со стороны руководства таможни соблюдена, никаких отступлений от требований нормативных документов не допущено.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителей ответчика и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4).

Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Ст. 135 ТК РФ предписывает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 5).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 6).

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 7).

Федеральной таможенной службой России в целях обеспечения социальных гарантий работников таможенных органов, повышения их материального обеспечения и стимулирования их труда принимаются нормативные документы, касающиеся повышения оплаты труда.

11 января 2005 года ФТС РФ издан приказ N 1 «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», которым руководителям таможенных органов предоставлено право устанавливать с 1 января 2005 года сотрудникам таможенных органов ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности и утверждена Инструкция о порядке выплаты указанной надбавки.

Согласно инструкции ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (далее — надбавка) в размере до 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов (далее — сотрудники), выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы (п. 1).

При установлении надбавки необходимо объективно и всесторонне учитывать условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения особо сложных задач.

При этом следует принимать во внимание, что надбавка не является обязательной выплатой (п. 2).

Надбавка устанавливается на определенный период, как правило не более чем на один год, приказом таможенного органа с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника.

Сотрудникам, назначенным на должность в течение календарного года, надбавка устанавливается приказом таможенного органа о назначении на должность с указанием периода, на который она устанавливается.

Надбавка устанавливается не ранее даты присвоения первого специального звания.

По окончании периода, на который была установлена надбавка, руководитель таможенного органа принимает решение о продлении (прекращении) выплаты надбавки или об изменении ее размера (п. 3).

В отношении подчиненных сотрудников руководитель таможенного органа имеет право принимать решения о прекращении выплаты надбавки или об установлении иного размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях изменения характера и режима службы, снижения (повышения) результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. Прекращение выплаты или изменение размера надбавки оформляется приказом таможенного органа с указанием конкретных причин (п. 4).

Надбавка выплачивается сотрудникам одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц (п. 5).

Приказом ФТС России от 10 июня 2005 года N 533 «О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач» с 1 июня 2005 года руководителям таможенных органов предоставлено право устанавливать выплату ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач (далее — ежемесячное денежное поощрение) в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности (п. 1).

При этом руководителям необходимо:

а) учитывать при установлении сотрудникам ежемесячного денежного поощрения добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки, деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности, потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач;

в) устанавливать должностным лицам ежемесячное денежное поощрение с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год) приказом таможенного органа исходя из фактически установленного должностного оклада;

д) устанавливать должностным лицам, назначенным на должность в течение календарного года, ежемесячное денежное поощрение приказом таможенного органа о назначении на должность с указанием периода, на который устанавливается ежемесячное поощрение;

е) принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера ежемесячного денежного поощрения (но не более размеров, указанных в пункте 1 настоящего Приказа) до истечения периода, на который оно установлено, в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности. Изменение размера ежемесячного денежного поощрения оформлять приказом таможенного органа с указанием конкретных причин;

з) выплачивать должностным лицам ежемесячное денежное поощрение ежемесячно, одновременно с выплатой денежного довольствия, денежного содержания.

В судебном заседании установлено, что истец работает в Рязанской таможне в должности начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля с 20 апреля 2005 года по настоящее время, что подтверждается контрактом о службе в таможенных органах РФ N <…>.

В период с 9 декабря 2006 года по 26 апреля 2007 года истец не работал в связи с увольнением. 27 апреля 2007 года на основании решения Московского районного суда (г. Рязань) от 27 апреля 2007 года восстановлен на службе с 9 декабря 2006 года с выплатой денежного довольствия за время вынужденного прогула в размере 78900 рублей 12 копеек, 4000 рублей — в счет компенсации морального вреда и 4000 рублей — расходы на оплату услуг представителя.

Истцу согласно приказу Рязанской таможни от 27 января 2006 года N <…> установлена ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой штатной должности за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 110 процентов на период с 1 января по 31 декабря 2006 года.

Приказом начальника Рязанской таможни от 27 января 2006 года N <…> ему же с 1 января по 31 декабря 2006 года установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере одного оклада по занимаемой штатной должности.

В связи с наложением на истца приказом по Рязанской таможне от 24 августа 2006 года N <…> дисциплинарного взыскания (строгий выговор) ему приказом по таможне от 30 августа 2006 года был установлен иной размер ежемесячного денежного поощрения в размере 0,5 оклада по занимаемой штатной должности с 24 августа 2006 года по 23 августа 2007 года.

После восстановления истца с 27 апреля 2007 года на службе по решению Московского районного суда (г. Рязань) ему приказом по таможне от 28 мая 2007 года N <…> была прекращена выплата ежемесячной надбавки к окладу по занимаемой штатной должности за сложность, напряженность и специальный режим службы с 1 января по 31 декабря 2007 года в связи со снижением результатов служебной деятельности, а приказом по таможне от 28 мая 2007 года N <…> установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере ноль процентов одного оклада по занимаемой должности на период с 1 января по 31 декабря 2007 года в связи со снижением результатов служебной деятельности.

В последующем в связи с тем, что после восстановления истца на службе с 27 апреля 2007 года и за время вынужденного прогула ему было выплачено денежное довольствие со всеми ранее получаемыми надбавками за период с 9 декабря 2006 года по 26 апреля 2007 года указание в приказах по таможне N <…> и <…> от 28 мая 2007 года о прекращении выплаты ежемесячной надбавки и об установлении ежемесячного денежного поощрения в размере ноль процентов с 1 января 2007 года являлось неправомерным, поэтому приказами по таможне от 6 августа 2007 года N <…> и <…> в указанные приказы внесены изменения, согласно которым прекращена выплата ежемесячной надбавки и установлено ежемесячное денежное поощрение в ином размере с 27 апреля 2007 года.

Анализируя приказы ФТС России от 11 января 2005 года N 1 «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» и от 10 июня 2005 года N 533 «О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач», суд приходит к выводу о том, что данные приказы относятся к локальным нормативным актам и предусмотренные ими возможные выплаты в дополнение к должностному окладу направлены на стимулирование труда работника, работодателю предоставлено право их применения с учетом отношения работника к исполнению должностных обязанностей, указанные выплаты устанавливаются на определенный период (как правило не более чем на один год), по окончании которого руководителю предоставлено право принимать решение о прекращении или изменении размера выплат без указания причин принятия такого решения, также руководителю предоставлено право о прекращении или изменении размера выплат в сторону увеличения или уменьшения до истечения срока в случаях изменения режима работы, нарушения дисциплины и т.д. и т.п. с обязательным указанием причин принятия такого решения.

Истцу на период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года приказом по таможне от 27 января 2006 года была установлена ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой должности за сложность, напряженность и специальный режим в размере 110 процентов, поэтому в соответствии с п. 3 Инструкции руководитель таможни вправе был после 31 декабря 2006 года прекратить ее выплату без объяснения причин принятия такого решения, однако в приказе по таможне от 27 мая 2007 года N <…> ему установлено ежемесячное денежное поощрение в размере ноль процентов одного оклада по занимаемой должности в связи со снижением результатов служебной деятельности, то есть указаны причины принятия такого решения.

Ему же с 1 января по 31 декабря 2006 года приказом по таможне от 27 января 2006 была установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по занимаемой штатной должности, размер которой в связи с наложением на него дисциплинарного взыскания был уменьшен до 0,5 оклада по занимаемой должности на период с 24 августа 2006 года по 23 августа 2007 года. Приказом по таможне от 28 мая 2007 года N <…> выплата указанного поощрения была прекращена в связи со снижением результатов служебной деятельности.

В течение 2006 года служебная деятельность истца неоднократно обсуждалась на оперативных совещаниях у начальника таможни (пять раз — копии протоколов приобщены к делу), на собеседованиях у начальника таможни (пять раз — копии листов беседы приобщены к делу), на которых указывалось ему на ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей и предлагалось в том числе перейти на должность с меньшим объемом работы (15 февраля 2006 года), на собеседовании 8 ноября 2006 года он заявил, что дослужит в занимаемой должности до 30 ноября 2006 года, а затем уволится на пенсию по выслуге лет. За прошедший период с 27 апреля 2007 года после восстановления его на службе не подготовил документацию по зонам таможенного контроля, поэтому отмена указанной выплаты ежемесячного денежного поощрения начальником таможни произведена обоснованно.

На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска о признании указанных приказов по Рязанской таможне незаконными и обязании ответчика произвести выплаты и компенсации морального вреда.

По заявлению и обращению истца проводились проверки Рязанской транспортной прокуратурой и Центральным таможенным управлением ФТС РФ, в ходе которых проверялись законность и обоснованность издания Рязанской таможней оспариваемых им настоящим иском приказов и по их результатам ему давались ответы с разъяснением неправомерности его требований.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителей в разумных пределах.

Истец заявил ходатайство о взыскании расходов на оплату услуг адвоката М. в сумме 5000 рублей, приложив квитанцию серии МБ N 080498, выданную коллегией адвокатов N 9 (г. Рязань) 12 октября 2007 года.

Поскольку суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска, постольку не подлежит удовлетворению заявленное ходатайство о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 — 199 ГПК РФ,

решил:

Д. в удовлетворении исковых требований к Рязанской таможне о признании приказов незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через судебный участок N 8 в течение десяти дней в Московский районный суд (г. Рязань).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *