О признании недействующим пункта 2 постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 26.02.1997 N 19 Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области.

Решение Кемеровского областного суда от 23.03.1998 N 3-13/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Быковой С.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Зотовой Г.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению первого заместителя прокурора Кемеровской области о признании недействительным постановления N 19 от 26.02.97 «Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области»,

установил:

Первый заместитель прокурора Кемеровской области обратился с заявлением о признании недействительным постановления N 19 от 26.02.97 «Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области, мотивируя свои требования тем, что п. 2 постановления N 19 от 26.12.97 утверждено приложение N 2, в соответствии с которым численность депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной (штатной) основе установлена в количестве 12 человек. Исходя из данной численности утверждена общая сумма расходов на осуществление деятельности Законодательного Собрания области в соответствии с приложением N 1 к данному постановлению. В этой части постановление противоречит Указу Президента РФ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» N 1723 от 22.10.93 (в редакции Указа Президента РФ от 22.10.93 N 2266), которым установлено, что количество депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, не может превышать двух пятых от общего числа депутатов, избранных в состав Законодательного органа государственной власти области. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Выборы депутатов Законодательного Собрания области второго созыва были проведены на основании Указа Президента РФ N 1038 от 17.07.96 «О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного органа государственной власти Кемеровской области» и Постановления Главы Администрации Кемеровской области N 20 от 21.10.96 «Об утверждении Временного положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Кемеровской области второго созыва». 07.05.97 первым заместителем прокурора Кемеровской области был принесен протест на постановление Законодательного Собрания области, который последним был отклонен по основаниям, противоречащим закону. Нормативной базой в соответствии с которой формировалось Законодательное Собрание области второго созыва являлись Указы Президента РФ. В соответствии с полномочиями, предоставленными Президентом РФ Глава Администрации области определил численный состав депутатского корпуса в 21 депутат, а не 35 в соответствии с Законом области «О Законодательном Собрании Кемеровской области», который может быть применен в этой части только при выборах депутатов Законодательного Собрания области третьего созыва. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» от 15.04.96 количество депутатов Законодательного Собрания области, работающих на освобожденной (штатной) основе не может превышать две пятых от общего числа избранных депутатов.

Представитель Законодательного Собрания области А.Е.А., действующая по постоянной доверенности N 10/07/22 от 23.01.98 требования не признала, т.к. оно не основано на законе.

По ее мнению Указ Президента РФ N 1723 от 22.10.93 имел временный характер, поскольку не был урегулирован вопрос организации органов государственной власти в субъектах РФ ввиду ликвидации Президентом советской власти. О временном характере данного Указа свидетельствует также Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.97 N 7-П, где сказано, что нормы доконституционного Указа Президента РФ N 1723 рассчитаны при их принятии на то, чтобы в отсутствие федеральных законов и законов субъектов РФ обеспечить реформу органов государственной власти, что было реализовано утвержденным Главой Администрации области «Положением о Законодательном Собрании Кемеровской области» от 26.01.94 N 1. С последующим принятием субъектами РФ собственных законов, Указ и принятые во исполнение его акты исполнительных органов государственной власти утрачивали свою силу. После принятия 12.12.93 Конституции РФ изменения, внесенные в Указ N 1723 Указом Президента РФ N 2266 от 22.12.93 уже не могли быть приняты к обязательному исполнению представительными органами субъектов РФ, формировавшими самостоятельную правовую базу организации органов государственной власти, в связи с принятием законов субъектов РФ, Указ Президента РФ N 1723 прекратил свое действие и ограничение численности освобожденных депутатов двумя пятыми от общего числа не обязательно для субъектов РФ отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с отсутствием в настоящее время федерального закона, регулирующего данный вопрос, этот вопрос решен субъектом РФ — Законом Кемеровской области «О Законодательном Собрании Кемеровской области» N 1-ОЗ от 15.04.96. Закон Кемеровской области «О Законодательном Собрании Кемеровской области», таких ограничений не имеет. Закон «О статусе депутатов Законодательного Собрания Кемеровской области N 2-ОЗ от 15.04.96, где сказано, что количество освобожденных депутатов не может превышать двух пятых от общего числа избранных депутатов вошел в противоречии с Законом «О Законодательном Собрании Кемеровской области» и необходимо руководствоваться последним Законом. В п. 5 ст. 44 Устава Кемеровской области отмечено, что количество депутатов, работающих на постоянной основе самостоятельно определяется Законодательным Собранием действующего созыва. Аналогичная норма прописана в ст. 46 п. 5 Устава. В ст. 68 п. 2, 3 Устава говорится о том, что ранее принятые нормативно-правовые акты области действуют в части, не противоречащей Уставу Кемеровской области, в течение года со дня вступления в силу Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним. Кроме того, Законом Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» от 15.04.96, принятым 17.02.98 N 221 из ст. 5 исключена часть «в пределах двух пятых от общего числа избранных».

Изучив материалы дела, выслушав представителя Законодательного Собрания области А.Е.А., заключение прокурора Зотовой Г.Г., просившую удовлетворить заявленные требования, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Кемеровской области второго созыва от 26.02.97 «Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области» постановлено:

1. Утвердить общую сумму расходов на осуществление деятельности Законодательного Собрания области на 1997 год в сумме 9112,4 млн. руб. согласно приложению N 1.

2. Утвердить штатное расписание и фонд оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области на 1997 г. из расчета общей численности 71 единицы согласно приложения N 2.

3. Сумму расходов на осуществление деятельности Законодательного Собрания ввести отдельной статьей в областной бюджет Кемеровской области на 1997 год.

Постановлением Законодательного Собрания Кемеровской области от 15.08.97 признаны недействительными п. 1, 3 указанного постановления.

Определением Кемеровского областного суда от 11.09.97 прекращено производство по делу по заявлению Главы Администрации Кемеровской области «О признании недействительным постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 26.02.97 «Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области» (дело N 3-115-97).

Из заявления Главы Администрации Кемеровской области усматривается, что он просит признать незаконным указанное постановление в связи с несоответствием требованиям закона п. 1 и 3 этого постановления (л. д. 2 дело 3-115-97).

По данному делу первый заместитель прокурора области просил фактически признать незаконным п. 2 указанного постановления.

Штатным расписанием, утвержденным п. 2 постановления, на 1997 год численность освобожденных депутатов определена в 12 человек, что превышает две пятые от общего числа избранных депутатов второго созыва.

Установленное количество освобожденных депутатов противоречит действующему законодательству.

Указом Президента РФ N 1723 от 22.10.93 (в редакции Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2266) «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» утверждено Положение «Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы», в п. 2 которого указано, что количество депутатов (представителей), работающих на штатной оплачиваемой основе, не может превышать двух пятых от общего числа депутатов (представителей), избранных в состав представительного (законодательного) органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации (введен Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2266).

Именно на основании этого Указа Президента РФ были проведены выборы Законодательного Собрания области второго созыва.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.04.97 N 7-П указывается, что нормы этого Указа Президента РФ были рассчитаны при их принятии на то, чтобы в отсутствие федеральных законов и законодательства субъектов РФ обеспечить реформу органов государственной власти, эти нормы содержали лишь временное регулирование на период конституционной реформы, которая должна была обеспечить переход к самостоятельному формированию субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя системы своих органов государственной власти исходя из своего нового конституционно-правового статуса, вытекающего из Федерального договора и закрепленного впоследствии в Конституции РФ. Указ N 1723 решал вопросы, которые затем либо были частично урегулированы в федеральной Конституции либо должны были стать предметом последующего конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Ст. 13 Закона Кемеровской области «О Законодательном Собрании Кемеровской области» от 15.03.95 предусматривает, что количество депутатов, работающих в Законодательном Собрании на постоянной профессиональной основе, определяется Законодательным Собранием.

Ст. 5 Закона Кемеровской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области, опубликованного 26.04.96, предусмотрено, что количество депутатов, работающих в Законодательном Собрании на штатной оплачиваемой основе (в пределах двух пятых от общего числа избранных) определяется самим Законодательным Собранием.

На момент издания распоряжения N 19 от 26.02.97 этот Закон действовал, не противоречил указанному выше законодательству, следовательно, его положения должны были быть учтены при издании распоряжения, чего администрацией сделано не было.

Из ст. 5 Закона Кемеровской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области», Законом «О внесении изменений в Закон Кемеровской области», «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» от 15.04.96 N 2-ОЗ, принятым Законодательным Собранием Кемеровской области 17.02.98 N 221 исключена часть «в пределах двух пятых от общего числа избранных».

Этот Закон вступает в силу с момента опубликования, поэтому его положения не распространяются на указанное постановление.

Поэтому суд считает необходимым признать недействительным п. 2 постановления Законодательного Собрания области N 19 от 26.02.97 как противоречащий Закону.

Доводы представителя Законодательного Собрания области о законности указанного пункта постановления, опровергаются указанными выше обстоятельствами.

Руководствуясь ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать недействительным п. 2 постановления N 19 от 26.02.97 «Об утверждении штатного расписания и фонда оплаты труда освобожденных депутатов и аппарата Законодательного Собрания области» с момента издания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
С.В.БЫКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *