О признании недействующим подпункта м пункта 3, пункта 7 постановления главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности Розничная продажа алкогольной продукции.

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 21.10.2003

Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:

    председательствующего судьи                      Ильиных Е.А.,      при секретаре                                 Максименко А.В.,      прокурора                                       Сараевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока о признании недействующим подпункта «м» пункта 3, пункта 7 постановления и.о. главы администрации г. Владивостока N 1667 от 08.09.2000 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции»,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока в порядке ст. ст. 45, 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд к администрации г. Владивостока с вышеуказанными требованиями, пояснив в заявлении, что 8 сентября 2000 г. главой администрации г. Владивостока издано постановление N 1667 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции».

Пунктом 7 данного постановления установлен сбор за получение согласия в размере трех минимальных размеров оплаты труда за каждую торговую точку, оплата которого производится на бюджетный счет администрации г. Владивостока.

Подпунктом «м» пункта 3 этого же постановления предусмотрено, что для получения согласия администрации г. Владивостока для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» лицензиату, наряду с иными документами, перечисленными в п. 3 постановления, необходимо предоставить квитанцию об оплате или платежное поручение сбора за получение данного согласия администрации города.

Указанное постановление официально опубликовано не было.

Подпункт «м» пункта 3, пункт 7 указанного нормативного акта — постановления главы администрации города Владивостока N 1667 от 08.09.2000 — не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью первой статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Часть вторая статьи 41 БК РФ к налоговым доходам относит предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Согласно части 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; и иные неналоговые доходы.

Согласно статье 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» N 126-ФЗ от 25.09.1997 к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Статья 15 Налогового кодекса РФ закрепляет виды местных налогов и сборов, перечень которых является исчерпывающим, и не содержит такого вида сбора, как сбор за получение согласия для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции», установленный пунктом 7 постановления главы администрации г. Владивостока.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 126-ФЗ от 25.09.1997 к собственным доходам местных бюджетов относятся другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. В данной статье закона также закреплен исчерпывающий перечень других собственных доходов местных бюджетов, и такой доход как взимание сбора за получение согласия для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции», данным перечнем также не предусмотрен.

Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В настоящее время нормативные акты, принятые федеральными органами государственной власти либо органами власти Приморского края, которыми бы перечень собственных доходов местного бюджета был бы расширен и предусматривал такой вид дохода, как сборы за получение согласия для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции», отсутствуют.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего федерального закона.

Пунктом 5 постановления Губернатора Приморского края N 130 от 30.03.1999 «О мерах по выполнению Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено, что одним из обязательных документов, необходимых представить в лицензирующий орган для получения лицензии, является согласие соответствующего органа местного самоуправления в письменной форме о выдаче лицензии. Однако, взимание платы за дачу согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, взимание какого-либо сбора с предпринимателей и юридических лиц за выдачу и оформление согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» в размере трех минимальных размеров оплаты труда действующим законодательством не предусмотрено, а взимание такового ущемляет интересы физических и юридических лиц и является превышением органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ и, соответственно, правовые акты, принимаемые им, не должны противоречить действующему и высшему по юридической силе законодательству.

Указанные обстоятельства, в соответствии со ст. 251 ГПК РФ, являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.

Просит суд признать недействующим подпункт «м» пункта 3, пункт 7 постановления и.о. главы администрации г. Владивостока N 1667 от 08.09.2000 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района поддержала требования, изложенные в заявлении, подтвердив их обоснование.

Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании требования прокурора Ленинского района г. Владивостока не признал и показал, что нормативными правовыми актами являются только правовые акты, изданные в установленном порядке. Оспариваемый прокурором правовой акт не был опубликован, поэтому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению. Полагают, что правовой акт можно считать нормативным не только при наличии в нем признаков нормативного акта, но и при условии соблюдения его формы опубликования.

Кроме того, постановлением главы администрации г. Владивостока от 04.07.2003 N 1580 «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» внесены изменения в постановление главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 и слово «сбор» заменено на «плату».

Просят суд дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока о признании недействующим подпункта «м» пункта 3, пункта 7 постановления и.о. главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 производством прекратить.

Представитель финансового управления администрации г. Владивостока в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что постановление главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» правомерно, поскольку отсутствует запрет для органов местного самоуправления для установления вышеуказанной платы для согласования документов по лицензированию. Полагает, что реально права граждан не нарушаются, поскольку данное постановление не действует в силу прямого указания закона.

Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд полагает, что требования прокурора Ленинского района обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 7 постановления главы администрации г. Владивостока от 08.09.2000 N 1667 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» установлен сбор за получение согласия в размере трех минимальных размеров оплаты труда за каждую торговую точку, оплата которого производится на бюджетный счет администрации г. Владивостока.

Подпунктом «м» пункта 3 этого же постановления предусмотрено, что для получения согласия администрации г. Владивостока для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» лицензиату, наряду с иными документами, перечисленными в п. 3 постановления, необходимо предоставить квитанцию об оплате или платежное поручение сбора за получение данного согласия администрации города.

Указанное постановление официально не опубликовано.

Суд полагает, что подпункт «м» пункта 3, пункт 7 указанного постановления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» N 126-ФЗ от 25.09.1997 к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Статья 15 Налогового кодекса РФ закрепляет виды местных налогов и сборов, в перечень которых не входит сбор за получение согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции», установленный пунктом 7 вышеуказанного постановления главы администрации г. Владивостока.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относятся другие собственные доходы местных бюджетов, в перечень которых сбор за получение согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» так же не входит.

В настоящее время нормативные.акты принятые федеральными органами государственной власти либо органами власти Приморского края, которыми бы перечень собственных доходов местного бюджета был бы расширен и предусматривал такой вид дохода, как сбор за получение согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции», отсутствуют.

Пунктом 5 постановления Губернатора Приморского края N 130 от 30.03.1999 «О мерах по выполнению Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено, что одним из обязательных документов, необходимых представить в лицензирующий орган для получения лицензии, является согласие соответствующего органа местного самоуправления в письменной форме о выдаче лицензии.

Поскольку выдача такого согласия является одним из этапов получения лицензии, само по себе согласие не является лицензированием деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Ни Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ни постановлением Губернатора Приморского края N 130 от 30.03.1999 «О мерах по выполнению Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не предусмотрено взимание платы за дачу согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции».

Таким образом, доводы прокурора о том, что взимание какого-либо сбора с предпринимателей и юридических лиц за выдачу и оформление согласия для получения лицензии на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» в размере трех минимальных размеров оплаты труда действующим законодательством не предусмотрено и ущемляет интересы физических и юридических лиц суд считает обоснованными.

Доводы представителя администрации о том, что оспариваемый прокурором правовой акт не был опубликован и поэтому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению, суд считает необоснованными, поскольку, несмотря на то, что постановление не было официально опубликовано, фактически оно действовало, применялось на практике, что не оспаривают представители ответчика, и косвенно подтверждают внесенные в пункт 7 постановления изменения, заменяющие слово «сбор» на «плату» (постановление N 1580 от 04.07.2003). Указанные «сбор» и «плата» являются дополнительным источником поступления финансовых средств в бюджет.

Таким образом, требования прокурора о признании недействующим подпункта «м» пункта 3, пункта 7 постановления и.о. главы администрации г. Владивостока N 1667 от 08.09.2000 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции» суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Ленинского района г. Владивостока удовлетворить.

Признать недействующим подпункт «м» пункта 3, пункт 7 постановления и.о. главы администрации г. Владивостока N 1667 от 08.09.2000 «О порядке выдачи и оформления согласий администрации г. Владивостока для получения лицензий на вид деятельности «Розничная продажа алкогольной продукции».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *