Заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредоставлении жилого помещения, и об обязании предоставить жилье правомерно частично удовлетворено, поскольку заявитель являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленной учетной норме, не обеспечен, в связи с чем имеет право на предоставление жилья.

Апелляционное определение Кировского областного суда от 29.07.2014 по делу N 33-2589

Судья Сунцова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Стексова В.И.,

судей Сметаниной О.Н., Опалева О.М.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Блиновой А.В.

рассмотрела 29 июля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Кирове

гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах Г.М.А. к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации муниципального образования и Территориальному управлению администрации муниципального образования «Город Киров» по Ленинскому району о признании незаконным бездействия и обязании предоставить жилье

по апелляционной жалобе представителя администрации города Кирова К.

на решение Ленинского районного суда города Кирова от 23 мая 2014 года,

которым постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Киров» по не предоставлению жилого помещения Г.М.А.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» предоставить Г.М.А. <дата> года рождения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее <данные изъяты> квадратных метров по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Кирова, действующего в интересах Г.М.А. к Территориальному управлению администрации муниципального образования «город Киров» по Ленинскому району — отказать.

Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района города Кирова обратился в суд с иском в интересах Г.М.А. к муниципальному образованию «Город Киров» и Территориальному управлению администрации муниципального образования «Город Киров» по Ленинскому району о признании незаконным бездействия и обязании предоставить жилье. В обоснование требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Кирова по обращению Г.М.А. проведена проверка исполнения ответчиками законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой, установлено, что решением Ленинского районного суда г. Кирова от 22.06.2010 г. отец ФИО лишен родительских прав, мать ФИО находится в местах лишения свободы до 17.02.2016 г. Распоряжением администрации г. Кирова от 22.04.2010 N 2116-П над несовершеннолетним Г.М.А. установлено попечительство. Решением комиссии по жилищным вопросам N 24 от 11.10.2011 Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Г.М.А., как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не обеспеченный жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилья. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 г., по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Однако до настоящего времени Г.М.А. жилое помещение ответчиками не предоставлено. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» и Территориальное управление администрации г. Кирова по Ленинскому району предоставить Г.М.А., <дата> года рождения, жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее <данные изъяты> квадратных метров по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С решением не согласна представитель администрации города Кирова К., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что администрация города не оспаривает право Г.М.А. на получение специализированного жилого помещения, однако считает, что это право у него наступит после окончания обучения в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», то есть после 30.06.2016 г. Г.М.А. принят на учет в органы опеки и попечительства, включен в сводный список и подлежит обеспечению жилым помещением. Однако денежные средства департаментом финансов Кировской области в бюджет муниципального образования «Город Киров» не перечислены.

От старшего помощника прокурора прокуратуры Ленинского района г. Кирова М.Л. поступили возражения на жалобу в которых указано, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Г.М.А. возникло с момента достижения совершеннолетия и возвращения его после службы в Российской Армии, то есть после 07.11.2013. В образовательном учреждении Г. восстановился в феврале 2014 года. Истец обеспечен общежитием временно только на период учебы, на период каникул общежитие не предоставляется. Фактически жилым помещением Г.М.А. не обеспечен.

От представителя Территориального управления администрации муниципального образования «Город Киров» по Ленинскому району Б. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указано на согласие с доводами апелляционной жалобы.

Представитель департамента финансов Кировской области З. просит рассматривать дело в отсутствие представителя.

Представитель управления опеки и попечительства администрации города Кирова М.В. поддержала требования апелляционной жалобы. Свою позицию мотивировала тем, что Г.М.А. обучается в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», срок окончания которой 30.06.2016 г. Обязанность по обеспечению истца жильем на момент предъявления иска и рассмотрения дела в суде у ответчика не наступила.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Кирова К. требования жалобы поддержала.

Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

22.06.2010 г. заочным решением Ленинского районного суда г. Кирова отец ФИО лишен родительских прав, Г.М. оставлен на попечении у попечителя В.Н. По данным справки от 09.07.2013 года ФКУ ИК N 18 УФСИН России по Кировской области мать ФИО отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Кировской области с 29.09.2011 г.. Начало срока 08.02.2011 года. Конец срока 17.02.2016 года.

22.04.2010 года распоряжением администрации г. Кирова от 22.04.2010 г. N 2116-П над несовершеннолетним Г.М.А. было установлено попечительство его деда В.Н.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Территориального управления администрации г. Кирова по Ленинскому району от 11.10.2011 г. N 24, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Ленинскому району от 17.10.2011 года N 236, по заявлению Г.М.А., <дата> года рождения, принято решение о его принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, состав семьи 1 человек.

Распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Ленинскому району В.А. от 02.08.2013 года N 251, принято решение предоставить В.Н. и членами его семьи: ФИО (жена) <дата> года рождения, Г.М.А. (внук) <дата> года рождения, жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, общей площадью <данные изъяты> кв. м.

По данным справки ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская» от 21.09.2011 г. N 1767 Г.М.А., <дата> года рождения, является студентом академии очной дневной формы обучения с 01.09.2011 года, срок окончания обучения 30.06.2016 года.

Как следует из военного билета, Г.М.А. проходил военную службу по призыву с 07.11.2012 года по 07.11.2013 года в Российской Армии.

После прохождения военной службы по призыву в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» был восстановлен в составе студентов бюджетной формы обучения.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N 1913 от 24.04.2012 г., Г.М.А., <дата> года рождения, временно зарегистрирован с 15.11.2011 года по 30.11.2017 года в общежитии ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1).

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» Г.М.А. имеет право на предоставление жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров.

Ответчиками не оспаривается право истца на предоставление жилого помещения по указанной выше норме. Предметом данного спора является момент предоставления такого помещения. Представитель администрации города Кирова в апелляционной жалобе полагает, что данный момент зависит от наступления определенных событий и не зависит от выбора ребенка, оставшегося без попечения родителей. Судебная коллегия не может согласится с данным выводом по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:

после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;

после окончания прохождения военной службы по призыву;

после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что только ребенок, оставшийся без попечения родителей вправе решать: связывать предоставление жилого помещения с наступлением какого-либо события или нет. Из материалов дела следует, что Г.М.А. заявления о предоставлении жилого помещений после окончания учебного заведения ответчикам не подавал.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей на администрацию муниципального образования «Город Киров».

Доводы жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Кирова от 23 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации города Кирова К. без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *