О признании недействующими пунктов 1, 2, 4 — 6 распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.09.1997 N 853-р О мерах по сокращению задолженности предприятий Кемеровской области по платежам в областной бюджет, бюджеты городов, районов и внебюджетными фондами Кемеровской области.
Решение Кемеровского областного суда от 23.02.1998 N 3-18/98
Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Фатьяновой И.П.,
при секретаре П.Е.Ю.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 853-р от 16.09.1997 «О мерах по сокращению задолженности предприятий Кемеровской области по платежам в областной бюджет, бюджеты городов, районов и внебюджетными фондами Кемеровской области»,
установил:
Распоряжением N 853-р от 16.09.1997 установлено, что Государственному унитарному предприятию «Фонд ресурсы Кузбасса» предоставлено право предоставления интересов областного бюджета перед предприятиями — должниками по платежам в областной бюджет Кемеровской области, бюджеты городов и районов и внебюджетные фонды: комитету по экономике совместно с ГНИ и ФСНИ по Кемеровской области поручено разработать механизм погашения платежей в бюджет поставками продукции, комитету по экономике совместно с отделом по налоговой реформе и учету налогов Администрации области утверждать графики отгрузки товарной продукции в счет погашения задолженности в областной бюджет, бюджеты городов и районов области. Наблюдательному совету Государственного унитарного предприятия «Фонд ресурсы Кузбасса», комитету по экономике Администрации Кемеровской области, отделу по налоговой реформе и учету налогов, управлению транспорта и связи Администрации Кемеровской области организовать контроль за выполнением графиков поставки продукции, а руководителям предприятий и организаций обеспечить поставку продукции согласно утвержденному графику.
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным. Свои требования прокурор обосновал тем, что в соответствии с действующим законодательством, принятое распоряжение противоречит Законам РФ «О государственной налоговой службе РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О федеральных органах налоговой полиции», а также Временного Положения «О порядке обращения взыскания на имущество организаций», утвержденное Указом Президента РФ N 199 от 14.02.96.
Указанные законы устанавливают, что взыскание недоимок по налогам осуществляется в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств, обращается на имущество должника, и входит в компетенцию органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции, регулируют за счет чего формируется бюджет, устанавливают последствия неуплаты налога.
Указывает, что приняв распоряжение N 853-р от 16.09.97 Администрация Кемеровской области вышла за пределы своих властных полномочий.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.
Представитель Администрации Кемеровской области Ш.М.К. действующая по доверенности от 28.01.98 N 30/1 требования прокурора не признала, пояснила, что указанное распоряжение N 853-р было издано Администрацией Кемеровской области для организационного обеспечения принятия Закона Кемеровской области «О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области», который устанавливает порядок погашения задолженности в областной бюджет, не затрагивая налоговую систему. Фонд реализует продукцию предприятий и перечисляет полученные денежные средства в бюджет в счет уплаты налоговых платежей, налог считается погашенным с момента поступления денежных средств в бюджет области, а не с момента поставки продукции. Участие предприятий в механизме, обеспечивающим расчет с областным бюджетом осуществляется на добровольной основе. Утверждала, что Администрация Кемеровской области действовала в соответствии с Законодательством РФ и Кемеровской области и не превысила своих властных полномочий.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Ст. 72 «и» Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 указанной выше статьи Конституции РФ определяет, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным Законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Общие принципы налогообложения и сборов установлены федеральными Законами.
В соответствии со ст. 1, 6 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ» в Российской Федерации установлена единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и которой является государственная налоговая служба РФ.
Согласно ст. 16 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», налоговые органы совместно с финансовыми органами осуществляют контроль за исполнением доходной части бюджета.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», органы государственной власти и управления края, области самостоятельно решают все вопросы, отнесенные законами Российской Федерации к их компетенции. Областная Администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления. Областная администрация может осуществлять полномочия, согласно указанного выше Закона, на договорной основе. Права передавать свои полномочия юридическим иным органам и юридическим лицам, Администрации области не предоставлено. Не предоставлено такого права и налоговым органам, представляющим интересы соответствующего бюджета перед предприятиями и организациями. Хотя ст. 49 указанного Закона и предусматривает полномочия краевой, областной администрации по осуществлению по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями замену платежей, вносимых ими в краевой, областной бюджет, определенными видами продукции, материалами, а также выполнением работ и оказанию услуг, однако такая возможность предусмотрена только с согласия предприятия, лишь при своевременном выполнении обязанности по внесению в бюджет определенных сумм. Данный закон не регулирует отношения по погашению задолженности в краевой, областной бюджет, и не представляет им право на изменение налоговой системы.
В соответствии со ст. 1, 10 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства бюджетного процесса в РФ», бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, доходы каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержит перечень обязанностей налогоплательщика, меры обеспечения их исполнения и предусматривает, что обязанность плательщика налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Невозможность уплаты налога в денежной форме влечет принятие мер компетентными органами по обращению взыскания на имущество должника, признанию его банкротом, а ст. 13 этого же закона устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
Кроме того, порядок взыскания налогов и обращения взыскания на имущество установлен Законом РФ «О государственной налоговой службе», Законом «О Федеральных органах налоговой полиции», а также Временным Положением «О порядке обращения взыскания на имущество организаций», утвержденное Указом Президента РФ N 199 от 14.02.96, предусматривающее, что взыскание недоимок осуществляется в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств, взыскание обращается на имущество должника. Указанные действия являются компетенцией органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции, а не органов власти субъектов федерации.
Таким образом, порядок погашения недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, обращение взыскания на имущество в случае недостаточности денежных средств, а также органы наделенные этими полномочиями, определены Российским законодательством.
С учетом изложенного, принятое распоряжение N 853-р от 16.09.1997 «О мерах по сокращению задолженности предприятий Кемеровской области по платежам в областной бюджет, бюджеты городов, районов и внебюджетными фондами Кемеровской области», выходит за пределы властных полномочий, представленных Администрации Кемеровской области.
Руководствуясь ст. 191 — 197, 232 ГПК РСФСР, суд
решил:
Признать недействительным распоряжение Администрации Кемеровской области N 853-р от 16.09.1997 в п. п. 1, 2, 4 — 6 «О мерах по сокращению задолженности предприятий Кемеровской области по платежам в областной бюджет, бюджеты городов, районов и внебюджетными фондами Кемеровской области» с момента издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Судья Кемеровского областного суда
И.П.ФАТЬЯНОВА