Иск природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства в области окружающей среды, отклонен, так как юридическим лицам разрешается продолжать водопользование до выдачи им лицензии на новый срок.

Решение Красноармейского районного суда Приморского края от 28.07.2006

(извлечение)

Судья Красноармейского районного суда Приморского края, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат», третье лицо: отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Росводресурсов, о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства в области окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат», утверждая, что при проведении Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства о водоснабжении населения Приморского края за период 2005 г. — первый квартал 2006 г. были установлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат», которым допускается сброс сточных вод в р. Восток-2 в отсутствие лицензии на водопользование.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное влияние на окружающую среду.

В соответствии с требованиями ст. 48 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в сфере водопользования), который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водным объектом.

Согласно ст. 28 Водного кодекса РФ водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. По правилам ст. 86 Водного кодекса РФ специальное водопользование — использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов России от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования» к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств:

2) водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов.

Постановлением Правительства РФ N 383 от 03.04.1997 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» установлено, что для осуществления специального водопользования необходимо получение лицензии на водопользование.

При таких обстоятельствах ответчик обязан иметь лицензию на водопользование. Лицензирование водопользования осуществляется в целях проверки лицензиатом соблюдения требований действующего законодательства и в конечном итоге направлено на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом в соответствии с требованиями ст. ст. 95, 96, 98, 106 Водного кодекса РФ источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.

Юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается: осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод. Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

В нарушение всех вышеперечисленных требований ОАО «Приморский ГОК» осуществляет сброс сточных вод в реку Восток-2 в отсутствие лицензии на водопользование, а также без согласования с федеральным уполномоченным органом — отделом водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Росводресурсов, что подтверждается информацией указанной организации N 20-07/665 от 30.03.2006. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОАО «Приморский ГОК» требований действующего природоохранного законодательства.

Указанные нарушения действующего законодательства повлекли безлимитный сброс неочищенных сточных вод в водный объект и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные им Конституцией РФ и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Способ защиты указанных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», согласно ст. 76 которого споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Указанное право принадлежит неопределенному кругу лиц, поэтому прокурор вправе обратиться за защитой указанного права в суд.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать открытое акционерное общество «Приморский горно-обогатительный комбинат» приостановить деятельность по сбросу сточных вод в реку Восток-2 до получения лицензии на водопользование.

В судебном заседании и.о. прокурора Красноармейского района Я. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, на удовлетворении иска настаивает.

Представитель ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» по доверенности И. с иском не согласилась и суду пояснила, что лицензия на водопользование согласно ст. 48 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) является «актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который … признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами». Ст. 50 ВК РФ установлено, что выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации.

Порядок выдачи, оформления и регистрации лицензии устанавливается Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (далее — Правила).

Истец ссылается на положения ст. 28 ВК РФ, согласно которым водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Однако природоохранной прокуратурой оставлен без внимания тот факт, что п. 46 указанных выше Правил устанавливает, что юридическим лицам разрешается продолжать водопользование до выдачи им лицензии на новый срок. Письмом Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600 разъясняется, что действие этого положения распространяется на тех водопользователей, которые ранее пользовались водными объектами на основании разрешений (лицензий).

ОАО «Приморский ГОК» ранее осуществляло водопользование на основании лицензии ВЛВ N 00315 от 20.12.2001, срок действия которой истек 19.12.2004.

Необходимо отметить, что ответчиком еще до истечения срока действия той лицензии было подано заявление на получение новой лицензии и все иные документы, предусмотренные п. п. 23 — 28 Правил. Правилами (п. 32) установлено, что решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в тридцатидневный срок со дня получения заявления. Однако, нарушив указанные положения, лицензирующий орган до сих пор не решил вопрос о выдаче лицензии на водопользование ОАО «Приморский ГОК».

Таким образом, ОАО «Приморский ГОК» осуществляет водопользование без действующей лицензии в результате нарушения требований законодательства лицензирующим органом. Однако, несмотря на отсутствие лицензии, ОАО «Приморский ГОК» осуществляет водопользование в соответствии с требованиями закона, поскольку (как упоминалось выше) в соответствии с п. 46 Правил и Письмом Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600 юридическим лицам, ранее имевшим лицензию на водопользование, разрешается продолжать водопользование до выдачи им лицензии на новый срок. В связи с этим отсутствуют основания для приостановления ОАО «Приморский ГОК» деятельности по водопользованию.

Представитель И. просит суд в исковых требованиях Приморского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ОАО «Приморский ГОК» приостановить деятельность по сбросу сточных вод в реку Восток-2 до получения лицензии отказать.

Представитель ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» по доверенности У. суду пояснил, что до 01.01.2005 спецводопользование предприятием осуществлялось на основании лицензии ВЛВ N 00315 и ежегодных лимитов отведения сточных вод в водные объекты, устанавливаемых отделом водных ресурсов по Приморскому краю АБВУ ФАВР. Водопотребление предприятия осуществляется по договорам с ОАО «Энергетик» п. Восток. 12.11.2004 предприятие обратилось в АБВУ (отдел водных ресурсов по Приморскому краю), исх. N 1318 от 12.11.2004, и представило пакет документов для получения новой лицензии. Однако лицензия в установленный срок выдана не была. Остановка сброса сточных вод повлечет остановку деятельности предприятия в целом, затопление рудника «Восточный», размыв дамбы, катастрофические последствия для п. Восток, возможны жертвы среди населения.

Представитель У. просит суд в исковых требованиях Приморского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ОАО «Приморский ГОК» приостановить деятельность по сбросу сточных вод в реку Восток-2 до получения лицензии отказать.

Третье лицо: отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Росводресурсов просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Из письменного отзыва третьего лица по иску следует, что по данным отчетности об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) за 2005 год ОАО «Приморский ГОК» осуществляет сброс шахтных вод в ручей Восток-2. Шахтные сточные воды проходят очистку на очистных сооружениях мощностью 4234,0 тыс. куб. м/год.

В соответствии с Перечнем видов специального водопользования, утвержденным Приказом МПР России N 70 от 23.03.2005, использование водных объектов с применением водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов, относится к специальному водопользованию и должно осуществляться только при наличии лицензии на водопользование (ст. 86 ВК РФ).

У ОАО «Приморский ГОК» была лицензия на водопользование серии ВЛВ N 00315 ТРИВК от 20.12.2001 для целей сброса сточных вод. В связи с окончанием срока действия лицензия была аннулирована 18.01.2005 распоряжением отдела N 1-л. ОАО «Приморский ГОК» была представлена заявка на получение лицензии на водопользование от 12.11.2004 N 1318, но в связи с отсутствием договоров аренды земельных участков, согласования ФГУ Приморрыбвод, документы были возвращены на доработку (от 14.12.2004 N 3365/277). Больше заявок на получение лицензии на водопользование от ОАО «Приморский ГОК» в Отдел не поступало. ОАО «Приморский ГОК» был извещен о необходимости оформления лицензии на водопользование письмом от 23.03.2006 N 3365/546.

Суд, выслушав пояснения и.о. прокурора Я., представителей ответчика И., У., изучив материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении иска надлежит отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что ОАО «Приморский ГОК» ранее осуществляло водопользование на основании лицензии ВЛВ N 00315 от 20.12.2001, срок действия которой истек 19.12.2004.

Также судом установлено, что ответчиком еще до истечения срока действия лицензии в соответствии с Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383, в лицензирующий орган был представлен весь перечень необходимых документов для получения лицензии. Впоследствии ответчик направлял в лицензирующий орган откорректированные по состоянию на 1-е полугодие 2006 года документы на получение лицензии (N 1200 от 10.07.2006, вход. N 1631 от 12.07.2006), а также сведения для утверждения лимитов водопользования на 2006 год (N 1072 от 04.08.2005). Однако оформление лицензии задерживается.

Поскольку п. 46 указанных выше Правил устанавливает, что юридическим лицам разрешается продолжать водопользование до выдачи им лицензии на новый срок, а Письмом Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600 разъясняется, что действие этого положения распространяется на тех водопользователей, которые ранее пользовались водными объектами на основании разрешений (лицензий), суд полагает, что ОАО «Приморский ГОК» осуществляет водопользование в соответствии с требованиями закона.

При таких обстоятельствах требование обязать ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» приостановить деятельность по сбросу сточных вод в реку Восток-2 до получения лицензии суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат», третье лицо: отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Росводресурсов, о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства в области окружающей среды, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Красноармейский районный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *