О признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Саранск от 18.05.2006 N 233 Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление в части установления границ территорий территориального общественного самоуправления Полежаевский Серадзский, Южный, Юго-Западный, Пролетарский, Ботевградский Московский, Железнодорожный, Федосеенковский, Фурмановский.

Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 27.12.2007 N 2-2814/2007

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего — судьи Ремневой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания — М.,

с участием в деле:

прокурора — помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Шитовой Елены Петровны,

заинтересованного лица — Совета депутатов городского округа Саранск, его представителя Ю., представившего доверенность от 14 декабря 2007 года N 207-ГС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» противоречащим закону в части установления границ территории территориального общественного самоуправления «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский», «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский»,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» противоречащим закону в части установления границ территорий территориального общественного самоуправления «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский», «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский».

В обоснование заявления прокурор указал, что Советом депутатов городского округа Саранск 18 мая 2006 года принято решение N 233 «Об утверждении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление». Решение опубликовано в газете «Вечерний Саранск» 22 мая 2006 года.

Данным решением установлены границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский» «Ботевградский», «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский», «Гагаринский», «Городской», «Западный», «ТЭЦ-2», «Посопский», «Заводской», «Лихачевский», «Ульяновский», «Мичуринский», «Ярославский», «Севастопольский», «Энергетический», «Гожувский», «Пуркаевский», «Ялгинский», «Озерный», «Напольно-Тавлинский», «Полянки», Монастырский», «Зыково», «Николаевский», «Пушкино», «Добровольный», «Ивановский», «Танеевский», «Грибоедовский», «Горяйновский», «Макаровский», «Куликовский», «Ремзаводской», «Луховский», «Северный», «Семашковский», «Есенинский», «Металлургический», «Пушкинский», «Коваленковский», «Эркаевский», «Воиновский», «Солнечный», «Арзамасский», «Весенний».

Проведенной прокуратурой Ленинской района г. Саранска в апреле текущего года проверкой установлено, что границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление в Ленинском районе г. Саранска утверждены с нарушением действующего законодательства.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях и конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Аналогичные нормы закреплены в Положении о порядке назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов), утвержденном решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 марта 2006 года N 218. Так, согласно пункту 2 Положения граждане участвуют в собрании непосредственно. Граждане участвуют в собраниях, конференциях на равных условиях по месту своего проживания.

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой установлено, что по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск об определении границ территориального общественного самоуправления состоялось заседание председателей домовых комитетов, сами граждане непосредственного участия в собраниях по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск об определении границ территориального общественного самоуправления не принимали, делегатов для участия в конференции по данному вопросу не избирали.

Заседания председателей домовых комитетов по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск об определении границ территориального общественного самоуправления проводились по участкам, закрепленным за самоуправлениями и, соответственно, в условно сформированные ТОС, входила эта группа домов.

Более того, как следует из протоколов заседаний председателей домовых комитетов по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск по установлению границ территориального общественного самоуправления от 3 мая 2006 года, в заседаниях принимало участие половина либо менее половины председателей домовых комитетов (при этом сведения регистрации участников заседаний отсутствуют), что ставит под сомнение результаты голосования.

При таких обстоятельствах решение Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» в части установления границ территорий ТОС «Полежаевский», ТОС «Серадзский», ТОС «Южный», ТОС «Юго-Западный», ТОС «Пролетарский», ТОС «Ботевградский», ТОС «Московский», ТОС «Железнодорожный», ТОС «Федосеенковский», ТОС «Фурмановский» противоречит части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, установлены без учета предложений населения.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Шитова Е.П. поддержала заявление по тем же основаниям, просила суд удовлетворить его.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Саранск Ю. относительно заявления прокурора возразил, просил суд отказать в удовлетворении заявления. Суду объяснил, что часть 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не определяет в какой именно форме должно быть изложено предложение населения, проживающего в условных границах территориального общественного самоуправления. Также в указанной норме не указываются критерии правомочности собраний, заседаний граждан, выражающих предложения населения по определению границ территориального общественного самоуправления. Если предположить, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению большинства населения, проживающего на данной территории, то в этом случае речь будет идти не о предложении населения, а о местном референдуме, решения которого имеют прямое действие.

Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лиц, положения абзаца второго части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не применимы к решению Совета депутатов городского округа Саранск от 28 марта 2006 года N 218 «Об утверждении Положения о порядке назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов).

На основании изложенного решение Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» было принято по предложению населения, оформленному в виде протоколов заседаний председателей домовых комитетов.

Данная форма предложения населения не может быть признана незаконной в силу отсутствия запретов в законодательстве. Следовательно, у Совета депутатов городского округа Саранск отсутствовали основания для отклонения протоколов заседаний председателей домовых комитетов при рассмотрении проекта решения по установлению границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.

Более того, на момент проведения заседаний председателей домовых комитетов данные органы представляли интересы населения городского округа Саранск в соответствии с приложением N 3 Устава г. Саранска, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 16 декабря 1997 года N 177, поскольку они не были переизбраны, а иных органов территориального общественного самоуправления не создано. Предложения населения в иной форме, чем протоколы заседаний председателей домовых комитетов, до настоящего времени не поступали.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Советом депутатов городского округа Саранск 18 мая 2006 года принято решение N 233 «Об утверждении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление». Решение опубликовано в газете «Вечерний Саранск» 22 мая 2006 года.

Данным решением установлены границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский», «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский», «Гагаринский», «Городской», «Западный», «ТЭЦ-2», «Посопский», «Заводской», «Лихачевский», «Ульяновский», «Мичуринский», «Ярославский», «Севастопольский», «Энергетический» «Гожувский», «Пуркаевский», «Ялгинский», «Озерный», «Напольно-Тавлинский», «Полянки», Монастырский», «Зыково», «Николаевский», «Пушкино», «Добровольный», «Ивановский», «Танеевский», «Грибоедовский», «Горяйновский», «Макаровский», «Куликовский», «Ремзаводской», «Луховский», «Северный», «Семашковский», «Есенинский», «Металлургический», «Пушкинский», «Коваленковский», «Эркаевский», «Воиновский», «Солнечный», «Арзамасский», «Весенний».

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях и конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что настоящий Федеральный закон не определяет, в какой именно форме должно быть изложено предложение населения, проживающего в условных границах территориального общественного самоуправления, вследствие чего протоколы заседаний председателей домовых комитетов, которыми было оформлено предложение населения, нельзя признать незаконным, суд считает несостоятельным.

Согласно статьям 28, 29, 30, 31, 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления осуществляется в форме публичных слушаний, собраний граждан, конференций граждан, опроса граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 2 — 8 Положения о порядке назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов), утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 марта 2006 года N 218 граждане участвуют в собраниях непосредственно. Граждане участвуют в собраниях конференциях на равных условиях по месту своего проживания.

Регистрация участников собрания проводится непосредственно перед его проведением ответственными лицами по предварительно составленным инициатором собрания спискам. В голосовании участвуют только жители, включенные в список участников собрания, зарегистрированные в качестве участников собрания.

При вынесении на рассмотрение вопроса, непосредственно затрагивающего интересы более 150 жителей, имеющих право на участие в собрании, либо при непредставлении возможным созыва собрания, инициатором проведения собрания проводится конференция. Выборы делегатов на конференцию проводятся на собраниях жителей группы квартир, подъездов, дома или группы домов, а также населенных пунктов.

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.

Однако эти формы должны отражать волеизъявление населения.

Решение N 233 «Об утверждении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» принято 18 мая 2006 года Советом депутатов городского округа Саранск на основании предложений населения, оформленных в виде протоколов заседаний председателей домовых комитетов, состоявшихся 3 мая 2006 года (л.д. 124 — 133).

В указанных протоколах отражены лишь результаты голосования и количество проголосовавших. При этом в протоколах отсутствуют сведения о том, кто именно (фамилия, имя, отчество) является председателем какого именно домового комитета, вследствие чего не представляется возможным установить, кто были лица, проголосовавшие за внесение предложения в Совет депутатов городского округа Саранск по установлению границ территориального общественного самоуправления, и правомочны ли они были представлять интересы населения, проживающего в границах территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.

Представителю заинтересованного лица председательствующим предоставлялось время с той целью, чтобы он мог представить суду доказательства в подтверждение того, что проголосовавшие лица правомочны были представлять интересы населения, проживающего в границах территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление правомочий. Однако такие доказательства представителем заинтересованного лица суду не были представлены.

Как установлено судом, по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск об определении границ территориального общественного самоуправления граждане непосредственного участия в собраниях по вопросу внесения предложений в Совет депутатов городского округа Саранск об определении границ территориального общественного самоуправления не принимали, делегатов для участия в конференции по данному вопросу не избирали.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что, на момент проведения заседаний председателей домовых комитетов данные органы представляли интересы населения городского округа Саранск в соответствии с приложением N 3 Устава г. Саранска, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 16 декабря 1997 года N 177, поскольку они не были переизбраны, а иных органов территориального общественного самоуправления не создано, судом отклоняется, поскольку приложение N 3 Устава г. Саранска, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 16 декабря 1997 года N 177 утратило силу 23 декабря 2005 года согласно решению Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года N 177. Кроме этого, как указывалось ранее голосовавшие председатели домовых комитетов не были в установленном порядке зарегистрированы перед голосованием, вследствие чего не представляется возможным установить их личность и полномочия.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что предложения населения в иной форме, кроме как в форме протоколов заседаний председателей домовых комитетов, до настоящего времени не поступали, не может быть принят судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает представительный орган местного самоуправления от обязанности учитывать мнение населения при принятии нормативного правового акта затрагивающего интересы этого населения в соответствии с требованиями закона.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления в оспариваемой части принято без учета предложений населения, что противоречит части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку решение Совета депутатов городского округа Саранск N 233 от 18 мая 2006 года «Об утверждении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» в части установления границ территорий территориального общественного самоуправления «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский», «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский» применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, данный нормативный акт в указанной части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации и подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Совета депутатов городского округа Саранск подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194 — 199, 251 — 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Ленинского района г. Саранска о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» противоречащим закону в части установления границ территорий территориального общественного самоуправления «Полежаевский», «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский» «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский» удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов городского округа Саранск от 18 мая 2006 года N 233 «Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление» в части установления границ территорий территориального общественного самоуправления «Полежаевский» «Серадзский», «Южный», «Юго-Западный», «Пролетарский», «Ботевградский» «Московский», «Железнодорожный», «Федосеенковский», «Фурмановский» противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Совета депутатов городского округа Саранск в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска
И.П.РЕМНЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *