О признании недействующими и не влекущими правовых последствий подпункта З пункта 9 и пункта 14 Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области, утв. постановлением правительства Ленинградской области от 11.03.2002 N 16.
Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05.09.2002 по делу N 3-106/2002
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе председательствующего судьи Ерку Т.А., с участием прокурора Лакота С.В., при секретаре Ильиной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области», установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными подпункта «з» пункта 9 и пункта 14 «Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16, которыми предусмотрено, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в администрацию муниципального образования в том числе документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления в размере, предусмотренном действующим законодательством, а также что платежи при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции взимаются в размерах, установленных действующим законодательством. В обоснование заявления прокурор указывал, что в соответствии с абз. 3 пункта 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными данным кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ. Установленный «Порядком выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области» лицензионный сбор отвечает всем признакам сбора, указанным в п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ, а потому может быть установлен только федеральным законом. По мнению прокурора, обжалуемые пункты постановления Правительства Ленинградской области также противоречат и ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право устанавливать указанный лицензионный сбор.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявление поддержал, просил о признании обжалуемых положений постановления противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания, поскольку они приняты с превышением предоставленной Правительству Ленинградской области компетенции.
Представители Правительства Ленинградской области с заявлением прокурора не согласны, указывая, что обжалуемые нормы лицензионного сбора не устанавливают, по своему содержанию являются отсылочными и подлежат применению только после установления в законодательстве размеров этого сбора.
Выслушав объяснения представителя заместителя Генерального прокурора Лакота С.В. и ее заключение, объяснения представителей Правительства Ленинградской области Нефедова А.В. и Белова А.Ю., исследовав и оценив представленные доказательства, изучив положения областного и федерального законодательства, судебная коллегия находит, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Правительством Ленинградской области 11 марта 2002 года принято постановление N 16 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области», которым утвержден «Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области». Подпунктом «з» пункта 9 «Порядка» предусматривается, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в администрацию муниципального образования среди прочих документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления в размере, предусмотренном действующим законодательством. Пункт 14 «Порядка» устанавливает, что платежи при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции взимаются в размерах, установленных действующим законодательством.
Оспариваемые положения постановления Правительства Ленинградской области не соответствуют федеральному законодательству, поскольку установление лицензионных сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в компетенцию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не входит.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.
Согласно п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Установленный подп. «з» п. 9 «Порядка» лицензионный сбор отвечает всем признакам такого сбора.
Частью 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации, постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года N 5-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривается, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; налоговые ставки, за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются представительным органом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим законом; налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать не вправе.
Действие федеральных законов «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на отношения, связанные с розничной реализацией алкогольной продукции.
Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Учитывая, что оспариваемые прокурором положения нормативного акта приняты Правительством Ленинградской области с превышением его компетенции, противоречат федеральному законодательству, их следует признать недействующими и не влекущими правовых последствий с момента издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197, 239-7 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила: признать подпункт «з» пункта 9 и пункт 14 «Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области», противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания указанных постановлений.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме через Ленинградский областной суд.