О признании недействующим распоряжения Администрации Кемеровской области от 23.10.1997 N 1014-р О совершенствовании систем работы Государственного областного внебюджетного экологического фонда.

Решение Кемеровского областного суда от 26.05.1998 N 3-57/98

Именем Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Крюковского А.Л.

при секретаре П.Е.Ю.

с участием прокурора Танкова Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению первого заместителя прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 1014-р от 23.10.97 установила:

Первый заместитель прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 1014-р от 23.10.97 «О совершенствовании систем работы Государственного областного внебюджетного экологического фонда» с приложением.

Требования мотивированы тем, что названным распоряжением в качестве приложения утверждено Положение о Государственном областном внебюджетном экологическом фонде Кемеровской области (далее — Положение). Распоряжение и утвержденное им Положение незаконны, т.к. в соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. и ст. 39 Устава Кемеровской области положение об экологическом внебюджетном фонде утверждается представительным органом власти Кемеровской области.

Кроме того, пункты 4.4, 6.1 и 6.3 Положения противоречат ст. ст. 21, 84 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и Главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель областной прокуратуры Танков Д.В. поддержал заявленные требования, а представитель областной Администрации Ш.М.К. признала требования прокурора частично, согласившись с обоснованностью требований в части несоответствия Закону пунктов 4.4 и 6.3 Положения. В остальной части требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 19.12.91 «Об охране окружающей природной среды» к компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда, а согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.92 N 442 органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них. Решение о создании областного внебюджетного фонда было принято Малым Советом Кемеровского областного Совета народных депутатов 17.10.92 за N 108, т.е. представительным органом власти субъекта РФ. Средства федерального и областного экологических фондов являются составной частью бюджета (федерального, областного), а исполнительный орган фонда функционирует как государственное учреждение. Пункт 6.1 Положения не противоречит закону (ст. 296 ГК РФ), поскольку правление как орган управления фонда принимает решения о расходовании денежных средств, что не мешает собственнику имущества контролировать деятельность учреждения (фонда). В статье 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов …» идет речь о внебюджетном фонде как о финансовом институте, т.е. как о совокупности денежных средств, подлежащих накоплению и расходованию в установленном порядке.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон и исследовав материалы дела, находит необходимым удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. и ст. 39 Устава Кемеровской области от 9 апреля 1997 г. положение о каждом внебюджетном фонде утверждается представительным органом власти, т.е. Законодательным Собранием Кемеровской области.

Согласно ст. 37 Закона «О законодательном Собрании Кемеровской области» от 15 марта 1995 г. к полномочиям Законодательного Собрания области отнесено законодательное регулирование порядка образования и деятельности областных внебюджетных фондов, принятие решения об их образовании, утверждение положений о них и определение их целевого назначения.

Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 г. устанавливает, что к ведению областного Совета относится образование областных внебюджетных фондов, что предполагает и утверждение положений о внебюджетных фондах (ст. ст. 20, 45 этого Закона).

Следовательно, федеральным и областным законодательством предусмотрено, что областной внебюджетный фонд создается представительным органом власти области (Законодательным Собранием), который и утверждает положение о соответствующем фонде.

Издав распоряжение N 1014-р от 23.10.97 и утвердив им Положение об областном внебюджетном экологическом фонде, администрация Кемеровской области вышла за рамки своей компетенции и решила вопрос, относящийся к полномочиям Законодательного Собрания области, поэтому распоряжение и утвержденное им Положение должны быть признаны недействительными.

Обоснованы и доводы прокурора в части несоответствия законодательству пунктов 4.4 и 6.3 Положения, поскольку на основании ст. ст. 118, 120 ГК РФ, ст. 21 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановления Правительства РФ от 29.06.92 N 442 территориальный экологический фонд является государственным внебюджетным учреждением, а согласно ст. 120 ГК РФ закрепленное за учреждением имущество принадлежит ему на праве оперативного управления и Правление фонда не вправе принимать решения о приостановлении и (или) прекращении штрафных санкций в отношении конкретного природопользователя, так как это противоречит ст. 84 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и Главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора о противоречии п. 6.1 Положения ст. 296 ГК РФ, т.к. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью экологического фонда и именно ему принадлежит право принятия решений о движении денежных средств фонда, что не исключает права собственника имущества, закрепленные в ст. 296 ГК РФ.

Принимая решение, судебная коллегия учитывает и содержание ответа администрации области на протест прокурора, в котором сообщается о намерении отменить оспариваемое распоряжение и представить переработанное Положение об экологическом фонде для утверждения в Законодательное Собрание области (л. д. 7).

Ссылку представителя областной Администрации на ст. 6 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление Правительства РФ от 26.06.92 N 442 в той части, что образование экологического фонда и утверждение положения о нем относятся к компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ, нельзя признать обоснованной, т.к. ст. 6 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» наделяет Правительство РФ правом устанавливать порядок образования федерального внебюджетного экологического фонда, а не территориальных внебюджетных экологических фондов. Рекомендация исполнительным органом власти субъектов РФ образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них, содержащаяся в п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.92 N 442, не носит обязательной юридической силы и противоречит названным выше Законам, предоставляющим право создавать территориальные внебюджетные фонды и утверждать положения о них представительным органам власти.

Решение о создании областного внебюджетного экологического фонда действительно принималось Малым Советом области, им же утверждено и соответствующее Положение, однако предметом настоящего судебного разбирательства является Положение об экологическом фонде, утвержденное администрацией области в нарушение предоставленных ей законом полномочий.

Ст. 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов …» определяет однозначно, каким органом власти утверждается положение о внебюджетном фонде и на решение данного вопроса не влияет то обстоятельство, что бюджет экологического фонда является составной частью федерального либо областного бюджета.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 — 194, 196 — 197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:

Удовлетворить заявление первого заместителя прокурора Кемеровской области и признать недействительным со дня издания распоряжение Администрации Кемеровской области N 1014-р от 23.10.97 «О совершенствовании систем работы Государственного областного внебюджетного экологического фонда» с приложением.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней.

Судья
Кемеровского областного суда
А.Л.КРЮКОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *