О признании недействующим пункта 2 распоряжения Администрации Кемеровской области от 11.03.1998 N 213-р Об обеспечении сохранности автомобильных дорог общего пользования в период весенней распутицы 1998 года.
Решение Кемеровского областного суда от 30.07.1998 N 3-84/98
Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Павловой Е.В.,
при секретаре Г.О.Г.,
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным п. 2 распоряжения N 213-р от 11.03.98 «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог общего пользования в период весенней распутицы 1998 года»,
установил:
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным ч. 1 п. 1 и п. 2 распоряжения N 213-р от 11.03.98 «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог общего пользования в период весенней распутицы 1998 года».
От требований о признании недействительным ч. 1 п. 1 прокурор в судебном заседании отказался.
Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства РФ от 26.09.95 N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» устанавливается возможность и условия взимания денежных средств за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, в случаях, если вес транспортных средств превышает необходимые стандарты, устанавливаемые законодательством РФ.
Пунктом 2 распоряжения областному дорожному фонду разрешено в порядке исключения выдавать пользователям дорог на договорной основе разрешения на разовый проезд автомобилей со сверх допустимыми грузами, установив плату с владельцев транспортных средств за право проезда по автомобильным дорогам в период ограничения дорожного движения.
Поскольку федеральным законодательством установлен комплекс мер, направленных на возмещение затрат по ремонту дорог общего пользования при проезде по ним транспортных средств, превышающих допустимые стандарты грузоподъемности, то распоряжение Администрации приводит к двойной оплате за проезд на дорогах общего пользования.
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Кемеровской области заявленные требования не признал.
Представители дорожной службы заявленные требования считают необоснованными.
Суд, выслушав прокурора, представителей Администрации Кемеровской области Ш.М.К., действующую на основании доверенности от 18.01.98 N 30/9, представителей областного дорожного фонда С.Н.А., действующую на основании доверенности от 21.09.95 N 1073, Г.С.А., действующего на основании доверенности N 1213, просивших заявление прокурора оставить без удовлетворения, заключение прокурора Бесхлебной Г.Н., полагавшей требования прокурора надлежащими удовлетворению, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» введено с 1 января 1996 г. взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Пунктом 4 этого же постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФ, и организовать службы весового контроля.
Представители дорожной службы пояснили, что такая плата взимается, но на период весенней распутицы увеличивается нагрузка на дороге из-за их состояния от таяния снегов и ущерб становится более значительный и не восполняется той платой, что предусмотрена указанным постановлением. Нельзя на весь период весенней распутицы запретить движение автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Запрет распространяется только на транспортные средства с нагрузкой на ось более 10 тонн. Ущерб от этих транспортных средств в период весенней распутицы значительный.
Однако с доводами представителей дорожной службы согласиться нельзя, т.к. п. 2 названного распоряжения противоречит п. 1 этого же распоряжения, в котором указано, что движение на федеральной автомобильной дороге «Новосибирск — Иркутск» запретить с 15 апреля по 31 мая 1998 г.
Если говорить о разовом проезде по указанным дорогам, то это следует делать в порядке исключения, как предусматривает распоряжение, но на практике обстоятельства складываются иным образом: из представленного договора (л. д. 59) видно, что разрешение дается на проезд по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Кемеровской области, в период закрытия для проезда автомобилей общей массой более 10 тонн и определена плата за это, разрешение дано на весь период весенней распутицы и говорить, что это делается в порядке исключения не представляется возможным (л. д. 61).
В соответствии с Соглашением в области управления федеральными автомобильными дорогами на территории Кемеровской области предметом соглашения является контроль за соблюдением правил пользования автомобильными дорогами, весовой контроль автотранспортных средств, осуществление мер по охране автомобильных дорог и имущества, необходимого для обеспечения их функционирования, а также введение временного ограничения движения, а в случае необходимости — прекращения движения по федеральным дорогам при неблагоприятных природно-климатических условиях. Соглашение подписано руководителем Федеральной дорожной службы России и Губернатором Кемеровской области (л. д. 66).
Соглашение предусматривает запрещение движения по автомобильным дорогам общего пользования, исходя из природно-климатических условий, но предусматривает взимание дополнительной платы за пользование автомобильными дорогами федерального пользования в период весенней распутицы.
Если говорить о дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации, то для получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования можно вводить платный проезд, но при этом обязательно наличие бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам. На настоящий период такой возможности не имеется, т.к. в наличии таких дорог нет и значит проезд по дороге общего пользования «Новосибирск — Иркутск» должен быть бесплатным.
Вопрос строительства платных автомобильных дорог регулируется Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в РФ» от 27.06.98 N 728.
Таким образом судом установлено, что для п. 2 названного распоряжения нет правовой базы, поэтому его следует признать недействительным, удовлетворив заявленные требования прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РФ, суд
решил:
признать п. 2 распоряжения N 213-Р от 11.03.98 «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог общего пользования в период весенней распутицы 1998 года» недействительным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Судья Кемеровского областного суда
Е.В.ПАВЛОВА