О признании недействующим решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 N 30 Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока.

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 31.01.2003

Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:

    председательствующего судьи                   Соловьевой О.В.,      прокурора                                       Сараевой Е.А.,      при секретаре                                 Кирпичевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц, администрации г. Владивостока, Управления муниципальной собственности г. Владивостока о признании недействительным решения Думы г. Владивостока N 30 от 04.10.2001 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока»,

установил:

Прокурор г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия п. 4 решения Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока», указав, что п. 4 указанного решения введено ограничение на совершение сделок с имуществом муниципального образования г. Владивосток и землями, находящимися в ведении муниципального образования г. Владивосток, за исключением аренды сроком до 3-х лет и случаев, прямо предусмотренных законодательством. Указанное решение противоречит законодательству. Как представительный орган местного самоуправления Дума вправе лишь установить порядок распоряжения и управления муниципальной собственностью, но не вправе непосредственно участвовать в управлении и распоряжении муниципальной собственностью, в том числе произвольно запрещать и ограничивать совершение любых сделок с нею.

Устав муниципального образования г. Владивосток в ст. 36 ч. 2 п. 5 прямо относит решение вопросов о передаче объектов муниципальной собственности в иные формы собственности к полномочиям главы администрации. Согласно ст. 47 ч. 2 Устава, городская Дума не вправе вмешиваться в исполнительно — распорядительную деятельность администрации. Оспариваемым решением нарушены требования законодательства.

Кроме того, решение, принятое Думой превысило пределы своей компетенции, т.к. постановлением N 1439 от 04.08.2000 утверждено Положение об управлении муниципальной собственности г. Владивостока, согласно которому права собственника в отношении муниципальной собственности от имени города осуществляет Управление муниципальной собственности.

Управление муниципальной собственности г. Владивостока обратилось в суд с заявлением о признании недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания решения Думы г. Владивостока N 30 от 04.10.2001 в целом по тем же основаниям.

Администрация г. Владивостока обратилась в суд с жалобой о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 4 решения Думы г. Владивостока N 30 от 04.10.2001, п. 9.1.7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока N 30, п.п. 10.1.3, 10.1.4, 10.1.18 Положения в части.

В судебном заседании представитель прокуратуры настоял на доводах, изложенных в заявлении, показал, что внесенные Думой г. Владивостока изменения в оспариваемое решение также содержат нарушение законодательства просил заявление удовлетворить, признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания п. 4 решения Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока».

Представитель администрации г. Владивостока по основаниям, изложенным в жалобе, кроме заявленных требований просил признать недействительными также п. 9.1.7, 10.1.15 Положения, и п. 4 Решения.

Представитель УСМ г. Владивостока просил предъявленное ими исковое заявление рассмотреть как жалобу и признать в целом недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания решение Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока».

Представитель Думы г. Владивостока с требованиями не согласился, пояснив, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагают, что оспариваемое решение лишь устанавливает порядок распоряжения и управления муниципальной собственностью. Заявителями не представлены доказательства того, что решение не соответствует требованиями законодательства. В удовлетворении жалобы просит отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решение Думы г. Владивостока N 30 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока» было принято 04.10.01.

В дальнейшем были внесены изменения и дополнения в указанное решение.

Пункт 4 указанного решения, как в старой, так и в новой редакции содержит ограничение на совершение сделок с находящимися в ведении муниципального образования г. Владивосток, за исключением аренды недвижимого имущества. В новой редакции допускается передача имущества муниципального образования г. Владивосток в безвозмездное пользование, залог, хозяйственное ведение, доверительное управление после предварительного согласования с Думой г. Владивостока.

П. 9.1.7 Положения требует предварительного согласования создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, внесение вкладов в имущество некоммерческих организаций, в уставные (складочные) капиталы хозяйственных товариществ и обществ в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

П. 10.1.3 Положения предусматривает предварительное согласование с Думой г. Владивостока создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений.

П. 10.1.4 содержит необходимость предварительного согласования с Думой г. Владивостока внесение вкладов в имущество некоммерческих организаций, в уставные (складочные) капиталы хозяйственных товариществ и обществ.

П. 10.1.15 требует предварительное согласование с Думой города выдачу муниципальным унитарным предприятиям разрешение на внесение имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения, … выдачу главой администрации города разрешений на сдачу этого имущества.

На основании ст. 125 ч. 2, 215 ч. 2 ГК РФ органы местного самоуправления осуществляют свои гражданские права и обязанности, включая права собственника в отношении муниципальной собственности, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 14 ч. 4, ст. 15 ч. 4, ст. 16 ч. 2 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.

Ст. 36 ч. 2 п. 5 прямо относит решение вопросов о передаче объектов муниципального образования в иные формы собственности к полномочиям главы администрации. Согласно ст. 47 ч. 2 Устава, городская Дума не вправе вмешиваться в исполнительно — распорядительную деятельность администрации.

Ограничивая главу администрации г. Владивостока и иные муниципальные органы, предприятия совершать любые сделки с недвижимым имуществом Дума г. Владивостока нарушила требования Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае», положения статей Устава г. Владивосток, согласно которых в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится лишь установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а не право непосредственного участия в этом, что было сделано Думой данным решением.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 52 — 53 Устава муниципального образования г. Владивостока, глава администрации самостоятельно образует систему исполнительных органов, входящих в состав администрации, осуществляет руководство и контроль за деятельностью этих органов.

Решение принято Думой с превышением пределов компетенции, т.к. постановлением N 1439 от 04.08.00 «Об утверждении Положения об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока», права собственника в отношении муниципальной собственности от имени города Владивостока осуществляет Управление муниципальной собственности.

Оспариваемое решение и приложение к нему, в частности Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владивостока, составляют единый и неделимый документ. Иной смысловой нагрузки, помимо введения в действие и уточнения механизма действия, названного Положения, данное решение не несет. В случае отмены части Положения или признания его несоответствующим действующему законодательству подлежит отмене и само решение. В противном случае теряется смысл оспариваемого решения, так как оно будет вводить в действие в данном случае недействующий документ. Поэтому суд считает необходимым признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания решение в полном объеме.

Руководствуясь ст. 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия в полном объеме, со всеми действующими приложениями решение Думы г. Владивостока N 30 от 04.10.2001 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья
О.В.СОЛОВЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *