О признании недействительным распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.1998 N 526/1-р Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах и признании незаконными действий автотранспортных предприятий по организации перевозок пассажиров на Коммерческих автобусах и по непредоставлению отдельным категориям граждан права на бесплатный проезд.
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 31.03.1999
Ленинский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Тайсина В.Н., с участием прокурора Мартыновой Е.А., при секретаре К.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенской области в защиту государственных и общественных интересов и интересов лиц, имеющих льготы по бесплатному проезду в городском общественном транспорте, к Администрации г. Пензы, МП ПАТП N1, МП ПАТП N3, МП ПАТП N4, ОАО «Пензаавтотранс»,
установил:
Распоряжением и.о.главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» (в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе» (муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям N 1, 3, 4 разрешено использовать подвижной состав, сверх утвержденной маршрутной расстановки, на коммерческой основе, с обязательным соблюдением коммерческими автобусами утвержденных графиков движения. Этим же распоряжением был утвержден План расстановки автобусов городских маршрутов на зимний период 1998-99 годов с учетом работы автобусов на коммерческой основе (приложение N 2).
Во исполнение данного распоряжения Главы г. Пензы и приложения к нему Пензенские муниципальные автотранспортные предприятия N 1, 3, 4 в нарушение действующих Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, утвержденных постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 г. N 784, организовали перевозку пассажиров на «коммерческих» автобусах в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам, лишив права на бесплатный проезд в указанных автобусах отдельных категорий граждан, предоставленного им действующим законодательством и другими нормативными актами.
Прокурор Пензенской области обратился в Ленинский районный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов и интересов лиц, имеющих льготы по бесплатному проезду в городском общественном транспорте, к Администрации г. Пензы, МП ПАТП N 1, МП ПАТП N 3, МП ПАТП N 4, ОАО «Пензавтотранс» и указал, что распоряжение и.о.Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.98 N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе» и План расстановки автобусов городских маршрутов на зимний период 1998-99 с учетом работы автобусов на коммерческой основе, утвержденный данным распоряжением в части разрешения муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям N 1, 3, 4 использовать подвижной состав, сверх утвержденной маршрутной расстановки, на коммерческой основе без создания специальных рейсов и маршрутов являются незаконными и должны быть признаны недействительными.
Подлежат признанию недействительными и указанные выше действия Пензенских муниципальных автотранспортных предприятий N 1, 3, 4. В соответствии с п.97 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, утвержденных постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 г. N 784, коммерческие перевозки пассажиров организуются по специальным маршрутам или специальным рейсам на маршрутах общего пользования с оплатой проезда для граждан всех категорий. Решение об открытии коммерческих маршрутов (рейсов) с учетом местных условий принимаются местными органами власти по предложениям Организатора и Перевозчика. Приложением N 5 к указанным выше Правилам предусмотрен конкурсный порядок получения прав владельцами автотранспортных средств на осуществление коммерческих перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Данные требования Пензенскими муниципальными автотранспортными предприятиями N 1, 3, 4 при организации перевозок пассажиров в г. Пензе на «коммерческих» автобусах по городским маршрутам не соблюдены.
Так, Главой г. Пензы специальные маршрутные рейсы для «коммерческих» автобусов не утверждались, и «коммерческие» автобусы осуществляют перевозки пассажиров по обычным городским маршрутам и рейсам, не проводилось и какого-либо конкурса владельцев автотранспортных средств на получение права осуществления коммерческих перевозок пассажиров в городском сообщении в целях наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения на транспортное обслуживание.
При указанных обстоятельствах перевозки пассажиров в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам на «коммерческих» автобусах Пензенскими муниципальными автотранспортными предприятиями N 1, 3, 4 нельзя признать коммерческими, а, следовательно, взимание платы за проезд в указанных автобусах со всех категорий граждан без учета льгот, предоставленных им действующим законодательством и другими нормативными актами, является незаконным.
И просит суд:
Признать недействительными распоряжение и.о.Главы г. Пензы от 18.11.98 N 526/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 N 582-р «Об отмене распоряжения Главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе» и План расстановки автобусов, городских маршрутов на зимний период 1998-1999 годов с учетом работы автобусов на коммерческой основе, утвержденный данным распоряжением, в части разрешения муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям N 1, 3, 4 использовать подвижной состав сверх утвержденной маршрутной расстановки на коммерческой основе без создания специальных рейсов и маршрутов.
Признать незаконными действия Пензенских муниципальных автотранспортных предприятий N 1, 3, 4 по организации перевозок пассажиров на «коммерческих» автобусах в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам и по непредоставлению в указанных автобусах отдельным категориям граждан права на бесплатный проезд, предусмотренного действующим законодательством и другими нормативными актами.
В судебном заседании представитель прокуратуры Пензенской области помощник прокурора Ленинского района г. Пензы юрист 2 класса Мартынова Е.А. исковые требования поддержала.
Привлеченные по делу в качестве представителей ответчиков по надлежаще оформленной доверенности с Администрации г. Пензы О., МП ПАТП N 1 директор М., МП ПАТП N 3 директор В., МП ПАТП N 4 директор Б. и представитель ОАО «Пензаавтотранс» Т. возразили против заявления Прокурора Пензенской области о признании недействительным распоряжения и.о.Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р «Об утверждении плана расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» (в редакции Распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе») в части разрешения муниципальным пассажирским предприятиям использовать подвижной состав на коммерческой основе и незаконными действия Пензенских муниципальных автотранспортных предприятий N 1, 3, 4 по исполнению этого распоряжения в части непредоставления гражданам предусмотренных законами льгот при проезде в объявленных коммерческими автобусах.
И пояснили:
1) В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный транспорт и организация его работы относятся к предметам ведения муниципальных образований.
Согласно ст.76 Конституции РФ установление основных принципов организации пассажирского транспорта (кроме федерального) находится в ведении субъектов Российской федерации.
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, утвержденными постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 N 784, разрешается организация перевозок пассажиров коммерческими специальными рейсами на маршрутах общего пользования с оплатой проезда для граждан всех категорий (п. 97 Правил).
Согласно Правилам решение об открытии коммерческих маршрутов принимается местными органами исполнительной власти по предложениям перевозчиков (транспортных организаций).
Пунктом 125 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области предусмотрено, что проезд граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, в автобусах, выполняющих коммерческие рейсы, осуществляется на общих основаниях.
Ссылка прокуратуры на «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ», утвержденные первым заместителем министра транспорта РФ 29.09.97 г. является необоснованной, поскольку данные Правила не утверждены Правительством РФ и носят рекомендательный характер.
Кроме того, распоряжение Главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р не содержит указаний на отмену льгот отдельным категориям граждан по оплате проезда в городском транспорте.
Транспортные предприятия г. Пензы при исполнении данного распоряжения руководствовались действующим нормативным актом органа государственной власти — постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 г. N 784, в котором определены условия открытия коммерческих рейсов и условия оплаты коммерческих перевозок.
В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативный акт государственного органа, противоречащий закону и нарушающий права и интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным, либо отменен самим государственным органом.
В настоящем случае нормативный акт государственного органа (поскольку он не отменен и не признан судом недействительным) является обязательным для исполнения администрацией г. Пензы и муниципальными транспортными предприятиями.
Действующим законодательством каких-либо ограничений для муниципальных транспортных предприятий в части организации коммерческих рейсов не предусмотрено.
В соответствии с распоряжением Главы города от 18.11.98 г. N 526/1-р муниципальные транспортные предприятия обязаны обеспечить перевозки пассажиров и багажа согласно утвержденной схеме расстановки машин на маршрутах с соблюдением графика движения.
Машины, остающиеся в резерве, транспортные предприятия вправе использовать с разрешения собственника по своему усмотрению, в том числе для организации коммерческих рейсов.
Возможность организации коммерческих перевозок специальными рейсами на маршрутах общего пользования с оплатой проезда для граждан всех категорий предусмотрена п. 97, 125 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области.
Согласно п. 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области:
маршрут — установленный путь следования автобуса между определенными пунктами,
рейс — путь автобуса от начального до конечного пункта маршрута.
Специальный маршрут — это маршрут, организуемый специально в интересах жителей по решению органа исполнительной власти между пунктами, транспортное сообщение между которыми отсутствует.
Специальный рейс — это рейс на утвержденном общего пользования, организуемый специально в интересах жителей города по решению органа исполнительной власти с целью увеличения числа автобусов на маршруте повышения частоты их движения и комфортности поездок.
В г. Пензе в настоящий момент организованы специальные рейсы на маршрутах общего пользования.
Довод прокуратуры Пензенской области о том, что специальные рейсы организованы неверно, является необоснованным.
Специальные рейсы на маршрутах общего пользования в г. Пензе организованы с учетом местных условий по решению исполнительного органа местного самоуправления — на основании распоряжения и.о.Главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в соответствии с п. 97 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области.
Специальные рейсы были организованы из числа резервных автобусов в дополнение к уже находящимся на общих городских маршрутах.
Автобусы, выполняющие коммерческие рейсы, включены в план расстановки автобусов и в график движения автобусов.
Утверждение администрацией города маршрутной расстановки автобусов с учетом автобусов, выполняющих коммерческие перевозки, является документальным подтверждением того, что специальные рейсы на общих городских маршрутах были созданы и утверждены администрацией города.
Довод прокуратуры Пензенской области об обязательности конкурса на получение права осуществления коммерческих перевозок также является неверным, поскольку в действующем законодательстве, в том числе и в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, отсутствуют нормы, обязывающие администрацию города проводить подобные конкурсы.
Организация конкурса по предоставлению права на осуществление коммерческих перевозок является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Причем целесообразность и необходимость проведения подобных конкурсов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Перевозки пассажиров специальными рейсами по обычным городским маршрутам являются именно коммерческими.
Согласно п. 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области:
— коммерческие рейсы — это рейсы, организуемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах.
Поскольку администрация города датирует деятельность муниципальных транспортных предприятий только в части разницы между себестоимостью перевозки и проездным тарифом и только в части движения автобусов по утвержденной расстановке на обычных городских маршрутах, то все расходы по организации специальных рейсов несут транспортные организации.
Специальные рейсы на маршрутах общего пользования были организованы транспортными предприятиями «на свой страх и риск» в собственных коммерческих интересах.
Доводы, полученные от организации коммерческих рейсов, направляются транспортными предприятиями на собственные нужды, т.е. используются в собственных коммерческих интересах.
Автобусы, выполняющие «коммерческие» рейсы, снабжены соответствующей маркировкой — в номере маршрута присутствует слово «коммерческий».
Согласно ст.133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Согласно ст.4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», ст.38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Согласно Федеральным законам РФ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе военнослужащих», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и т.д. расходы, связанные с реализацией льгот, установленных вышеуказанными законами, осуществляются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Однако до настоящего времени возмещения расходов городского бюджета, связанных с предоставлением права бесплатного проезда определенным категориям граждан, не производится ни из федерального, ни из областного бюджетов.
Отсутствие компенсации расходов городского бюджета, связанных с предоставлением льгот, является, во-первых, нарушением конституционных прав местного самоуправления, установленных ст.132, 133 Конституции РФ и ст.4, 5 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», и, во-вторых, приводит к ситуации, при которой становится реальной остановка всего городского транспорта.
Сложившийся в 1998 году дефицит городского бюджета не позволяет профинансировать городские транспортные предприятия в необходимом объеме, что ставит под угрозу работу городского пассажирского транспорта и его безопасность.
Поэтому введение коммерческих рейсов является вынужденной мерой, решение о введении коммерческих рейсов принято с учетом местных условий. Так, с окончанием дачного сезона резерв машин муниципальных транспортных организаций увеличился за счет автобусов, работавших на дачных маршрутах.
В связи с отсутствием средств на покупку ГСМ и техническое обслуживание машин руководство транспортных организаций не в состоянии выпустить резервные машины на маршруты общего пользования.
Поэтому по предложениям организаций — перевозчиков было принято решение о разрешении использования части транспорта (на тот момент находящегося в резерве) на коммерческой основе.
Распоряжение и.о.Главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р было принято в интересах жителей города, т.к. в сложившихся местных условиях транспортные предприятия города не могли обеспечить достаточного количества машин на маршрутах общего пользования и, следовательно, не могли обеспечить необходимого уровня частоты и комфортности поездок.
Таким образом, коммерческие рейсы фактически являются сезонными рейсами — с движением автобусов в течение осенне — зимнего периода, т.к. с открытием дачного сезона автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки, практически полностью будут переведены на дачные маршруты.
Согласно п. 97, 100, 107 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области правовой статус перевозок пассажиров автобусами в режиме маршрутного такси и коммерческих перевозок пассажиров совпадает.
И те, и другие перевозки могут осуществляться как на маршрутах общего пользования, так и на специальных маршрутах.
Оплата проезда пассажирами в коммерческих автобусах и в автобусах «Маршрутное такси» производится на общих основаниях — для всех категорий граждан за наличный расчет по тарифам, согласованным с местными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Губернатор — Председатель Правительства Пензенской области, принимая постановление от 28.10.98 г. N 784 об утверждении Правил перевозок…, утвердил новые принципы организации перевозок автомобильным транспортом в Пензенской области, ввел новое понятие — «коммерческие рейсы» и установил статус «коммерческих рейсов» по аналогии со статусом режима «маршрутного такси». Следовательно, льготы определенных категорий граждан, действующих во всех видах общественного транспорта, кроме такси и всех видов коммерческих перевозок, аналогичных режиму такси.
Таким образом, распоряжение и.о. главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р и действия руководителей муниципальных транспортных предприятий полностью соответствуют действующему законодательству и направлены на защиту интересов жителей города.
Суд выслушал объяснения сторон и пришел к выводу:
В соответствии с п. 97 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, утвержденных постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 г., N 784, коммерческие перевозки пассажиров организуются по специальным маршрутам или специальным рейсам на маршрутах общего пользования с оплатой проезда для граждан всех категорий. Решение об открытии коммерческих маршрутов (рейсов) с учетом местных условий принимается местными органами власти по предложениям Организатора и Перевозчика. Приложением N 5 к указанным выше Правилам предусмотрен конкурсный порядок получения прав владельцами автотранспортных средств на осуществление коммерческих перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Данные требования Пензенскими муниципальными автотранспортными предприятиями N 1, 3, 4 при организации перевозок пассажиров в г. Пензе на «коммерческих» автобусах по городским маршрутам не соблюдены.
Так, Главой г. Пензы специальные маршруты и рейсы для «коммерческих» автобусов не утверждались, и «коммерческие» автобусы осуществляют перевозку пассажиров по обычным городским маршрутам и рейсам, не проводилось и какого-либо конкурса владельцев автотранспортных средств на получение права осуществления коммерческих перевозок пассажиров в городском сообщении в целях наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения на транспортное обслуживание.
При указанных обстоятельствах перевозки пассажиров в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам на «коммерческих» автобусах Пензенскими муниципальными автотранспортными предприятиями N 1, 3, 4 нельзя признать коммерческими, а следовательно, взимание за проезд в указанных автобусах со всех категорий граждан без учета льгот, предоставленных им действующим законодательством и другими нормативными актами, является незаконным.
Во исполнение распоряжения и.о. Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 626/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» (в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе») и Приложения к нему Пензенские муниципальные автотранспортные предприятия N 1, 3, 4 в нарушение действующих Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Пензенской области, утвержденных постановлением Губернатора — Председателя Правительства Пензенской области от 28.10.98 г. N 784, организовали перевозку пассажиров на «коммерческих» автобусах в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам, лишив права на бесплатный проезд в указанных автобусах отдельных категорий граждан, предоставленного им действующим законодательством и другими нормативными актами.
Распоряжение и.о.Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы г. Пензы от 18.11.98 N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе» и План расстановки автобусов городских маршрутов на зимний период 1998-99 годов с учетом работы автобусов на коммерческой основе, утвержденный данным распоряжением в части разрешения муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям N 1, 3, 4 использовать подвижной состав, сверх утвержденной маршрутной расстановки, на коммерческой основе без создания специальных рейсов и маршрутов являются незаконными и должны быть признаны недействительными.
Подлежат признанию недействительными и указанные выше действия Пензенских муниципальных автотранспортных предприятий N 1, 3, 4.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Признать недействительными распоряжение и.о.Главы г. Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р «Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах» в редакции распоряжения Главы г. Пензы от 24.12.98 г. N 582-р «Об отмене распоряжения Главы города Пензы от 18.11.98 г. N 526/1-р в части работы троллейбусов на коммерческой основе» и План расстановки автобусов городских маршрутов на зимний период 1998-99 годов с учетом работы автобусов на коммерческой основе, утвержденный данным распоряжением, в части разрешения муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям N 1, 3, 4 использовать подвижной состав сверх утвержденной маршрутной расстановки на коммерческой основе без создания специальных рейсов и маршрутов.
Признать незаконными действия Пензенских муниципальных автотранспортных предприятий N 1, 3, 4 по организации перевозок пассажиров на «коммерческих» автобусах в г. Пензе по обычным городским маршрутам и рейсам и по непредоставлению в указанных автобусах отдельным категориям граждан права на бесплатный проезд, предусмотренного действующим законодательством и другими нормативными актами.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский райсуд г. Пензы.
Справка: Решение вступило в законную силу 25 мая 1999 года.
Судья
В.Н.ТАЙСИН