О признании недействующим распоряжения Администрации Кемеровской области от 03.06.1998 N 565-р О мерах по погашению задолженности по выплате пенсий и пособий из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решение Кемеровского областного суда от 24.08.1998 N 3-100/98

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Фатьяновой И.П.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области от 3.06.98 N 565-р «О мерах по погашению задолженности по выплате пенсий и пособий из средств пенсионного фонда Российской Федерации»,

установил:

Распоряжением Губернатора Кемеровской области N 565-р «О мерах по погашению задолженности по выплате пенсий и пособий из средств Пенсионного Фонда РФ» от 3.06.98 утвержден порядок погашения задолженности предприятий, организаций, учреждений по страховым платежам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, допускающий замену денежного эквивалента страховых платежей и пенсионных выплат на различные виды товаров и услуг.

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным. Свои требования прокурор обосновал тем, что в соответствии с действующим законодательством, принятое распоряжение противоречит Законам РФ «Об основах налоговой системы в РФ», «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О бюджете пенсионного фонда РФ на 1997 год», а также Положению о Пенсионном Фонде Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 и Федерального Закона от 5.05.97)

Указанные Законы устанавливают, что взыскание недоимок по налогам осуществляется в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств, обращается на имущество должника и входит в компетенцию органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции, регулируют за счет чего формируется бюджет, устанавливают последствия неуплаты налога.

Указывает, что приняв распоряжение N 565-Р от 3.06.98 Администрация Кемеровской области вышла за пределы своих властных полномочий и нарушила Закон.

В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.

Представитель Администрации Кемеровской области В.Л.П., действующая по доверенности от 12.08.98 требования прокурора не признала, пояснила, что спорное распоряжение носит временный характер и разработано оно в целях защиты прав пенсионеров и других категорий лиц, получающих пенсии и пособия. Данное распоряжение было вызвано сложившейся тяжелой обстановкой в сфере выплат пенсий и пособий. Частичное погашение задолженности по страховым платежам путем выдачи товаров нуждающимся пенсионерам способствует снижению социальной напряженности в Кузбассе. Считают, что с их стороны Закон нарушен не был, так как они осуществляют реализацию государственной политики в области социальной защиты пенсионеров.

Суд выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Ст. 72 «и» Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются Законы и принимаемые в соответствии с ними Законы и иные правовые акты.

Пункт 5 указанной выше статьи Конституции РФ определяет, что Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Общие принципы по сбору и контролю за внесением обязательных платежей в Пенсионный Фонд, порядок погашения задолженностей по обязательным платежам установлены Федеральным законом.

В соответствии с Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 и Федерального закона от 5.05.97), Федеральным законом «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 1997 г.» от 27.05.98 единственной формой расходования и создания Пенсионного Фонда являются обязательные платежи (страховые взносы), уплачиваемые работодателями и определенными категориями граждан. Полномочия по сбору и контролю за внесением обязательных платежей в Пенсионный Фонд в соответствии с названным Законодательством возложены на региональные органы Пенсионного фонда, которые осуществляют управление финансами фонда на территории субъекта Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 (в редакции от 21.07.97), «Временного положения о порядке обращения взысканий на имущество организаций», утвержденного Указом Президента РФ N 199 от 14.02.96, а также Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд России, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 (в редакции от 11.02.93), при недостаточности денежных средств взыскание недоимки обращается на имущество должника и входит в компетенцию органов государственной налоговой службы и налоговой полиции.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 120, 296 Гражданского кодекса РФ, органы Пенсионного Фонда обладают весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником (государством) имущество, и, в силу этого, не вправе принимать участие в предпринимательских отношениях (во взаиморасчетах с юридическими лицами при осуществлении гражданско-правовых сделок).

Вместе с тем, издав распоряжение N 565-р от 3.06.98 «О порядке погашения задолженности в Пенсионный Фонд РФ», Администрация Кемеровской области вышла за пределы своей компетенции, т.к. в соответствии со ст. 5 п. 3 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5.03.92 Администрация области не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции других органов государственной власти и Управления или органов местного самоуправления.

Таким образом, с учетом изложенного, распоряжение является незаконным и подлежит признанию недействительным по приведенным выше основаниям.

Доводы представителя Администрации Кемеровской области не основаны на действующем законодательстве и не имеют юридического значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 — 197, 232 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным распоряжение Администрации Кемеровской области N 565-Р от 3.06.1998 «О мерах по погашению задолженности по выплате пенсий и пособий из средств Пенсионного Фонда Российской Федерации» с момента его принятия, т.е. с 3.06.98.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
И.П.ФАТЬЯНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *