Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области от 02.02.1998 N 113-р О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области.

Решение Кемеровского областного суда от 28.05.1998 N 3-52/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Агуреевой С.А.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Танкова Д.В., Кречетова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению Первого заместителя Прокурора Кемеровской области о признании недействительным пункта 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 г. «О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области»,

установил:

2 февраля 1998 года Администрацией Кемеровской области издано распоряжение N 113-р «О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области», в пункте 2.3 которого поручено заместителю Губернатора области Л.А.М. подготовить в срок до 1 марта 1998 года предложения по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные, для устранения взаимных неплатежей между юридическими лицами и сокращении недоимки в областной бюджет.

Первый заместитель прокурора Кемеровской области Д.В.В. в порядке ст. 41 ГПК РСФСР обратился в суд с заявлением о признании недействительным упомянутого пункта 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года по тем основаниям, что содержащиеся в нем указания противоречат действующему законодательству, а именно: ч. 3 ст. 2ГК РФ, ст. 12 Закона РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов …», ст. 2 Федерального закона «О переводном и простом векселе», ст. ст. 1, 10 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ», Постановлению Правительства РФ «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» от 26 сентября 1994 года N 1094.

В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Кемеровской области Тонков Д.В. и прокурор управления Прокуратуры Кемеровской области Кречетов Д.В. поддержали заявленные требования.

Представитель Администрации Кемеровской области Ш.М.К., действующая на основании постоянной доверенности — 30/9 от 28 января 1998 года, не признала требования прокурора и пояснила, что в данном пункте дано поручение только представить предложения, то есть рассмотреть возможность, исходя из действующего законодательства, по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков. Указанное распоряжение нельзя отнести к правовому акту, так как оно не влечет за собой правовых последствий. Кроме этого, до настоящего времени поручение не исполнено.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора отдела Прокуратуры Кемеровской области Тонкова Д.В., просившего удовлетворить заявленные требования, выслушав представителя Администрации Кемеровской области Ш.М.К., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, заслушав заключение прокурора управления Прокуратуры Кемеровской области Кречетова Д.В., просившего признать недействительным пункт 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года «О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области», суд находит необходимым отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Таким образом, закон предусматривает право прокурора обращаться в суд с требованием о признании недействительным правового акта по основаниям его несоответствия действующему законодательству.

Как видно из материалов дела прокурор оспаривает законность пункта 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года «О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области», которым заместителю Губернатора области Л.А.М. поручено в срок до 1 марта 1998 года подготовить предложения по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные, для устранения взаимных неплатежей между юридическими лицами и сокращения недоимки в областной бюджет (л. д. 4).

Суд приходит к выводу, что указанный пункт 2.3 распоряжения Администрации области от 2 февраля 1998 года нельзя отнести к правовому акту, влекущему юридические последствия, по следующим основаниям.

Правовой акт — это акт, исходящий от государственного органа, учреждения, организации и содержащий предписание, обязательность исполнения которого обеспечивается государством, то есть это решение, принятое исполнительным органом субъекта Российской Федерации, содержащее обязательные предписания (правила поведения), влекущее юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, устанавливая правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (нормативные акты), а также индивидуальный характер, то есть устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц (акты по применению права: административные акты, судебные решения и приговоры и т.д.).

В названном выше пункте 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года Губернатором области дано поручение заместителю подготовить предложения по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные.

Какого-либо конкретного акта, в пределах предоставленных в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» полномочий, Администрация Кемеровской области по вопросу о выпуске от имени администрации области ценных бумаг и привлечении кредитных ресурсов банков, включая вексельные, не принимала.

Сам пункт 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года не содержит обязательные для неопределенного круга лиц предписания (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, поэтому поручение Губернатора области своему заместителю, содержащееся в упомянутом пункте, не влечет юридических последствий. Нельзя отнести распоряжение Губернатора области, указанное в пункте 2.3 и к акту по применению права, так как оно не содержит обязательного предписания (не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности конкретных лиц), влекущего юридические последствия.

В пункте 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года речь идет о конкретном разовом поручении распорядительного характера Губернатора области своему заместителю и неисполнение последним данного поручения может повлечь применение к нему мер дисциплинарного характера.

Однако, до настоящего времени названное выше распоряжение фактически не исполнено и взыскание на заместителя Губернатора области не наложено. Данные обстоятельства не отрицаются прокурором.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором, являются необоснованными, так как пункт 2.3 распоряжения администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года нельзя отнести к нормативному правовому акту, влекущему юридические последствия.

Доводы прокурора о том, что пункт 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-Р от 2 февраля 1998 года — это нормативный правовой акт, так как он устанавливает обязанность для конкретного должностного лица: заместителя Губернатора области Л.А.М., подготовить в срок до 1 марта 1998 года незаконные предложения и влечет для него в случае неисполнения юридические последствия, например, наложение взыскания, являются неправильными, поскольку противоречат самому определению нормативного правового акта и правовой нормы, данному в постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 года N 781-1 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», согласно которого нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Ссылка прокурора на то, что поручение подготовить предложения по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные, дано, и возник риск наступления юридических последствий, не свидетельствуют о том, что упомянутый пункт 2.3 распоряжения N 113-р от 2 февраля 1998 года является нормативным правовым актом, поскольку, как уже было сказано выше, нормативный правовой акт издается (принимается) федеральным органом исполнительной власти в определенной форме. Это — письменный, официальный документ, который в настоящее время по вопросу выпуска от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные, не издан.

В случае принятия Администрацией Кемеровской области письменного официального документа, содержащего предписания по выпуску от имени Администрации области ценных бумаг и привлечению кредитных ресурсов банков, включая вексельные, для устранения взаимных неплатежей между юридическими лицами и сокращения недоимки в областной бюджет, прокурор вправе его опротестовать в установленном п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» порядке.

Доводы представителя Администрации Кемеровской области о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению в судах, так как оспариваемый прокурором пункт 2.3 распоряжения N 113-р от 2 февраля 1998 года не является нормативным актом, суд находит необоснованным, поскольку статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать первому заместителю Прокурора Кемеровской области в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 2.3 распоряжения Администрации Кемеровской области N 113-р от 2 февраля 1998 года «О мерах по оздоровлению финансов в Кемеровской области».

Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, то есть, начиная с 1 июня 1998 года.

Судья Кемеровского областного суда
С.А.АГУРЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *