О признании недействующими распоряжений Администрации Кемеровской области от 21.10.1997 N 995-р О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год и от 21.01.1998 N 35-р О продлении срока действия распоряжения от 21.10.1997 N 995-р О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год.

Решение Кемеровского областного суда от 20.03.1998 N 3-27/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Байдиковой О.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 995-р от 21 октября 1997 г. «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год» и N 35-р от 20 января 1998 г. «О продлении срока действия распоряжения N 995-р от 21.10.97 «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 г.,

установил:

21 октября 1997 г. Администрацией Кемеровской области издано распоряжение N 995-Р «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год» пунктом 1 которого разрешено дирекции областного дорожного фонда осуществлять погашение задолженности предприятий недоимщиков по платежам в областной дорожный фонд и задолженности областного дорожного фонда перед предприятиями за выполненные работы на автомобильных дорогах области, путем подписания протокола взаимозачета.

Пунктом 2 распоряжения утверждено Положение о порядке проведения зачета взаимной задолженности в областной бюджетный фонд по финансированию и задолженности предприятий по платежам налога на пользование автомобильных дорог в областной дорожный фонд.

Распоряжением Администрации Кемеровской области N 35-р от 20 января 1998 г. срок действия распоряжения N 995-р от 21 октября 1997 г. «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 г.» продлены на 1998 год.

Прокурор Кемеровской области просит признать указанные распоряжения недействительными, т.к. они противоречат Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закону «О государственной налоговой службе», Закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель Администрации Кемеровской области Х.А.В., действующий на основании доверенности от 28.01.1998 N 30/8, требования прокурора не признал и пояснил, что распоряжение издано в целях снижения взаимной задолженности между предприятиями, организациями и учреждениями, нормализации поступлений в областной дорожный фонд налоговых платежей. При издании распоряжения Администрация действовала в пределах предоставленных ей полномочий и на основании Закона.

Заслушав прокурора и представителя Администрации Кемеровской области, изучив письменные материалы дела, суд считает требования прокурора области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Статья 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы» устанавливает, что федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Из содержания ст. 5 Закона РФ «О дорожных фондах», устанавливающей порядок уплаты и начисления налога на пользователей автомобильных дорог (по которому предусмотрено производить зачеты), видно, что указанный налог является денежным взносом.

Статья 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержит перечень обязанностей налогоплательщика, меры обеспечения их исполнения и предусматривает, что обязанность плательщика налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном законодательством порядке принятие мер компетентными органами по обращению взыскания на имущество должника, признанию его банкротом.

Порядок взыскания налогов и обращения взыскания на имущество установлен федеральным законодательством. Ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы», ст. 7 Закона «О государственной налоговой службе», Закона «О Федеральных органах налоговой полиции», а также Временное Положение «О порядке обращения взыскания на имущество организаций», утвержден Указом Президента РФ N 199 от 14 февраля 1996 г. предусматривают, что взыскание недоимок осуществляется в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств, взыскание обращается на имущество должника.

Таким образом, порядок обращения недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, обращение взыскания на имущество в случае недостаточности денежных средств, а также органы, наделенные этими полномочиями, определены федеральным законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» внесение изменений и дополнений в налоговую систему, не предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации не допускается.

В силу ст. 26 Закона РФ «Об основах налоговой системы» система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия законодательным органом Российской Федерации специального решения о налоговой реформе.

Иного действующим законодательством не установлено.

В силу ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другим Федеральным законам.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено осуществление погашения задолженности предприятий-недоимщиков по платежам в дорожный фонд и задолженности дорожного фонда перед потребителями за выполненные работы на автомобильных дорогах путем взаимозачета, распоряжения N 995-р от 21.10.97 и N 35-р от 20.01.98 является незаконными, т.к. изданы с превышением прав субъектов Российской Федерации в сфере регулирования налогообложения.

Доводы представителя Администрации Кемеровской области о том, что издавая оспариваемые прокурором распоряжения, Администрация области действовала в пределах предоставленных ей прав, предусмотренных ст. 2 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», в силу которых порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определяется субъектом РФ, не могут быть приняты во внимание, т.к. согласно ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, относятся к федеральным. Не меняет федеральной природы этих налогов и наделение субъектов Федерации полномочиями определять порядок образования и использования территориальных дорожных фондов, устанавливать ставки и сроки уплаты соответствующих налогов и т.д.

Из ст. ст. 71 (п. «з») и 76 п. 1 Конституции РФ следует, что регулирование федеральных налогов и сборов, является прерогативой федерального законодателя. Таким образом, Администрация области при издании распоряжений N 995-р от 21.10.97 и N 35-р от 20.01.98 превысила свои полномочия.

Кроме того, проведение зачетов между хозяйствующими субъектами представляет собой отношения в рамках исполнения гражданско-правовых обязательств, а не налоговых. В силу ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствует закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать недействительными распоряжения Администрации Кемеровской области N 995-р от 21 октября 1997 г. «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год» и N 35-р от 20 января 1998 г. «О продлении срока действия распоряжения N 995-р от 21.10.97 «О порядке оформления взаимной задолженности в областной дорожный фонд на 1997 год».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья
Кемеровского областного суда
Е.В.АКИНИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *