О признании недействующим распоряжения Администрации Кемеровской области от 26.01.1998 N 63-р О поступлении платежей за право на пользование недрами от ОАО Разрез Красногорский, АО Сибирга и АО Междуречье.

Решение Кемеровского областного суда от 21.07.1998 N 3-89/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Богданович И.Е.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Танкова Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Губернатора Кемеровской области N 63-р от 26.01.98 «О поступлении платежей за право на пользование недрами от ОАО «Разрез «Красногорский», АО Сибирга», АО «Междуречье»,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Губернатора Кемеровской области N 63-р от 26.01.98 «О поступлении платежей за право пользования недрами от ОАО «Разрез «Красногорский», АО «Сибирга», АО «Междуречье».

Требования мотивированы тем, что указанным распоряжением финансовые средства в виде платежей, производимых перечисленными в распоряжении предприятиями за право пользования недрами, из местного бюджета Новокузнецкого района перераспределены и переданы в местные бюджеты других муниципальных образований — г. г. Междуреченска и Мыски, что противоречит ст. 42 Закона РФ «О недрах», ст. 40 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ст. 9 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», ст. 4 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов …», закрепляющих принцип самостоятельности местных бюджетов, обеспечивающих наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

Протест, принесенный прокурором области на данное распоряжение, оставлен без удовлетворения.

Представитель органов местного самоуправления Новокузнецкого района Б.И.А., действующая на основании доверенности N 01-36/473 от 07.07.98, заявленные прокурором требования поддержала.

Представитель Администрации Кемеровской области Ш.М.К., действующая на основании постоянной доверенности N 30/9 от 28.01.98, предъявленные требования не признала и пояснила, что распоряжение Губернатора области N 63-р от 26.01.98, издано им в пределах его компетенции в соответствии со ст. 5 п. 4 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливающей, что органы государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления осуществляют регулирование отношений между бюджетами субъекта Федерации и местными бюджетами.

Принцип самостоятельности местных бюджетов не нарушен, поскольку в процессе формирования бюджета <…> и г. Междуреченска вопросы их доходной и расходной части рассматривались совместно с главами администраций указанных территорий. В соответствии со ст. 5 п. 3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» изъятие из доходной части бюджета Новокузнецкого района платежей компенсировано за счет средств бюджета субъекта Федерации, поскольку Законом Кемеровской области от 26.08.97 «Об областном бюджете на 1997 г.» утверждена доля Новокузнецкого района в фонде финансовой поддержки городов и районов. Кроме того, поскольку оспариваемое распоряжение N 63-р касается платежей за уже истекший 1997 г., целесообразности в его отмене нет.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 5 ч. 2 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 10.09.97 формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Принцип самостоятельности местных бюджетов закреплен также в ст. 6, 35 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 12.08.95, в ст. 4 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти в составе РФ, краев, областей …, органов местного самоуправления», установившей также, что самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 10.09.97 к собственным доходам местных бюджетов относятся платежи за право пользования недрами и природными ресурсами, установленные законодательством РФ.

Такие платежи установлены ст. 42 Закона РФ «О недрах» (в редакции ФЗ от 03.03.95).

В соответствии со ст. 40 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления получают в соответствии с федеральным законодательством плату от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного муниципального образования.

Из материалов дела, из пояснений участников процесса видно, что АОЗТ «Междуречье», АО «Разрез «Красногорский», АО «Сибирга» добывает уголь на территории Новокузнецкого района Кемеровской области, являющегося муниципальным образованием, имеющим органы местного самоуправления и местный бюджет.

В соответствии с вышеназванными нормами федеральных Законов платежи за пользование недрами должны вноситься этими предприятиями-пользователями в бюджет Новокузнецкого района; эти платежи являются собственными доходами Новокузнецкого района, как муниципального образования, право использования и расходования которых в силу законодательно закрепленного принципа самостоятельности бюджетов принадлежит исключительно органам местного самоуправления и не входит в компетенцию государственных органов субъекта РФ.

Суд не может признать обоснованными доводы представителя Администрации Кемеровской области о том, что распоряжение N 63-р издано Губернатором области в пределах компетенции в соответствии со ст. 5 п. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку указанная норма Закона устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ в части регулирования отношений между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами, т.е. между бюджетами разных уровней, но не наделяет органы государственной власти субъекта РФ правом регулирования отношений между местными бюджетами путем перераспределения их собственных доходных источников, что имело место в данном случае.

Кроме того, ст. 1 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» определяет понятие бюджетного регулирования как процесса распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней; ст. 9 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень средств бюджетного регулирования, который не предусматривает какой-либо возможности перераспределения субъектами собственных доходов местных бюджетов.

Ссылка представителя администрации Кемеровской области на то, что изъятие средств из доходной части бюджета Новокузнецкого района в соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» компенсировано за счет средств бюджета субъекта РФ, поскольку Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 1997 год» утверждена доля Новокузнецкого района в фонде финансовой поддержки городов и районов также не может быть принята во внимание, поскольку подобная компенсация могла бы быть рассмотрена в качестве доказательства правовой обоснованности распоряжения N 63-р лишь в том случае, если бы изъятие части собственных доходов из бюджета Новокузнецкого района органом государственной власти субъекта Федерации находилось бы в пределах его компетенции и не противоречило бы действующему федеральному законодательству, а оно ему противоречит; кроме того, представителем АКО не представлено достаточных доказательств того, что компенсация производилась.

Само распоряжение N 63-р никакой компенсации Новокузнецкому району за изъятые из доходной части его бюджета платежи не предусматривает.

Утверждение о том, что суммы компенсации были учтены в размере доли Новокузнецкого района при распределении средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований в областном бюджете на 1997 г. ничем не подтверждены, оно опровергается тем обстоятельством, что областной бюджет на 1997 г. принят Законом Кемеровской области 26.08.97, а оспариваемое распоряжение N 63-р издано 26.01.98 (областной бюджет на 1998 г. принят Законом от 06.04.98).

Кроме того, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», устанавливающей порядок формирования и функционирования вышеуказанного фонда, распределение его средств осуществляется по фиксированной формуле, учитывающей при определении доли того или иного муниципального образования определенные критерии (численность населения, долю детей, лиц пенсионного возраста и т.п.).

Суд не может принять во внимание доводы о том, что распоряжение соответствует Закону субъекта Федерации и местным Законам, которыми были приняты областной и местные бюджеты на 1997 г., поскольку спорный вопрос регулируется нормами федерального законодательства и все принимаемые по нему решения должны соответствовать федеральному законодательству.

Довод о нецелесообразности отмены распоряжения N 63-р правового значения не имеет.

С учетом всего вышеизложенного суд считает, что распоряжение Губернатора Кемеровской области N 63-р от 26.01.98 противоречит действующему законодательству, ввиду чего оно подлежит признанию недействительным с момента его издания.

Руководствуясь ст. 191 — 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным распоряжение Губернатора Кемеровской области N 63-р от 26 января 1998 г. «О поступлении платежей за пользование недрами от ОАО «Разрез Красногорский», АО «Сибирга» и АО «Междуречье», как противоречащее действующему законодательству с момента его издания с 26 января 1998 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
И.Е.БОГДАНОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *