О признании недействующими пунктов 1 и 2 распоряжения Администрации Кемеровской области от 05.12.1996 N 1080-р О порядке оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в частную собственность.

Решение Кемеровского областного суда от 13.03.1998 N 3-16/98

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Шостак Г.П.,

при секретаре Г.О.Г.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению и.о. прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества о признании противоречащим закону распоряжения Администрации Кемеровской области от 05.12.96 N 1080-р «О порядке оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в частную собственность»,

установил:

И.о. прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и общества о признании противоречащим закону распоряжения Администрации Кемеровской области от 05.12.96 N 1080-р «О порядке оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в частную собственность» по тем основаниям, что, издавая это распоряжение, Администрация области превысила свои полномочия, а именно:

пунктами 1, 2 данного распоряжения утверждены Положение о порядке оформления и выдачи документов о праве собственности на недвижимость в жилищной сфере в домах нового строительства и в домах после капитального ремонта и реконструкции, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных и внебюджетных средств, и единая форма свидетельства о праве частной собственности на недвижимость в жилищной сфере.

И.о. прокурора считает, что в этих актах содержатся нормы гражданского права, их принятие администрацией области не соответствует положениям ст. ст. 71 и 105 Конституции РФ, ст. 131 ГК РФ, поскольку регулирование гражданских правоотношений находится в ведении Российской Федерации, а утверждение Типового договора об оказании услуг (или помощи) в улучшении жилищных условий и о долевом участии в финансировании строительства жилья входит в компетенцию законодательного органа власти субъекта Российской Федерации;

пунктом 3 указанного распоряжения Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области утвержден в качестве одного из государственных исполнителей при предоставлении субсидий и безвозмездной финансовой помощи.

И.о. прокурора области полагает, что это противоречит положениям ст. 118 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», поскольку на органы исполнительной власти субъектов РФ возложены обязанности по оказанию помощи населению в улучшении жилищных условий в виде компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства. Исполнительный орган субъекта РФ не вправе передавать часть своих государственных функций иным физическим и юридическим лицам, кроме органов исполнительной власти иного уровня на договорной основе.

В судебном заседании прокурор изменил требования, просит признать противоречащим Закону п. п. 1, 2, 3 указанного распоряжения и обязать редакцию газеты «Кузбасс» опубликовать решение суда.

Представитель Администрации Кемеровской области — начальник правового управления К.В.Я., действующая на основании постоянной доверенности от 23.01.98 N 30/6, и представитель фонда развития жилищного строительства Кемеровской области — главный юрисконсульт З.Д.Н., действующий на основании постоянной доверенности от 17.01.98, с требованиями и.о. прокурора области не согласны, считают, что распоряжение издано в пределах полномочий, предоставленных Главе администрации области, и оно не противоречит действующему законодательству.

Выслушав представителей Администрации области и фонда развития жилищного строительства Кемеровской области, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Тверикиной Н.Н., суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское и гражданско-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, … регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

В силу ст. ст. 131, 219 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи … подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Между тем в п. 4 Положения о порядке оформления и выдачи документов о праве собственности на недвижимость в жилищной сфере, утвержденного указанным распоряжение Администрации области, устанавливается, что оформление и выдачу свидетельств осуществляет администрация района или города (далее местная администрация) по месту нахождения жилого дома. Право собственности, подтвержденное свидетельством, подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе по месту нахождения жилого помещения и осуществляется путем регистрационной подписи на свидетельстве, а в п. п. 3 и 11 этого Положения определяется, что юридическим лицам или гражданам, которые приобрели право собственности на жилые помещения путем финансирования его строительства за счет собственных средств в соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации», или на других законных основаниях выдается свидетельство о праве частной собственности на недвижимость в жилищной сфере (далее — свидетельство).

Свидетельство, выданное местной администрацией, является основанием для регистрации граждан, заселившихся в принадлежащее им на праве частной собственности квартиры, и членов их семей в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Свидетельство является правоустанавливающим документом при нотариальном оформлении сделок по отчуждению жилого помещения (купли-продажи, мены, дарения, залога и т.д.).

Анализируя указанные положения, суд приходит к выводу, что в них содержатся обязательные правовые нормы по государственной регистрации права собственности, регистрации граждан по месту жительства, а также устанавливается обязательная форма правоустанавливающего документа на право собственности на вновь вводимые жилые помещения.

Доводы представителей Администрации области и фонда развития жилищного строительства области, что в указанном распоряжении Администрации области устанавливается лишь порядок оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения с долевым участием граждан, свидетельство о праве частной собственности является основание для заселения таких жилых помещений, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку, как указано выше, в п. 4 Положения содержатся общеобязательные правовые нормы по регистрации права собственности, которые устанавливают, что право собственности, подтвержденное свидетельством, подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе по месту нахождения жилого помещения и осуществляется путем регистрационной подписи на свидетельстве, а в п. 11 устанавливается, что свидетельство является правоустанавливающим собственность документом при нотариальном оформлении сделок по отчуждению жилого помещения. Нормами жилищного законодательства (ст. ст. 1, 2, 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики») не предоставлено право местной администрации на выдачу свидетельств о праве частной собственности на жилое помещение.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение регулирует гражданско-правовые отношения: издавая это распоряжение, Глава администрации в нарушение положений п. п. 4.1, 4.4 положения о Главе администрации края, области …, утвержденного Указом Президента РФ от 03.10.94 N 1969, вышел за пределы своих полномочий.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и п. п. 2 и 4 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездных субсидий …, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 937, обязанность по оказанию помощи населению в улучшении жилищных условий в виде компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной администрации» исполнительный орган субъекта РФ наделен полномочиями по передаче части своих полномочий только органам исполнительной власти иного уровня на договорной основе.

Орган исполнительной власти вправе образовывать лишь внебюджетные фонды развития жилищного строительства в строгом соответствии с законодательством о бюджетном процессе, а использование средств бюджета с целью организации жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления должно осуществляться через созданные ими в соответствии с требованиями ст. 120 ГК РФ и ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные и муниципальные учреждения (Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы», Постановление Правительства РФ от 15.06.94 N 664 «Об утверждении примерного порядка финансирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства»).

Между тем в нарушение указанных положений Закона п. 3 оспариваемого распоряжения Администрации области Фонд развития жилищного строительства по Кемеровской области утвержден в качестве одного из государственных исполнителей при предоставлении субсидий и безвозмездной финансовой помощи.

Из устава указанного фонда видно, что он создан путем реорганизации (преобразования) государственного хозрасчетного предприятия, к которому перешли все активы и пассивы государственного хозрасчетного предприятия, и является его полным правопреемником (л. д. 8).

Статус фонда определен как некоммерческая организация, не имеющая членства (п. 2 Устава), однако ему по существу переданы все полномочия и средства государственного предприятия по обслуживанию и строительству жилых помещений в области, а в силу ст. 118 ГК РФ фондом для целей настоящего кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Имущество, переданное фонду, является его собственностью (п. 2.8 Устава), а в силу ст. 120 ГК РФ учреждение приобретает право оперативного управления с сохранением права собственности за передающим субъектом.

С учетом изложенного суд полагает, что утверждение фонда развития жилищного строительства области в качестве одного из государственных исполнителей при предоставлении субсидий и безвозмездной финансовой помощи не соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд не соглашается с доводами представителей Администрации области и фонда развития жилищного строительства области, что утверждение фонда в качестве одного из государственных исполнителей при предоставлении субсидий и безвозмездной финансовой помощи не противоречит действующему законодательству, по изложенным выше основаниям.

Таким образом суд приходит к выводу, что заявление и.о. прокурора области о признании недействительным распоряжения Администрации области от 05.12.96 N 1080-р «О порядке оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в частную собственность» подлежит удовлетворению, поскольку оно противоречит закону.

Вместе с тем, суд полагает необходимым распоряжение в части п. п. 1, 2 признать недействительным с 01.02.1998, т.е. со дня вступления в законную силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (этот закон опубликован в «Российской газете» 30 июля 1997 г.), поскольку около 800 человек в области получили свидетельства о праве частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, часть из них уже совершила гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности.

Подлежит удовлетворению, по мнению суда, требования прокурора и в части опубликования сообщения решения суда в средствах массовой информации. Поскольку оспариваемое распоряжение было опубликовано в газете «Кузбасс», то в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», разъяснениями п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» суд полагает возможным возложить эту обязанность на редакцию данной газеты.

Руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Кемеровской области о признании противоречащим закону распоряжения Администрации Кемеровской области от 05.12.96 N 1080-р удовлетворить.

Распоряжение Администрации Кемеровской области от 05.12.96 N 1080-р «О порядке оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в частную собственность» признать недействительным в части п. п. 1 и 2 с 01 февраля 1998 г., т.е. со дня вступления в законную силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в остальной части со дня издания.

Обязать редакцию газеты «Кузбасс» сообщение о данном решении опубликовать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
Г.П.ШОСТАК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *