Практика рассмотрения законности введения с 01.08.1997 единого проездного билета для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте, в соответствии с п.4.4 Решения Пензенской городской Думы от 29.04.1997 N 22-3 и постановлением Главы г. Пензы от 26.06.1997 N 857.
<1>
20 ноября 1997 года Ленинский райсуд гор. Пензы в составе председательствующего Корнеевой Л.К., с участием прокурора Мартыновой Е.А., при секретаре Ермаковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пензенской области (в защиту государственных и общественных интересов) к Пензенской городской Думе и администрации г. Пензы о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте»,
установил:
Пензенская городская Дума приняла решение от 29.04.97 года N 22-3, пунктом 4.4 которого обязала администрацию г. Пензы ввести с 1 августа 1997 года единый проездной билет для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
Постановлением главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 введен с 1 августа 1997 года единый талон-вкладыш к документам, дающим право на бесплатный проезд гражданам отдельных категорий в городском пассажирском транспорте.
Прокурором Пензенской области был принесен протест от 05.08.97 г. N 7-13д-60-97 на п.п. 4.4 указанного решения и постановление главы города Пензы N 857 от 26.06.97 года, как принятые в нарушение закона.
Решением Пензенской городской Думы N 82-7 от 29.08.97 года вышеуказанный протест прокурора области был оставлен без удовлетворения.
Первый заместитель прокурора Пензенской области 11.09.97 года обратился в суд с заявлением (в защиту государственных и общественных интересов) о признании п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» недействительными, указав, что в соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 44 п. 5), «О статусе военнослужащих» (ст. 20), «О милиции» (ст. 32) прокурорские работники, военнослужащие и сотрудники милиции вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — любым попутным транспортом.
Аналогичные льготы предоставлены сотрудникам и некоторых других правоохранительных, контролирующих органов и отдельным категориям граждан льготников.
В связи с тем, что право на бесплатный проезд в городском пригородном общественном транспорте по служебному удостоверению вышеуказанной категории граждан установлен Федеральными законами, Пензенская городская Дума и администрация г. Пензы не вправе изменять установленный законом порядок бесплатного проезда и вводить какие-либо ограничения при проезде по служебным удостоверениям этих сотрудников на городском общественном транспорте.
В судебном заседании представитель прокуратуры — помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Мартынова Е.А., действующая по доверенности N 7-13д-70-97 от 15.10.97 года прокурора Пензенской области заявленные требования изменила и просила признать недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и постановление главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения единого талона на право бесплатного проезда в отношении лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ «инвалидов и участников Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, ветеранов боевых действий на территории других государств, военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших службу в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и награжденных медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», лиц, работавших на предприятиях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 08.09.41 по 27.01.44 и награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проходящих службу по контракту или уволенных и имеющих общую продолжительность военной службы 20 и более лет, лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.41 по 09.05.45 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях бывшего СССР, либо проработавших менее 6 месяцев и награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, прокурорских работников, инвалидов, детей-инвалидов, их родителей-опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.
Законами РСФСР и РФ: лиц, необоснованно репрессированных в период 20-50 годов, лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевших и перенесших лучевую болезнь по этой причине, сотрудников милиции и органов, исполняющих наказание, судей и судебных исполнителей, сотрудников оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудников органов государственной безопасности, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденными орденами Славы 3-х степеней, Указами Президента РФ, несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, РСФСР и СССР военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудников Российской транспортной инспекции, работников дорожных органов, граждан из подразделений особого риска.
Нормативными актами министерств и ведомств РФ: водителей и кондукторов автобусов, троллейбусов, а также лиц, проработавших не менее 15 лет и ушедших на пенсию, а также уволенных по инвалидности.
Постановлениями Верховного Совета РФ: должностных лиц таможенных органов.
Законами Пензенской области: депутатов Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления.
Постановлениями главы администрации Пензенской области: пенсионеров, специалистов госсанэпидемиологической службы Пензенской области, специалистов Пензенского пограничного контрольно-ветеринарного пункта.
До вступления решения по данному делу в законную силу приостановить выдачу единого талона на право бесплатного проезда указанным выше лицам.
В обоснование своих требований представитель прокуратуры пояснила, что на городском пассажирском транспорте г. Пензы 37 категорий лиц пользуются правом бесплатного проезда, 6 из них данное право предоставлено постановлениями главы г. Пензы.
Остальным категориям граждан право предоставлено Законами РФ, Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и РСФСР, Указами Президента РФ, Постановлениями Верховного Совета РСФСР, постановлениями главы администрации Пензенской области и Законами Пензенской области, приказами министерств и ведомств.
Поэтому муниципальные органы власти не вправе вводить какие-либо ограничения для реализации права не бесплатный проезд, предоставленного указанными выше нормативными актами, так как в соответствии со ст. 4, 90, 115, п. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ от 12.12.93 г. обязательны для исполнения на территории РФ.
При таких обстоятельствах Пензенская городская Дума п.п. 4.4 своего решения от 29.04.97 года и глава г. Пензы постановлением от 26.06.97 г. нарушила действующую Конституцию РФ и Закон Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», превысив свои полномочия, так как вводимый талон на право бесплатного проезда предоставляется за плату в сумме 2 тыс. рублей, также введение указанного талона в г. Пензе нарушает право на бесплатный проезд в г. Пензе, приехавших в наш город из других регионов РФ.
Представитель городской Думы С.С., действующий по постоянной доверенности от 11.08.97 года Пензенской городской Думы, заявленные требования первого заместителя прокурора Пензенской области не признал и в своих возражениях сослался на ст. 130 Конституции РФ, в соответствии с которой местному самоуправлению в Российской Федерации обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130).
Норма статьи 133 Конституции Российской Федерации гарантирует местному самоуправлению компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Эта компенсация также гарантируется Федеральным законом от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 2 ст. 38) и Федеральным законом от 25.09.97 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3.3 ст. 5).
В представленном письме от 19.11.97 года N 316 за подписью заведующей ГОРФО, заместителя главы города К.Н. указано, что трансферта за компенсацию затрат по выполнению Федеральных законов, постановлений главы администрации Пензенской области в части бесплатного проезда за истекший период текущего года из областного, федерального бюджетов не выделялась.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.09.97 года N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что «размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации».
Таким образом, талон-вкладыш, дающий право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, можно считать в какой-то мере компенсацией.
Своими решениями о введении единого талона-вкладыша органы местного самоуправления не препятствуют проезду отдельным категориям граждан, пользующихся правом бесплатного проезда, а упорядочивают реализацию этого права.
Сейчас этим правом по представлению установленного образца пользуются свыше 37 категорий граждан, примерно, около 200 тысяч жителей города. Поэтому невозможно проверить подлинность и соответствие предъявленного документа. Часть изъятых всевозможных справок, удостоверений представлены суду в качестве вещественных доказательств.
Согласно изложенному, просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Выслушав представителей Прокуратуры Пензенской области и городской Думы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные Конституционные законы и Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (ч. 5).
На основании ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Пункт 26 ст. 18 Закона Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области» относит к компетенции администрации муниципального образования только лишь организацию и обеспечение исполнения на территории муниципального образования Конституции РФ, Федеральных законов, актов органов государственной власти РФ, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, нормативных актов государственной власти, а изменять их она не вправе.
Как видно из материалов дела, решением N 22-3 от 29.04.97 года «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» пунктом 4 было предусмотрено: обязать администрацию города:
ввести с 1 августа 1997 года единый проездной билет для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте» (п. 4.4).
На основании постановления Главы администрации г. Пензы от 26.06.97 г. N 857 во исполнение решения Городской Думы N 22-3 от 29.04.97 г. с целью упорядочения проезда граждан отдельных категорий, пользующихся правом бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте ввести с 1 августа 1997 года единый талон-вкладыш к документам, дающим право на бесплатный проезд гражданам отдельных категорий в городском пассажирском транспорте.
При таких обстоятельствах Пензенская городская Дума п. 4.4 своего решения от 29.04.97 года и глава администрации г. Пензы постановлением от 26.06.97 года нарушили Конституцию РФ действующую и Закон Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», превысив свои полномочия, поскольку вводимый талон на право бесплатного проезда предоставляется за плату в сумме 2 тыс. рублей, и, кроме того, введение указанного талона в г. Пензе нарушает право на бесплатный проезд в г. Пензе граждан других регионов РФ и жителей Пензенской области, пользующихся таким правом.
Следовательно, введение единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда и выдаваемого лицам, имеющим такое право в силу Федерального закона РФ, в частности: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств, ветеранам боевых действий на территории других государств, военнослужащим, в том числе уволенным в запас, проходившим службу в период с 22.06.41 по 03.09.45 в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и награжденных медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», лицам, работавшим на предприятиях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 08.09.41 г. по 27.01.44 и награжденным медалью «За оборону Ленинграда», и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», военнослужащим, проходящим службу по контракту или уволенным и имеющим общую продолжительность военной службы 20 и более лет, лицам, проработавшим в тылу в период с 22.06.41 года по 09.05.45 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях бывшего СССР, либо проработавшим 6 месяцев и награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, членам семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранам труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, прокурорским работникам, инвалидам, детям-инвалидам, их родителям-опекунам, попечителям, работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, депутатам Совета Федерации и Государственной Думы.
Законами РСФСР и РФ: лицам, необоснованно репрессированным в период 20-50 годов, лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевшим и перенесшим лучевую болезнь по этой причине, сотрудникам милиции и органов, исполняющим наказание, судьям и судебным исполнителям, сотрудникам оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудникам органов государственной безопасности. Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы 3-х степеней, Указами Президента РФ, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, РСФСР и СССР: военнослужащим срочной службы и курсантам военно-учебных заведений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, сотрудникам Российской транспортной инспекции, работникам дорожных органов, гражданам из подразделений особого риска.
Нормативными актами министерств и ведомств РФ: водителям и кондукторам автобусов, троллейбусов, а также лицам, проработавшим не менее 15 лет и ушедшим на пенсию, а также уволенным по инвалидности.
Постановлениями Верховного Совета РФ: должностным лицам таможенных органов.
Законами Пензенской области: депутатам Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления.
Постановлениями главы администрации Пензенской области: пенсионерам, специалистам госсанэпидемиологической службы Пензенской области, специалистам Пензенского пограничного контрольно-ветеринарного пункта является НЕЗАКОННЫМ.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявленное заявление заместителя прокурора Пензенской области к Пензенской городской Думе и администрации г. Пензы о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения талона-вкладыша на бесплатный проезд, касающихся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными актами высших органов представительной и исполнительной власти РФ, министерств и ведомств РФ, нормативными актами администрации Пензенской области, указанных в мотивировочной части решения удовлетворить полностью.
Признать вышеуказанные решение и постановление недействительными в этой части, как противоречащие закону и не порождающие правовых последствий со дня их издания.
Обязать редакцию газеты «Наша Пенза» опубликовать в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу информацию о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения талона-вкладыша на бесплатный проезд, касающийся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными актами высших органов представительной и исполнительной власти РФ, министерств и ведомств РФ, нормативными актами администрации Пензенской области, как ранее опубликованные данным средством массовой информации (ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пензенский облсуд через Ленинский райсуд гор. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения.
До вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 133-134 ГПК РСФСР выдачу талонов-вкладышей на бесплатный проезд приостановить.
Судья:
Л.К.КОРНЕЕВА
<2>
Судья Корнеева Л.К. Дело N 33-1707
6 января 1998 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Матюшенко А.Ф. и судей Сериковой Т.И., Смирновой Л.А. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе Пензенской городской Думы на решение Ленинского районного (городского) суда от 20 ноября 1997 г., которым постановлено:
Заявление первого заместителя прокурора Пензенской области к Пензенской городской Думе и администрации г. Пензы о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения талона-вкладыша на бесплатный проезд, касающихся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными актами высших органов представительной и исполнительной власти РФ, министерств и ведомств РФ, нормативными актами Пензенской области, указанных в мотивировочной части решения удовлетворить полностью.
Признать вышеуказанные решение и постановление недействительными в этой части, как противоречащие закону и не порождающие правовых последствий со дня их издания.
Обязать редакцию газеты «Наша Пенза» опубликовать в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу информацию о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29 апреля 1997 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения талона-вкладыша на бесплатный проезд, касающийся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными актами высших органов представительной и исполнительной власти РФ, министерств и ведомств РФ, нормативными актами администрации Пензенской области, как ранее опубликованные данным средством массовой информации (ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
До вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст.ст. 133-134 ГПК РФ выдачу талонов-вкладышей на бесплатный проезд приостановить.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Пензенской городской Думы С.С. (доверенность N 129-д от 11.12.97 г.), К.В., Г.Б. и других (доверенности в деле), заключение прокурора Гараевой Е.Д., полагавшей, что решение суда законно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия
установила:
Пензенская городская Дума приняла решение от 29.04.97 г. N 22-3, пунктом 4.4 которого обязала администрацию г. Пензы ввести с 1 августа 1997 года единый проездной билет для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
Постановлением главы города Пензы от 26.06.97 г. введен единый талон-вкладыш к документам, дающим право на бесплатный проезд гражданам отдельных категорий в городском пассажирском транспорте.
Прокурором Пензенской области был принесен протест от 05.08.97 г. N 7-13д-60-97 на п.п. 4.4 указанного решения и постановление главы города Пензы N 857 от 26.06.97 г., как принятые в нарушение закона.
Решением Пензенской городской Думы N 82-7 от 29.08.97 г. вышеуказанный протест прокурора области был оставлен без удовлетворения.
Первый заместитель прокурора Пензенской области обратился в суд с заявлением (в защиту государственных и общественных интересов) о признании п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» недействительными, указав, что в соответствии с Законами РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» (ст. 44 п. 5), «О статусе военнослужащих» (ст. 20), «О милиции» (ст. 32) прокурорские работники, военнослужащие и сотрудники милиции вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — любым попутным транспортом.
Аналогичные льготы предоставлены сотрудникам и некоторых других правоохранительных, контролирующих органов и отдельным категориям граждан льготников.
В связи с тем, что право на бесплатный проезд в городском пригородном общественном транспорте по служебному удостоверению вышеуказанной категории граждан установлен Федеральными законами, Пензенская городская Дума и администрация г. Пензы не вправе изменять установленный законом порядок бесплатного проезда и вводить какие-либо ограничения при проезде по служебным удостоверениям этих сотрудников на городском общественном транспорте.
В судебном заседании представитель прокуратуры — помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Мартынова Е.А., действующая по доверенности N 7-14д-70-97 от 15.10.97 г., заявленные требования изменила и просила признать недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и постановление главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857 «О введении единого талона-вкладыша» на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения единого талона на право бесплатного проезда в отношении лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ: инвалидов и участников Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, ветеранов боевых действий на территории других государств, военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших службу в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и награжденных медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», лиц, работавших на предприятиях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 08.09.41 г. по 27.01.44 г. и награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проходящих службу по контракту или уволенных и имеющих общую продолжительность военной службы 20 и более лет, лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.41 г. по 09.05.45 г. не менее 6 месяцев, включая период работы на временно оккупированных территориях бывшего СССР, либо проработавших менее 6 месяцев и награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, прокурорских работников, инвалидов, детей-инвалидов, их родителей-опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.
Законами РСФСР и РФ: лиц, необоснованно репрессированных в период 20-50 годов, лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевших и перенесших лучевую болезнь по этой причине, сотрудников милиции и органов, исполняющих наказание, судей и судебных исполнителей, сотрудников оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудников органов государственной безопасности, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденами Славы 3-х степеней, Указами Президента РФ, несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, РСФСР и СССР: военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудников Российской транспортной инспекции, работников дорожных органов, граждан из подразделения особого риска.
Нормативными актами министерств и ведомств РФ: водителей и кондукторов автобусов, троллейбусов, а также лиц, проработавших не менее 15 лет и ушедших на пенсию, а также уволенных по инвалидности.
Постановлениями Верховного Совета РФ: должностных лиц таможенных органов.
Законами Пензенской области: депутатов Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления.
Постановлениями главы администрации Пензенской области: пенсионеров, специалистов госсанэпидемиологической службы Пензенской области, специалистов Пензенского пограничного контрольно-ветеринарного пункта.
Просила также до вступления решения по данному делу в законную силу приостановить выдачу единого талона на право бесплатного проезда указанным выше лицам.
В обоснование своих доводов представитель прокуратуры пояснила, что в городском пассажирском транспорте г. Пензы 37 категорий лиц пользуются правом бесплатного проезда, 6 из них данное право предоставлено постановлениями главы г. Пензы.
Остальным категориям граждан указанное право предоставлено Законами РФ, Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, РСФСР, Указа Резидента РФ, Постановлениями Верховного Совета РСФСР, постановлениями главы администрации Пензенской области и Законами Пензенской области, приказами министерств и ведомств.
Поэтому муниципальные органы власти не вправе вводить какие-либо ограничения для реализации права на бесплатный проезд, предоставленного указанными выше нормативными актами, так как в соответствии со ст. 4, 90, 115 п. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ от 12.12.93 г., обязательны для исполнения на территории РФ.
При таких обстоятельствах Пензенская городская Дума п.п. 4.4 своего решения от 29.0.97 г. и глава г. Пензы постановлением от 26.06.97 г. нарушили действующую Конституцию РФ, Закон Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», превысив свои полномочия, так как вводимый талон на право бесплатного проезда предоставляется за плату в сумме 2 тыс. рублей, также введение указанного талона в г. Пензе нарушает право на бесплатный проезд в г. Пензе лиц, приехавших в наш город из других регионов.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Пензенская городская Дума просит отменить решение суда, считая его незаконным, поскольку суд сделал неправильный вывод о том, что своими решениями, о введении единого талона-вкладыша на бесплатный проезд отдельным категориям граждан, органы городского самоуправления ущемляют их права, они лишь упорядочивают реализацию этого права, поскольку механизм реализации льгот на федеральном уровне до настоящего времени отсутствует. Кроме того, считает, что при вынесении решения были нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм гражданско-процессуального законодательства.
Признавая недействительным постановление главы администрации г. Пензы N 857 от 26.06.97 г. «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте», суд, в нарушение требований ст. 157 ГПК РФ, рассмотрел дела в отсутствии представителя администрации г. Пензы.
Данных о том, что он был надлежащим образом извещен о дне и месте слушания дела, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в нарушение требований ст. 141 ГПК РФ судом не был разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле.
По постановлению Главы администрации г. Пензы N 857 от 26 июня 1997 года «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» финансирование, изготовление и порядок выдачи талонов-вкладышей в количестве 150 тыс. штук было возложено на АООТ «Пензаавтотранс» и МП «Горэлектротранс» за счет средств, получаемых от реализации долгосрочных проездных билетов.
Суду, при рассмотрении настоящего дела, в качестве 3-х лиц необходимо было привлечь вышеуказанные организации к участию в деле и исследовать их доводы и возражения по существу предъявленного прокурором заявления.
Далее, обязывая редакцию газеты «Наша Пенза» опубликовать в течение месяца со дня вступления решения в законную силу информацию о признании недействительными п.п. решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 г. N 22-3 и постановление главы города Пензы от 26.06.97 г. N 857, суд в нарушение требований ст. 197 ГПК РФ свой вывод не мотивировал. При этом также не учел, что в соответствии с п. 9 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 г. N 5 в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 года N 11 в необходимых случаях суд в резолютивной части решения вправе обязать редакцию средства массовой информации опубликовать в установленный судом срок сообщение о принятом решении, если признанный недействительным правовой акт был опубликован данным средством массовой информации (ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что обжалованные прокурором правовые акты были опубликованы в газете «Наша Пенза».
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, привлечь к участию в деле всех заинтересованных в исходе дела лиц, исследовать их доводы и возражения по существу предъявленного прокурором заявления, определить юридически значимые обстоятельства, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами с учетом их доводов и возражений, после чего разрешить спор в строгом соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, основанными на доказательствах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305, 306 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 ноября 1997 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд. Кассационную жалобе Пензенской городской Думы удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
(подписи)
<3>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 1998 года Ленинский райсуд гор. Пензы в составе председательствующего Исаева О.В., с участием прокурора Мартыновой Е.А., при секретаре Мироновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пензенской области (в защиту государственных и общественных интересов) к Пензенской городской Думе и администрации гор. Пензы о признании недействительными п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и постановления Главы администрации гор. Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте», суд
установил:
Пензенская городская Дума приняла решение от 29.04.97 года N 22-3, пунктом 4.4 которого обязала администрацию гор. Пензы ввести с 1 августа 1997 года единый проездной билет для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
Постановлением Главы гор. Пензы от 26.06.97 года N 857 введен с 1 августа 1997 года единый талон-вкладыш к документам, дающим право на бесплатный проезд гражданам отдельных категорий в городском пассажирском транспорте.
Зам.прокурора Пензенской области обратился в суд с заявлением (в защиту государственных и общественных интересов) о признании п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и постановления главы гор. Пензы от 26.06.97 года «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» недействительными, указав, что в соответствии с Законами РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» (ст. 44 п. 5), «О статусе военнослужащих» (ст. 20), «О милиции» (ст. 32), прокурорские работники, военнослужащие и сотрудники милиции вправе по служебному удостоверению безвозмездно пользоваться всеми видами общественного городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — любым попутным транспортом на территории Российской Федерации.
Аналогичные льготы предоставлены сотрудникам и некоторых других правоохранительных, контролирующих органов и отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
В связи с тем, что право на бесплатный проезд в городском, пригородном общественном транспорте по служебному удостоверению вышеуказанной категории граждан установлен Федеральными законами, Пензенская городская Дума и администрация гор. Пензы не вправе изменять установленный законом порядок бесплатного проезда и вводить какие-либо ограничения при проезде по служебным удостоверениям этих сотрудников на городском общественном транспорте.
В судебном заседании представитель прокуратуры — помощник прокурора Ленинского района гор. Пензы Мартынова Е.А. заявленные требования изменила, просила признать недействительными п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения гор. Пензы» и постановление Главы гор. Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения единого талона на право бесплатного проезда в отношении лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ: инвалидов и участников ВОВ и инвалидов боевых действий на территории других государств, военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших службу в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и награжденных медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», лиц, работавших на предприятиях и организация г. Ленинграда в период блокады с 08.09.41 года по 27.01.44 г. и награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проходящих службу по контракту или уволенных и имеющих общую продолжительность службы 20 и более лет, лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.41 г. по 09.05.45 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях бывшего СССР, либо проработавших менее 6 месяцев и награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы ВОВ, членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры и судов, прокурорских работников, инвалидов, детей-инвалидов, их родителей-опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, депутатов Совета Федерации и государственной Думы.
Законами РСФСР и РФ лиц, необоснованно репрессированных в период 20-30 годов, лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевших и перенесших лучевую болезнь по этой причине, сотрудников милиции и органов, исполняющих наказание, судей и судебных исполнителей, сотрудников оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудников органов государственной безопасности, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденами Славы 3-х степеней, Указами Президента РФ, несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, РСФСР и СССР: военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудников Российской транспортной инспекции, работников дорожных органов, граждан из подразделений особого риска. Нормативными актами министерств и ведомств РФ: водителей и кондукторов автобусов, троллейбусов, а также лиц, проработавших не менее 15 лет и ушедших на пенсию, а также уволенных по инвалидности. Постановлениями Верховного Совета РФ: должностных лиц таможенных органов. Законами Пензенской области: депутатов Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления. Постановлениями Главы администрации Пензенской области: пенсионеров, специалистов госсанэпидемиологической службы Пензенской области, специалистов Пензенского пограничного контрольно-ветеринарного пункта.
До вступления решения по данному делу в законную силу приостановить выдачу единого талона на право бесплатного проезда указанным выше лицам.
В обоснование своих требований представитель прокуратуры пояснила, что на городском пассажирском транспорте в гор. Пензе 53 категории лиц пользуется правом бесплатного проезда, 6 из них данное право предоставлено постановлениями Главы гор. Пензы.
Остальным категориям граждан указанное право предоставлено Законами РФ, Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и РСФСР, Указами Президента РФ, Постановлениями Верховного Совета РСФСР, постановлениями главы администрации Пензенской области, приказами министерств и ведомств.
Поэтому органы власти и самоуправления на местах не вправе вводить какие-либо ограничения для реализации права на бесплатный проезд, предоставленного указанными выше нормативными актами, так как в соответствии со ст. 4, 90, 115 п. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ от 12.12.93 года обязательные для исполнения на территории РФ.
Представитель прокуратуры при таких обстоятельствах считает, что Пензенская городская Дума п.п. 4.4 своего решения и Глава гор. Пензы своим постановлением от 26.06.97 года нарушили действующую Конституцию РФ и Закон Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», превысив свои полномочия, так как вводимый закон на право бесплатного проезда предоставляется за плату в сумме 2000 рублей, также введение указанного талона в г. Пензе нарушает право на бесплатный проезд в гор. Пензе лиц, приехавших в Пензу из других регионов РФ.
Представитель городской Думы гор. Пензы С.С. требования первого заместителя прокурора Пензенской области частично признал, пояснил суду, что в соответствии со ст. 130 Конституции РФ местному самоуправлению в Российской Федерации обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Ст. 133 Конституции РФ гарантирует местному самоуправлению компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Эта компенсация также гарантируется Федеральным законом РФ от 28.08.95 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 2 ст. 38) и Федеральным законом РФ от 25.09.97 года N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3.3 ст. 5).
Согласно письму от 19.11.97 года N 316 за подписью заведующей Пензенского ГОРФО, заместителя главы города К.Н., трансферту на компенсацию затрат по выполнению Федеральных законов, постановлений главы администрации Пензенской области в части бесплатного проезда за истекший период текущего года из областного, федерального бюджетов не выделялись.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 25.09.97 года N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации».
Таким образом, талон, дающий право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, является в какой-то мере компенсацией.
Своими решениями о введении единого талона-вкладыша органы местного самоуправления не препятствуют отдельным категориям граждан, пользующихся правом бесплатного проезда, а лишь упорядочивают реализацию этого права.
Сейчас этим правом по предоставлению удостоверения установленного образца пользуются свыше 53 категорий граждан, около 200000 жителей города. Практически невозможно проверить подлинность и соответствие предъявленного документа. Часть изъятых справок, поддельных удостоверений представлены суду в качестве вещественных доказательств.
Представитель городской Думы признал требования прокурора в части признания указанных решения и недействительными в части введения с 1 августа 1997 года единого проездного билета для граждан, проживающих на территории города Пензы, пользующихся правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, являющихся работниками органов прокуратуры, судов, ФСБ, МВД, налоговой полиции, в служебных удостоверениях которых имеется фотография и указания о праве на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также военнослужащих срочной службы, т.е. в соответствии с решением Пензенской городской Думы N 136-15 от 27.02.98 года.
Представители администрации города Пензы Г.О. и И.В., представители заинтересованных лиц: АООТ «Пензаавтотранс» — Т.В. и МП «Горэлектротранс» — Ш.Н. требования прокурора признали в вышеуказанной части.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, считает требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Судом установлено, что в настоящее время рядом Федеральных законов, указами Президента РФ, нормативными актами Главы и представительных органов Пензенской области отдельным категориям граждан предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте пассажирском.
Расходы местного бюджета по провозу данных категорий граждан в общественном транспорте должны возмещаться из федерального и областного бюджетов.
Право органов местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, предусмотрено ст. 133 Конституции РФ, ст. 25 Закона РФ «Об основах бюджетных прав органов местного самоуправления», ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и ст. 5 Закона Пензенской области «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и ст. 5 Закона Пензенской области «О финансовых основах местного самоуправления в Пензенской области» органы местного самоуправления вправе принимать к исполнению решения органов государственной власти, влекущие уменьшение доходов или увеличение расходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Однако, как явствует из представленных суду доказательств сторонами, средства не из Федерального, не из областного бюджетов на эти цели не поступают, вследствие чего городской бюджет продолжительное время несет неоправданные убытки. Ситуация усугубляется еще и тем, что низкая степень защиты служебных удостоверений ряда министерств и ведомств создает благоприятные возможности для осуществления их подделки. Многочисленные образцы поддельных документов, дающих право на бесплатный проезд, представленные суду, подтверждают указанный факт. Наличие 53 категорий льготников делает невозможным контроль за подлинностью предъявляемых удостоверений.
Таким образом, сложившаяся на городском транспорте ситуация могла быть разрешена единственно возможным способом — введения единого для всех категорий льготников проездного документа.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе принимать общеобязательные правила по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления.
Содержание и развитие городской инфраструктуры, частью которой является городской транспорт, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» находится в ведении органов местного самоуправления.
Следовательно, введение единого проездного документа допускается действующим законодательством и не противоречит законам, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, так как не нарушает право этих категорий на бесплатный проезд.
Доводы представителя прокуратуры о том, что с введением единого проездного документа изменяется режим пользования городским пассажирским транспортом для отдельных категорий граждан, чем ущемляется их право на бесплатный проезд, нельзя признать обоснованными, так как введение единого проездного документа не отменяет и не изменяет действие федеральных законов. Вынужденные затраты граждан на приобретение вышеупомянутых билетов мизерны и включают в себя лишь затраты по себестоимости изготавливаемого документа, что составляет 2000 рублей, согласно калькуляции о затратах.
Внедряя указанное новшество, местные власти вынужденно пошли на такой шаг ввиду отсутствия финансирования. Однако очевидным остается тот факт, что рассматривать указанные затраты как оплату за приобретение проездных документов никак нельзя.
Доводы представителя прокуратуры о том, что иногородние льготники в случае введения талонов не смогут воспользоваться своим правом на бесплатный проезд в городе Пензе, также не соответствуют действительности, так как в решении Пензенской городской Думы от 29.02.98 г. N 136/15 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3» указывается, что единый проездной документ вводится только для граждан, проживающих на территории города Пензы. Иногородние льготники для осуществления права бесплатного проезда на территории города Пензы пользуются теми документами, подтверждающими их право на вышеуказанные льготы, которые предусмотрены Федеральными законами.
Требования заместителя прокурора Пензенской области, как видно из заявления, направлены в защиту государственных и общественных интересов, в частности, прокурором ангажируется вопрос нарушения прав граждан, права которых ущемляются якобы действиями органов местного самоуправления, нарушающих в свою очередь указанные в заявлении прокурором Федеральные законы. Данный вопрос, по мнению суда, невозможно рассматривать в отрыве от другой, связанной с первой проблемой, а именно: само государство нарушение действующих соответствующих законов не компенсирует органам местного самоуправления расходы, возникшие в связи с исполнением органами местного самоуправления решений органов государственной власти о предоставлении льгот по проезду в общественном транспорте.
Введение единого проездного документа в РФ, по мнению суда, — вопрос времени, уже сейчас очевидно, что целью принятия данного решения, никоим образом не ущемляющего ничьи законные интересы является уменьшение непомерных расходов, городского бюджета и населения, вызванных неисполнением государством своих обязательств и огромным количеством поддельных льготных документов.
Реализация системы по введению именных талонов в гг. Иванове, Курске, Краснодаре, других городах России позволила ликвидировать использование поддельных документов и увеличить сбор выручки более чем в 2 раза.
Учитывая вышеизложенное, суд считает наиболее приемлемым вариантом решения спорного вопроса вариант, носящий компромиссный временный характер, содержащийся в решении Пензенской городской Думы от 27.02.98 года N 136/15.
Руководствуясь ст.ст. 197, 191 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Пензенской области к Пензенской городской Думе и администрации города Пензы о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и Постановления главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на бесплатный проезд, касающихся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, нормативными актами Пензенской области, удовлетворить частично.
Признать вышеуказанные решение и постановление недействительными в части введения с 1 августа 1997 года единого проездного билета для граждан, проживающих на территории города Пензы, пользующихся правами бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, являющихся работниками органов прокуратуры, судов, ФСБ, МВД, налоговой полиции, в служебных удостоверениях которых имеются фотография и указание о праве на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также военнослужащих срочной службы.
В остальной части требований заместителю прокурора Пензенской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Судья
О.В.ИСАЕВ
<4>
Судья Исаев О.В. N 33-743
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 1998 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе председательствующего Сериковой Т.И. и судей Смирновой Л.А., Моисеевой Л.Т. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационному протесту прокурора на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 марта 1998 года, которым постановлено:
Заявление заместителя прокурора Пензенской области к Пензенской городской Думе и администрации г. Пензы о признании недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и Постановления главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на бесплатный проезд», касающихся лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, нормативными актами Пензенской области, удовлетворить частично.
Признать вышеуказанные решение и постановление недействительными в части введения с 1 августа 1997 года единого проездного билета для граждан, проживающих на территории города Пензы, пользующихся правами бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, являющихся работниками органов прокуратуры, судов, ФСБ, МВД, налоговой полиции, в служебных удостоверениях которых имеются фотография и указание о праве на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также военнослужащих срочной службы.
В остальной части требований заместителю прокурора Пензенской области — отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Пензенской городской Думы С.С. (доверенность N 129 от 11.12.97 года), С.В., Т.В., И.В., Б.А., К.В., Г.А., заключение прокурора Гараевой Е.Д., которая поддержала протест и просила отменить решение суда и направить дела на новое рассмотрение в тот же районный суд, судебная коллегия
установила:
Пензенская городская Дума решила от 29.04.97 года N 22-3, пунктом 4.4 которого обязала администрацию г. Пензы ввести с 1 августа 1997 года единый проездной билет для категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
Постановлением главы города Пензы от 26.06.97 года введен единый талон-вкладыш к документам, дающим право на бесплатный проезд гражданам отдельных категорий в городском пассажирском транспорте.
Прокурором Пензенской области был принесен протест от 05.08.97 года N 7-13д-60-97 на п. 4.4 указанного решения и постановление главы города Пензы N 857 от 26.06.97 года как принятые в нарушение закона.
Решением Пензенской городской Думы N 82-7 от 29.08.97 года вышеуказанный протест прокурора области был оставлен без удовлетворения.
Первый заместитель прокурора Пензенской области обратился в суд с заявлением (в защиту государственных и общественных интересов) о признании п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и постановления главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» недействительными, указав, что в соответствии с Законами РФ «О Прокуратуре РФ» (ст. 44 п. 5), «О статусе военнослужащих» (ст. 20), «О милиции» (ст. 32) прокурорские работники, военнослужащие и сотрудники милиции вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта, городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности — любым попутным транспортом.
Аналогичные льготы предоставлены сотрудникам и некоторых других правоохранительных, контролирующих органов и отдельным категориям граждан льготников.
В связи с тем, что право на бесплатный проезд в городском, пригородном общественном транспорте по служебному удостоверению вышеуказанной категории граждан установлен Федеральными законами, Пензенская городская Дума и администрация г. Пензы не вправе изменять установленный законом порядок бесплатного проезда и вводить какие-либо ограничения при проезде по служебным удостоверениям этих сотрудников на городском общественном транспорте.
В судебном заседании представитель прокуратуры — помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Мартынова Е.А. заявленные требования изменила и просила признать недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения г. Пензы» и постановление главы города Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте» в части введения единого талона на право бесплатного проезда в отношении лиц, которым данное право предоставлено Федеральными законами РФ: инвалидов и участников Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших службу в период с 22.06.41 по 03.09.45 гг. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и награжденных медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», лиц, работавших на предприятиях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 08.01.44 г., и награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проходивших службу по контракту или уволенных и имеющих общую продолжительность военной службы 20 и более лет, лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.41 года по 09.05.45 г. не менее 6 месяцев, включая период работы на временно оккупированных территориях бывшего СССР, либо проработавших менее 6 месяцев и награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, прокурорских работников, инвалидов, детей-инвалидов, их родителей-опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.
Законами РСФСР и РФ: лиц, необоснованно репрессированных в период 20-50 годов, лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевших и перенесших лучевую болезнь по этой причине, сотрудников милиции и органов, исполняющих наказание, судей и судебных исполнителей, сотрудников оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудников органов государственной безопасности, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденами Славы 3-х степеней, указами Президента РФ, несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, РСФСР и СССР: военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудников Российской транспортной инспекции, работников дорожных органов, граждан из подразделения особого риска.
Нормативными актами министерств и ведомств РФ: водителей и кондукторов автобусов, троллейбусов, а также лиц, проработавших не менее 15 лет и ушедших на пенсию, а также уволенных по инвалидности.
Постановлениями Верховного Совета РФ: должностных лиц таможенных органов.
Законами Пензенской области: депутатов Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления.
Постановлениями главы администрации Пензенской области: пенсионеров, специалистов госсанэпиднадзора службы Пензенской области, специалистов Пензенского пограничного контрольно-ветеринарного пункта.
Просила также до вступления решения по данному делу в законную силу приостановить выдачу единого талона на право бесплатного проезда указанным выше лицам.
В обоснование своих доводов представитель прокуратуры пояснила, что в городском пассажирском транспорте г. Пензы 53 категории лиц пользуются правом бесплатного проезда, 6 из них данное право предоставлено постановлениями главы г. Пензы. Остальным категориям граждан указанное право предоставлено Законами РФ, Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, РСФСР, Указами Президента РФ, Постановлениями Верховного Совета РСФСР, постановлениями главы администрации Пензенской области и Законами Пензенской области, приказами министерств и ведомств.
Поэтому муниципальные органы власти не вправе вводить какие-либо ограничения для реализации права на бесплатный проезд, предоставленного указанными выше нормативными актами, так как в соответствии со ст. 4, 90, 115 п. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ, и другие правовые акты, действовавшие на территории до вступления в силу Конституции РФ, от 21.12.93 года, обязательны для исполнения на территории РФ.
При таких обстоятельствах Пензенская городская Дума п.п. 4.4 своего решения от 29.04.97 года и глава г. Пензы постановлением от 26.06.97 года нарушили действующую Конституцию РФ, Закон Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», превысив свои полномочия, так как вводимый талон на право бесплатного проезда предоставляется за плату в сумме 2 тыс. рублей, также введение указанного талона в г. Пензе нарушает право на бесплатный проезд в г. Пензе лиц, приехавших в наш город из других регионов.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В кассационном протесте ставится вопрос об отмене судебного решения, поскольку судом был неправильно применен материальный закон, что повлияло на законность вынесенного судом решения по делу, ссылаясь при этом на доводы, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Районный суд, проверив материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, обоснованно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора Пензенской области частично, признав недействительными п.п. 4.4 решения Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению транспортного обслуживания населения города Пензы» и Постановление главы г. Пензы от 26.06.97 года N 857 «О введении единого талона-вкладыша на бесплатный проезд» в части введения с 1 августа 1997 года единого проездного билета для граждан, проживающих на территории города Пензы, пользующихся правами бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, являющихся работниками органов прокуратуры, судов, ФСБ, МВД, налоговой полиции, в служебных удостоверениях которых имеются фотография и указание о праве на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также военнослужащих срочной службы, а в остальной части исковых требований отказано по основаниям, подробно изложенным в решении суда, с которыми судебная коллегия соглашается.
При постановлении решения суд признал установленным и исходя из того, что введение единого проездного документа на бесплатный проезд отдельным категориям граждан не отменяет и не изменяет действие Федеральных законов и других нормативных актов, а лишь упорядочивает реализацию предоставленного им права, поскольку механизм реализации льгот на федеральном уровне до настоящего времени отсутствует.
Данный вывод суда является правильным.
Определение суда основано на объяснениях сторон, представленных документах, правильно оцененных судом.
В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.
Установленные обстоятельства и постановленное по делу решение не дают оснований считать обоснованными доводы протеста о его незаконности.
Судебная коллегия при этом отмечает, что удовлетворенные частично исковые требования прокурора основаны на Решении N 136/15 от 27.02.98 года Пензенской городской Думы «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 29.04.97 года N 22-3», где пункт 4.4 изложен в новой редакции.
При этом следует также отметить, что талоны-вкладыши распространяются только на жителей города Пензы, которые пользуются указанными льготами, а обжалуемые постановления не ограничивают прав других граждан, которые пользуются льготами по бесплатному проезду, но не проживают в г. Пензе, какие-либо указания об этом отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 марта 1998 года оставить без изменения, а кассационный протест прокурора — без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(подписи)