О признании недействующими абзацев 4 — 9 пункта 15, абзацев 6 — 11 пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги Подготовка градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Михайловка, утв. постановлением администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 26.09.2011 N 1748 (ред. от 19.11.2012).

Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 04.07.2013 по делу N 2-909/2013

Михайловский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора — Савиновой Л.В., представителей ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Д., Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области,

установил:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 1748 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области. Постановлением главы городского округа город Михайловка Волгоградской области от 19 ноября 2012 года N 2532 в постановление от 26 сентября 2011 года N 1748 внесены изменения. Указанные постановления опубликованы в газете «Панорама новостей» от 05 октября 2011 года N 34 (54), от 30 ноября 2012 года N 46. Прокурор считает, что Регламент в части противоречит федеральному законодательству, а именно: абзац 4 — 9 пункта 15, абзац 6 — 11 пункта 16 Регламента, устанавливающие перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе необходимых и обязательных, не соответствуют закону и нарушают права неопределенного круга лиц в рассматриваемой сфере правоотношений, незаконно возлагают обязанности по сбору и предоставлению не предусмотренных законом дополнительных документов. Михайловской межрайонной прокуратурой 23 апреля 2013 года принесен протест, который 30 апреля 2013 года администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области отклонен.

Просит суд признать недействующими абзац 4 — 9 пункта 15, абзац 6 — 11 пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 1748 (в редакции постановления администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 19 ноября 2012 года N 2532), как несоответствующие части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ и пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании прокурор Савинова Л.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Д., Т. исковые требования не признали, указав, что п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя, положения данной статьи не указывают, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план, данной нормой не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана, приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими требования к градостроительному плану. Ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлен запрет для органов, предоставляющих муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Градостроительным кодексом РФ не установлен перечень документов, которые предоставляются заявителем для получения градостроительного плана. Просили в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая дело, суд исходит из положений главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей в статье 251 части 1, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом в соответствии с п. 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС N 8 от 01.07.1996 г. N 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим постановлением, при порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 1748 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» (далее по тексту судебного решения Регламент).

Постановлением главы городского округа город Михайловка Волгоградской области от 19 ноября 2012 года N 2532 в постановление от 26 сентября 2011 года N 1748 внесены изменения.

Указанные постановления опубликованы в газете «Панорама новостей» от 05.10.2011 N 34 (54), от 30.11.2012 N 46 (110).

В соответствии абзацами 4 — 9 пункта 15 Регламента в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги входят: материалы инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2 лет; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства в сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии); документы об установлении ограничений и обременении на пользование земельным участком (при наличии таковых); согласие заявителя на обработку персональных данных.

Согласно абзацам 6 — 11 пункта 16 Регламента в исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе необходимых и обязательных входят: копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством; материалы инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2 лет; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии); согласие на обработку персональных данных.

Между тем, на основе анализа действующего федерального законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд приходит к следующему. Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившего за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана — документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 — 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Действующее законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, — выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

При таком положении, Регламентом неправомерно установлена обязанность представить дополнительные документы, помимо заявления и документа, удостоверяющего личность заявителя, содержащие сведения необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 207, который также не содержит никаких предписаний о представлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Существующие на земельном участке объекты недвижимости отражены в документах органа БТИ, которые заинтересованное лицо вправе истребовать в порядке информационного взаимодействия.

Представление сведений о предполагаемых к размещению на земельном участке объектах недвижимости, учитывая, что разработка градостроительного плана земельного участка осуществляется без привлечения лица, обратившегося за его выдачей, и при отсутствии проектной документации, также не является обязанностью гражданина. Строка «Описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке» формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, не предусматривает описание точного, конкретного места размещения этого объекта, — лишь возможное (допустимое) местоположение, определенное с учетом планировочных ограничений по размещению объекта капитального строительства, установленных на основании градостроительных регламентов в соответствии с требованиями правил землепользования и застройки, а также зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Сам по себе градостроительный план земельного участка является не разрешительным документом, а документом, содержащим информацию о возможности размещения на данном земельном участке объектов строительства.

В силу вышеуказанных норм закона, обязанность по подготовке градостроительного плана возложена на орган местного самоуправления и является муниципальной услугой. В данном случае, органом местного самоуправления оспариваемыми пунктами Регламента на граждан возложена обязанность по предоставлению дополнительных документов для подготовки градостроительного плана, предоставление которых ни Градостроительным кодексом РФ, ни Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не предусмотрено.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Поскольку оспариваемые нормы абз. 4 — 9 п. 15, абз 6 — 11 п. 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» на территории городского округа город Михайловка, утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 1748 (в редакции постановления администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 19 ноября 2012 года N 2532) вступили в противоречие с федеральным законодательством с момента их принятия, но до принятия настоящего решения оспариваемая норма указанного правового акта применялась, на ее основании были реализованы права граждан; процедура принятия Регламента не оспаривалась, то суд, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, не усматривая достаточных оснований для признания оспариваемой нормы недействующей с момента ее принятия.

При этом признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, права на их защиту. Эти лица вправе защищать свои субъективные права путем предъявления соответствующих исков (например, о возмещении убытков) с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел.

В соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 198, 253 ГПК РФ, суд,

решил:

требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области, удовлетворить.

Признать недействующими абзац 4 — 9 пункта 15, абзац 6 — 11 пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительных планов земельных участков» утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 1748 (в редакции постановления администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 19 ноября 2012 года N 2532), как несоответствующие части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ и пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Сообщение о принятом решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании — газете «Панорама новостей», в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ.

Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме принято 08 июля 2013 г.

Судья
Н.В.ШЕВЛЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *