В иске в части требований о признании незаконным бездействия учреждений, выразившегося в непринятии мер по получению лицензии на оказание медицинских услуг, возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, получить лицензию отказано, поскольку прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.08.2014 по делу N 33-8360/2014
Судья Голубева В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Гареевой Е.Б., Ашихминой Е.Ю.,
прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ужурского района Красноярского края, муниципальному бюджетному образовательного учреждения «<данные изъяты>», краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ужурская районная больница» о признании незаконным бездействия, и обязании устранить нарушения закона,
по апелляционной жалобе и.о. главы администрации Ужурского района Красноярского края Д.,
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 27.06.2014 года, которым постановлено:
«Требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>», краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на оказание медицинских услуг.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты>» обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию Ужурского района и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты> обязанность предоставить на безвозмездной основе КГБУЗ «Ужурская районная больница» помещение медицинского кабинета по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие медицинской техники, мебели, оборудования, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения, строительных и отделочных материалов требованиям, предъявляемым СанПиН.
Возложить на краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ужурская районная больница» обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился к администрации Ужурского района Красноярского края, МБОУ «<данные изъяты>», КГБУЗ «Ужурская районная больница» о признании незаконным бездействия, и обязании устранить нарушения закона.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья обучающихся в МБОУ «<данные изъяты>». В ходе проверки установлено, что в МБОУ «<данные изъяты>» имеется медицинский кабинет. Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с договором <дата> медицинским персоналом КГБУЗ «Ужурская районная больница». Предметом вышеуказанного договора является осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе контроля за организацией питания и контроля выполнения требований санитарного законодательства. МБОУ «<данные изъяты>» обязалось предоставить помещения медицинского кабинета с условиями, отвечающими требованиям действующего законодательства. МБУЗ «Ужурская ЦРБ» приняло на себя обязательство осуществлять медицинское обеспечение учащихся, посещающих образовательное учреждение (доврачебную и первичную медико-санитарную помощь). Однако до настоящего времени МБОУ «<данные изъяты>» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета. Таким образом, МБОУ «<данные изъяты>» передало помещение медицинского кабинета МБУЗ «Ужурская ЦРБ» не соответствующего требования федерального законодательства, в связи с чем, КГБУЗ «Ужурская районная больница» не получена лицензия на оказание медицинских услуг в медицинском кабинете МБОУ «<данные изъяты>». На момент проверки медицинское обслуживание в МБОУ «<данные изъяты>» осуществляет КГБУЗ «Ужурская районная больница» без лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу расположения образовательного учреждения. Несоблюдение и невыполнение руководителями МБОУ «<данные изъяты>» и КГБУЗ «Ужурская районная больница» обязанности по обеспечению охраны и укрепления здоровья воспитанников привело к нарушению прав неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>», Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на оказание медицинских услуг; обязать МБОУ «<данные изъяты>» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию Ужурского района и МБОУ «<данные изъяты>» предоставить на безвозмездной основе КГБУЗ «Ужурская районная больница» помещение медицинского кабинета по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие медицинской техники, мебели, оборудования, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения, строительных и отделочных материалов требованиям, предъявляемым СанПиН; обязать КГБУЗ «Ужурская районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МБОУ «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Ужурского района просит отменить решение в части удовлетворения требований к администрации, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Ужурского района Вунгалова Е.В. указывает на законность и обоснованность решения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, проверив материалы дела, решение суда, обсудив апелляционную жалобу, выслушав представителя администрации Ужурского района Красноярского края К., действующую на основании доверенности от <дата> поддержавшую апелляционную жалобу в полном объеме, прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 названного Закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно ст. 28 этого же закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в результате проведенной прокурором проверки соблюдения требований законодательства об охране здоровья выявлено, что медицинское обслуживание в МБОУ «<данные изъяты>» осуществляется в соответствии с договором о медицинском обеспечении образовательного учреждения от <дата> медицинским персоналом МБУЗ «Ужурская центральная районная больница». Предметом данного договора является осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе, контролю выполнения требований санитарного законодательства.
Судом установлено, что в МБОУ «<данные изъяты>» имеется медицинский кабинет, однако МБОУ «<данные изъяты>» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского кабинета санитарным правилам.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на МБОУ «<данные изъяты>» обязанности передать на безвозмездной основе МБУЗ «Ужурская ЦРБ» помещение медицинского кабинета по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие медицинской техники, мебели, оборудования, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения, строительных и отделочных материалов требованиям, предъявляемым СанПиН, суд первой инстанции, правильно, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что в силу закона, на образовательном учреждении лежит обязанность по предоставлению медицинскому учреждению помещения для медицинского обслуживания обучающихся в нем лиц, при этом медицинский кабинет должен соответствовать предъявляемым к нему СанПиН.
Учитывая, что учредителем МБОУ «<данные изъяты>» является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края, суд обоснованно возложил указанную обязанность также и на администрацию Ужурского района Красноярского края. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель муниципального учреждения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества по правилам п. 2 ст. 120 ГК РФ.
Выводы суда в этой части соответствуют требованиям закона и материалам дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>», Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» выразившегося в непринятии мер по получению лицензии на оказание медицинских услуг; возложении на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты>» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>; возложении на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ужурская районная больница» обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<данные изъяты>» по адресу <адрес>, так как выводы суда в этой части основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
С заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.
Исходя из положений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.
Таким образом, требуя возложить на МБУЗ «Ужурская ЦРБ» обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения медицинского помещения МБОУ «<данные изъяты>» и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в этой части не может быть признано законным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы главы администрации Ужурского района о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу основаны на неправильном понимании норм права, а потому не может являться основанием в отмене решения суда в части возложения на администрацию Ужурского района обязанности предоставить на безвозмездной основе КГБУЗ «Ужурская районная больница» помещение медицинского кабинета по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие медицинской техники, мебели, оборудования, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения, строительных и отделочных материалов требованиям, предъявляемым СанПиН.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ужурского районного суда Красноярского края от 27 июля 2014 года в части признания незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>», Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница», выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на оказание медицинских услуг; возложении на муниципальное бюджетного образовательное учреждения «<данные изъяты>» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>; возложении на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ужурская районная больница» обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> отменить. Постановить новое решение, которым в данной части иска прокурору Ужурского района Красноярского края отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу и.о. главы администрации Ужурского района Красноярского края Д. — без удовлетворения.