О признании недействующими пунктов 2, 3, 7.5, 8 распоряжения Администрации Кемеровской области от 17.04.1997 N 349-р О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года.

Решение Кемеровского областного суда от 25.03.1998 N 3-32/98

Областной суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Храпуновой В.К.,

при секретаре Г.О.Г.,

с участием прокурора Богдановой Л.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению первого заместителя прокурора Кемеровской области и Администрации Кемеровской области о признании недействительными пунктов 2, 3, 7.5, 8 распоряжения первого заместителя Главы администрации области N 349-р от 17 апреля 1997 г. «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года»,

установил:

Первый заместитель прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением к Администрации Кемеровской области о признании недействительными пунктов 2, 3, 7.5, 8 распоряжения первого заместителя Главы администрации области N 349-р от 17 апреля 1997 г. «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года».

В заявлении указал, что прокуратурой Кемеровской области по результатам проверки исполнения законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе установлено, что 17 апреля 1997 года первым заместителем Главы администрации Кемеровской области С.Ю.П. издано распоряжение N 349-р «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года» пунктами 2, 3, 7.5, 8 которого предусмотрено:

1) руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности своими силами оповещать граждан о вызовах военного комиссара (п. 2);

2) для контроля обоснованности решений городских и районных призывных комиссий, а также для разрешения комплекса вопросов, возникающих у граждан, призываемых на военную службу, создана областная призывная комиссия и утвержден ее персональный состав (п. 3);

3) военному комиссару области разрешено оборудовать автомобиль ГАЗ-3102 госномер К 917-р проблесковым маячком для организации сопровождения автомобильных колонн с призывниками по территории г. Кемерово и Кемеровской области (п. 7.5);

4) граждане, не получившие по какой-либо причине повестки о явке на призыв для призыва на военную службу, обязываются прибыть в военный комиссариат по месту жительства до 20.05.1997 имея при себе документы, удовлетворяющие личность (п. 8).

Указанные пункты незаконны и подлежат отмене по следующим основаниям.

Пункт 3 распоряжения противоречит статье 26 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которой установлено, что создание призывной комиссии субъекта Федерации относится к компетенции представительного органа власти, а не исполнительного.

Пунктом 7.5 распоряжения в нарушение постановления правительства РФ N 3 от 8.01.1996 «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» военному комиссару области разрешено оборудовать автомобиль принадлежащий облвоенкомату проблесковым маячком. Обязанности по выдаче разрешения на оборудование автомобилей проблесковым маячком правительство РФ возложило на Министерство Внутренних дел РФ. В компетенцию органа исполнительной власти субъекта Федерации это не входит.

Пункты 2 и 8 распоряжения противоречат ст. 76 Конституции РФ, в которой закреплено, что Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным Законам. Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции 9 мая 1996 г. действующим в настоящее время, в ст. 28 предусмотрен порядок вызова граждан, подлежащих призыву на военную службу, на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии.

Органы государственной власти субъектов Федерации не вправе изменять этот порядок своими правовыми актами, вмешиваясь в полномочия Российской Федерации.

Обязанность граждан, не получивших повестки, являться в военный комиссариат Законом не предусмотрена, также Законом не предусмотрена обязанность должностных лиц своими силами оповещать граждан о вызовах военного комиссара.

13 ноября 1997 г. данное распоряжение первого заместителя Главы администрации Кемеровской области С.Ю.П. N 349-р от 17 апреля 1997 г. было опротестовано прокурором области, протест до настоящего времени не рассмотрен.

Первый заместитель прокурора области просит признать недействительными пункты 2, 3, 7.5, 8 распоряжения Администрации Кемеровской области N 349-р от 17 апреля 1997 г. «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года» со дня его издания.

Представитель прокуратуры прокурор отдела облпрокуратуры Богданова Л.И. требования в суде поддержала и просила признать недействительными пункты 2, 3, 7.5, 8 указанного выше распоряжения со дня его издания.

Представитель Администрации Кемеровской области М.А.В. требования прокурора области признала частично и пояснила суду, что распоряжением Администрации области N 219-р от 17 марта 1998 г. «О внесении изменений в распоряжение Администрации области от 17.04.97 N 349-р о проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года» изменены пункты 2 и 8 этого распоряжения и исключены из него пункты 3 и 7.5. И указано, что распоряжение вступает в силу с 17 марта 1998 года.

Оснований для признания указанных выше пунктов распоряжения недействительными со дня подписания распоряжения, по мнению представителя администрации области, не имеется так как первый заместитель Главы администрации области С.Ю.П., подписавший это распоряжение действовал в соответствии с Указом Президента РФ от 3.10.1994 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» N 1969 и п. 4.4 Положения о Главе администрации края, области, города Федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, из которого следует, что Глава администрации при осуществлении своих полномочий принимает постановление и распоряжение. Постановления и распоряжения Главы администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Постановления и распоряжения Главы администрации области обязательны для исполнения на всей территории области.

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 76 Конституции РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным Законам. В случае противоречия между федеральным Законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный Закон.

Согласно статей 26 и 28 Закона РФ «О военной обязанности и военной службе» решением Верховного Совета Республики в составе Российской Федерации, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы, Санкт-Петербурга создается соответствующая призывная комиссия.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обязан явиться по вызову военного комиссариата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии и по повестке военного комиссара о призыве на военную службу.

Должностное лицо, предприятие, учреждение, организации обязано обеспечить гражданину, подлежащему призыву на военную службу, возможность своевременной явки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара.

Как было установлено, Администрация Кемеровской области 17 апреля 1994 года издала распоряжение N 349-р «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 г.» Подписал это распоряжение первый заместитель Главы администрации области С.Ю.П. Этим распоряжением была создана областная призывная комиссия для контроля обоснованности решений городских, районных призывных комиссий, а также разрешения комплекса вопросов, возникающих у граждан, призываемых на военную службу. И утвержден персональный состав этой комиссии (п. 3 распоряжения).

Однако в соответствии со ст. 26 Закона РФ «О военной обязанности и военной службе», создание областной призывной комиссии не входит в компетенцию исполнительного органа власти. Эти вопросы должны решаться органами представительной власти.

Пункт 2 этого распоряжения обязывает руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности своими силами оповещать граждан о вызове военного комиссариата.

В п. 8 распоряжения указано, что граждане, не получившие по какой-либо причине повестки о явке для призыва на военную службу, обязаны прибыть в военный комиссариат по месту жительства до 20.05.1997 имея при себе документы, удостоверяющие личность.

Данные пункты противоречат требованиям ст. 28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Эта статья не возлагает обязанности на граждан, не получивших повесток являться в военный комиссариат. Не предусмотрена этим Законом и обязанность должностных лиц своими силами оповещать граждан о вызовах военного комиссара.

Далее, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» от 8.01.1996 обязанность выдавать разрешения на оборудование специальными световыми и звуковыми сигналами автотранспорта органов государственной власти и организаций возложена на Министерство Внутренних дел РФ, поэтому п. 7.5 указанного выше распоряжения обладминистрации, которым разрешено военному комиссару области оборудовать автомобиль, принадлежащий облвоенкомату проблесковым маячком является незаконным, так как первый заместитель Главы администрации превысил свои полномочия, давая облвоенкомату такое разрешение, вместо компетентного органа МВД РФ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 17 марта 1998 года Администрация области распоряжением N 219-р внесла изменение в распоряжение N 349-р от 17.04.1997 «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года». Из пункта 2 распоряжения была исключена рекомендация данная руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности своими силами оповещать граждан о вызовах военного комиссариата. Из п. 8 исключено указание гражданам, не получившим по какой-либо причине повесток о явке для призыва на военную службу, является в военный комиссариат по месту жительства до 20 мая 1997 г. имея при себе документы, удостоверяющие личность. И пункты 3 и 7.5 также исключены из этого распоряжения.

Оспариваемые пункты распоряжения N 349-р от 17.04.1997 считаются недействительными с момента подписания распоряжения Администрации от 17.03.1998 (л. д.).

Однако, в соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими Закону», правовой акт может быть признан судом противоречащим Закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им Законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, других Законов, Указов, распоряжений Президента РФ, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.). И признание такого акта недействительным по мотивам противоречия Закону, означает, что он не порождает правовых последствий со дня его издания.

Поэтому суд приходит к выводу о необходимости признания недействительными пунктов 2, 3, 7.5, 8 распоряжения Администрации Кемеровской области от 17 апреля 1997 г. N 349-р со дня его подписания.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя Администрации области о том, что первый заместитель Главы администрации области С.Ю.П. действовал в соответствии с Указом Президента РФ от 3.10.1994 и п. 4.4 Положения о Главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, поскольку данные нормативные акты не содержат правовых оснований для включения таких правовых норм в издаваемые исполнительными органами власти распоряжения. Незаконное распоряжение является недействительным со дня его подписания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 232 ГПК РФ, 26, 28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства РФ «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» суд

решил:

удовлетворить требования первого заместителя прокурора Кемеровской области к Администрации Кемеровской области. Признать недействительными пункты 2, 3, 7.5, 8 распоряжения первого заместителя Главы Администрации области N 349-р от 17 апреля 1997 г. «О проведении призыва граждан 1970 — 1979 годов рождения на военную службу в апреле — июне 1997 года» со дня его издания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
В.К.ХРАПУНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *