О признании не соответствующими законодательству и не подлежащими применению отдельных положений Устава г. Курска и Регламента Курского городского Собрания.

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 01.08.2002

(Извлечение)

Ленинский районный суд г. Курска, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Курской области к Главе города Курска, Курскому городскому Собранию о признании не соответствующими действующему законодательству отдельных положений Устава города Курска и Регламента Курского городского Собрания,

установил:

Администрация Курской области обратилась в суд с заявлением о признании не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 25, п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 34, ч. 6 ст. 35, п. 5 ч. 9 ст. 41, ч. 3 ст. 60 Устава города Курска и ст. 72 Регламента Курского городского Собрания и возложении обязанности на Курское городское Собрание, Главу города Курска привести вышеуказанные нормы в соответствие с федеральным законодательством.

До обращения в суд Губернатор Курской области, действуя на основании ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 49 Устава Курской области, предложил Председателю Курского городского Собрания и Главе города Курска привести в соответствие с законодательством Российской Федерации Устав города Курска и Регламент Курского городского Собрания (обращения от 7 февраля 2002 года N 01-19/89). Однако в установленный срок ответов на эти обращения в Администрацию Курской области не поступило.

По мнению Администрации Курской области, указанные статьи Устава и Регламента не соответствуют федеральному законодательству.

В судебном заседании представитель Администрации Курской области по доверенности Тертышникова С.А. уточнила заявленные требования и просила суд признать не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 25, ч. 6 ст. 35 в части «возглавления Главой города Курска Курского городского Собрания», пункт 3 части 2 статьи 25 в части полномочий Главы города Курска «назначать и освобождать от должности работников аппарата Курского городского Собрания, налагать на них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания» Устава города Курска, статью 72 Регламента Курского городского Собрания в части «возглавления Главой города Курска Курского городского Собрания». Представитель Администрации просила обязать Курское городское Собрание, Главу города Курска привести вышеуказанные нормы в соответствие с федеральным законодательством. В остальной части от первоначально заявленных требований представитель Администрации Курской области отказалась.

В судебном заседании в подтверждение доводов, изложенных в заявлении, пояснила, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Положениями ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 25 Устава города Курска, а также ст. ст. 34 и 72 Регламента Курского городского Собрания Глава города Курска наделен этими полномочиями.

Вместе с тем, часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 25, часть 6 статьи 35 Устава города Курска и статья 72 Регламента Курского городского Собрания устанавливают, что Глава города Курска дополнительно к полномочиям «входить в состав Курского городского Собрания» и «председательствовать на его заседаниях» наделяется полномочиями еще и «возглавлять Курское городское Собрание».

Установленные Уставом города Курска и Регламентом Курского городского Собрания положения, предусматривающие дополнительные полномочия Главы города Курска «возглавлять представительный орган», прямо противоречат не только тексту, но и смыслу вышеназванного Федерального закона, выходят за его пределы, необоснованно расширяют полномочия Главы города Курска, ограничивают законные права, компетенцию и возможности представительного органа местного самоуправления, в том числе по вопросам реальной подконтрольности и подотчетности ему главы города, и руководимой им городской администрации. В результате этого необоснованно Главе города Курска предоставлены все властные полномочия органов местного самоуправления, так как, по сути, он фактически возглавляет и исполнительный и представительный органы городского самоуправления. Это в итоге отрицательно сказывается на правах граждан на реальное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей — депутатов городского Собрания, что противоречит конституционному принципу самоуправления.

Статьей 130 Конституции России и статьей 2 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление — это самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Представительный орган местного самоуправления (ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации») — это орган, обладающий исключительной компетенцией. Именно этот орган и устанавливает порядок, виды и формы деятельности по осуществлению местного самоуправления, которую затем возглавляет в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо — глава муниципального образования.

Представительному органу подконтрольны все иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (п. 6 ч. 3 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кроме того, часть 5 статьи 16 упомянутого Федерального закона устанавливает, что глава муниципального образования подотчетен представительному органу местного самоуправления, а пункт 6 части 1 статьи 21 Устава города Курска к исключительной компетенции Курского городского Собрания относит контроль за деятельностью главы города Курска. Возглавлять орган, осуществлять руководство им и одновременно быть ему подотчетным и подконтрольным — являются несовместимыми в правовом смысле полномочиями.

Содержание пунктов 2 и 3 части второй статьи 25 Устава города Курска предусматривает наделение Главы города правом назначения и освобождения от должности работников аппарата Курского городского Собрания, наложения на них дисциплинарных взысканий. То есть, применительно к трудовому законодательству, фактически предоставляет Главе города Курска полномочия работодателя по отношению к работникам Курского городского Собрания, являющегося самостоятельным юридическим лицом.

Однако эти положения Устава города Курска прямо противоречат пункту 2 части 3 статьи 25 Устава города Курска и статье 76 Регламента Курского городского Собрания, в соответствии с которыми работой аппарата Курского городского Собрания руководит председатель Курского городского Собрания.

Таким образом, налицо явное несоответствие федеральному законодательству указанных положений статьи 25 Устава города Курска в части передачи Главе города Курска полномочий не только по «руководству» и «возглавлению» представительного органа, которому он подотчетен и подконтролен, но и по передаче Главе города полномочий по руководству органом другого юридического лица (аппаратом городского Собрания).

Наделение вышеуказанными положениями ч. 2 и ч. 3 ст. 25 Устава города Курска Главы города полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата Курского городского Собрания, наложения на них дисциплинарных взысканий означает прямое подчинение Главе города работников другого учреждения, являющего самостоятельным юридическим лицом.

Представитель Главы города Курска и Курского городского Собрания по доверенности П.Т.Г. просила отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении Губернатора Курской области, и пояснила, что согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в ведении РФ и субъекта РФ находится установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Сама структура органа местного самоуправления, а значит, и их взаимоотношения, определяется, как следует из ст. 131 Конституции РФ, населением самостоятельно. В соответствии с этой конституционной нормой в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что структура органа местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования, который разрабатывается и принимается им самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 8).

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 25 Устава деятельностью аппарата руководит председатель Собрания, а не Глава города, назначение и освобождение от должности работников аппарата, наложение дисциплинарных взысканий приводится по представлению председателя городского Собрания. Во исполнение данной нормы постановлением Курского городского Собрания от 10.12.1997 N 30-1-ПС утверждено Положение об аппарате Курского городского Собрания, согласно которому аппарат непосредственно подчинен Курскому городскому Собранию.

В соответствии со ст. 8 указанного ФЗ Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Отдельные положения Устава г. Курска были приняты на местном референдуме 20.10.1996. Именно его заявитель обжалует.

Кроме того, представитель Главы города Курска и Курского городского Собрания пояснила, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Устав муниципального образования прошел государственную регистрацию. Статьи 20, 25, 35 Устава г. Курска были утверждены депутатами Курского городского Собрания в соответствии с местным референдумом 20.10.1996.

Регламентом Курского городского Собрания установлены случаи, в которых председательствует на заседаниях Курского городского Собрания его председатель. Ссылка в заявлении Губернатора Курской области на то, что право осуществлять названные функции является законным правом исключительно председателя Курского городского Собрания, не подтверждается действующими законодательством, так как не содержит указания на конкретный нормативный правовой акт, которым данное право установлено. Федеральное законодательство не содержит запрета на право главы города возглавлять представительный орган местного самоуправления.

Поскольку право Главы г. Курска возглавлять Курское городское Собрание установлено путем прямого волеизъявления жителей г. Курска на местном референдуме и подтверждено решениями судов общей юрисдикции всех уровней, именно он председательствует на заседаниях Курского городского Собрания. Вопросы организации проведения заседания в его отсутствие являются внутренними организационными вопросами Курского городского Собрания, не носят нормативного характера и, следовательно, регулируются Регламентом Курского городского Собрания.

В связи с тем, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ, то на них не распространяется так называемый принцип разделения властей.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Курской области по доверенности П.Е.А. пояснила, что ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 25, п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 35 Устава города Курска не противоречат действующему законодательству. Потому 03.03.1999 Устав был зарегистрирован управлением юстиции и выдано свидетельство о регистрации. Управление юстиции при регистрации Устава муниципального образования «город Курск» руководствовалось Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством, решением местного референдума и решениями суда. Как регистрирующий орган, управление юстиции обязано было либо зарегистрировать устав муниципального образования (ст. 35 Закона Курской области), либо отказать в регистрации (ст. 6 Закона Курской области), причем основаниями такого отказа являются противоречия устава муниципального образования Конституции РФ, Уставу Курской области, федеральному и областному законодательству. Просит суд в удовлетворении требований, указанных в заявлении Губернатора Курской области, отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Губернатора Курской области о признании не соответствующими действующему законодательству отдельных положений Устава города Курска и Регламента Курского городского Собрания подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Курского городского Собрания от 05.02.1999 N 72-1-РС был принят Устав города Курска. Постановлением Курского городского Собрания от 03.03.1999 N 121-1-ПС был принят Регламент Курского городского Собрания.

Часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 25, часть 6 статьи 35 Устава города Курска и статья 72 Регламента Курского городского Собрания устанавливают, что Глава города Курска дополнительно к полномочиям «входить в состав Курского городского Собрания» и «председательствовать на его заседаниях», предусмотренных пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделен еще и полномочиями «возглавлять Курское городское Собрание».

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, в законе предельно и исчерпывающе конкретизированы права выборного должностного лица — Главы города Курска на участие в деятельности представительного органа местного самоуправления. Право главы муниципального образования возглавлять представительный орган местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрено. Более того, оно исходя из содержания закона и конституционного смысла местного самоуправления исключено.

Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что представительный орган местного самоуправления устанавливает порядок, виды и формы деятельности по осуществлению местного самоуправления, которую затем возглавляет выборное должностное лицо — глава муниципального образования. Пунктом 6 части 3 статьи 15 вышеуказанного Закона установлена подконтрольность представительному органу всех иных органов и должностных лиц местного самоуправления. В дополнение и развитие этого положения часть 5 статьи 16 Федерального закона устанавливает, что в своей деятельности глава муниципального образования подотчетен представительному органу местного самоуправления.

Следовательно, установленные частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 25, частью 6 статьи 35 Устава города Курска и статьей 72 Регламента Курского городского Собрания положения, предусматривающие право Главы города Курска «возглавлять представительный орган», противоречат ст. 15 и ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выходят за его пределы, необоснованно расширяют полномочия Главы города Курска, ограничивают законные права, компетенцию и возможности представительного органа местного самоуправления, в том числе по вопросам реальной подконтрольности и подотчетности ему главы города и руководимой им городской администрации, что входит в противоречие с конституционным принципом местного самоуправления.

Судом установлено, что пунктами 2 и 3 части второй статьи 25 Устава города Курска предусмотрено наделение Главы города правом назначения и освобождения от должности работников аппарата Курского городского Собрания, наложения на них дисциплинарных взысканий. Таким образом, указанные положения Устава города Курска предоставляют Главе города Курска полномочия работодателя по отношению к работникам Курского городского Собрания, являющегося самостоятельным юридическим лицом.

По мнению суда, эти положения Устава города Курска прямо противоречат пункту 2 части 3 статьи 25 Устава города Курска и статье 76 Регламента Курского городского Собрания, в соответствии с которыми работой аппарата Курского городского Собрания руководит председатель Курского городского Собрания.

Фактически же, п.п. 2 и 3 ст. 25 Устава города Курска наделяют Главу города Курска полномочиями не только по «руководству» и «возглавлению» представительного органа, которому он подотчетен и подконтролен, но и по передаче главе города полномочий по руководству органом другого юридического лица (аппаратом городского Собрания). В связи с чем, по мнению суда, является необоснованной ссылка представителя Главы города Курска и Курского городского Собрания на Положение об аппарате Курского городского Собрания, согласно которому аппарат подотчетен Курскому городскому Собранию.

Суд считает, что указанные положения Устава города Курска прямо противоречат действующему трудовому законодательству.

Ссылку представителей Главы города Курска, городского Собрания, Управления Министерства юстиции РФ по Курской области на факт регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по Курской области Устава муниципального образования и выдачу об этом свидетельства суд считает необоснованной, так как факт регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по Курской области Устава г. Курска не освобождает от обязанности привести отдельные положения Устава города Курска в соответствие с требованиями закона.

Руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 25, ч. 6 ст. 35 Устава города Курска в части «возглавления Главой города Курска Курского городского Собрания», пункт 3 части 2 статьи 25 Устава города Курска в части наделения Главы города Курска полномочиями «назначать и освобождать от должности работников аппарата Курского городского Собрания, налагать на них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания», статью 72 Регламента Курского городского Собрания в части «возглавления Главой города Курска Курского городского Собрания».

Обязать Курское городское Собрание, Главу города Курска привести вышеуказанные нормы в соответствие с федеральным законодательством.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Курский областной суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *