Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Устава городского округа — город Камышин Волгоградской области, принятого решением Камышинской городской Думы Волгоградской обл. от 28.06.2005 N 56.

Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 10.02.2011 по делу N 2-661/11

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Холод А.Ю.,

при секретаре Шепелевой Е.А.,

с участием прокурора Аристарховой И.А.,

представителей администрации ГО К.,

Камышинской гордумы Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Камышина в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащего требованиям действующего законодательства России,

установил:

Прокурор города Камышина обратился в суд с заявлением, в котором просит:

— признать Устав городского округа — город Камышин противоречащим требованиям действующего законодательства России в части отсутствия в его положениях полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления Федеральным законом России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года;

— обязать Камышинскую городскую Думу Волгоградской области внести изменения в Устав городского округа — город Камышин с учетом положений ст. 1 Федерального закона России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года.

Требования мотивированы следующим.

Решением Камышинской городской Думы N 56 от 28 июня 2005 года принят Устав городского округа — город Камышин.

В настоящее время, по мнению прокурора, положения Устава городского округа — город Камышин вступили в противоречие с требованиями действующего законодательства России.

Так в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона России «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» устав муниципального образования должен содержать перечень вопросов местного значения. Помимо этого, согласно п. 5 ч. 1 указанной статьи Федерального закона России уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. На основании ч. 4 ст. 7 данного Федерального закона России муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону России, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам России, а также конституциям (уставам), нормативным правовым актам субъектов России.

Ряд полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены в ст. 17 Федерального закона России «Об общих принципах организации местного самоуправления в России».

При этом, ст. 3 Федерального закона России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты России в связи с принятием Федерального закона России «О теплоснабжении», в ч. 1 ст. 17 Федерального закона России «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» внесены изменения, в виде дополнения вопросов местного значения полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом России «О теплоснабжении».

Статья 5 Устава городского округа — город Камышин содержит перечень вопросов местного значения городского округа — город Камышин. Кроме того, главой 4 Устава — городского округа — город Камышин определены органы местного самоуправления городского округа — город Камышин, а также их полномочия.

Однако в положениях Устава городского округа — город Камышин полномочия, установленные Федеральным законом России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года, не отражен орган, отвечающий за реализацию данных полномочий, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Прокурор города Камышина обращается в суд с данным заявлением, так как Устав городского округа — город Камышин является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа — город Камышин по организации местного самоуправления, в связи с чем противоречие положений Устава затрагивает интересы граждан, проживающих на территории городского округа — город Камышин. При этом, на основании ч. 3 ст. 22 Федерального закона России «О прокуратуре России» прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации городского округа — г. Камышин требования заявления не признала, указав, что Устав городского округа — город Камышин содержит положения, указанные в статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная статья не содержит требований, обязывающих предусмотреть в Уставе городского округа статьи, посвященной полностью полномочиям органом местного самоуправления. Однако согласно структуре Устава городского округа, которая определяется представительным органом городского округа, он не содержит статьи, предусматривающей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В данном случае применяются федеральные законы. Организация теплоснабжения в городском округе относится к вопросу местного значения. Администрация городского округа (в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства) реализует полномочия органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения — организация теплоснабжения. (Отопительный сезон начался объектов социальной сферы с 06.10.2010 г., жилого фонда — с 11.10.2010.)

Согласно методическим рекомендациям Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, учитывая структуру Устава городского округа, 28.10.2010 г. были внесены изменения. Указанные изменения были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» порядке.

Представитель Камышинской городской Думы требования прокурора не признал, пояснив что оспариваемая часть Устава в силу ее отсутствия не обладает признаками правового акта, не может противоречить закону и не может быть признана недействующей, не порождает правовых последствий, в связи с чем, не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод.

Полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», принадлежат органам местного самоуправления в силу прямого указания на это в законе независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в Уставе. Факт отсутствия в Уставе полномочий органов местного самоуправления не является основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей у неопределенного круга лиц, что соответственно не влечет за собой их нарушений, то есть включение в Устав полномочий органов местного самоуправления не в полном объеме не является противоречием федеральному законодательству по причине прямого действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иных федеральных законов. Об отсутствии противоречия Устава требованиям законодательства свидетельствует факт регистрации его измененной редакции Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, проведенной 01 декабря 2010 года.

Согласно методическим рекомендациям Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, учитывая структуру Устава городского округа, 28.10.2010 г. были внесены изменения. Указанные изменения были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» порядке.

Заслушав явившиеся в судебное заседание стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 4 Конституции РФ федеральный закон имеет верховенство на всей территории РФ, в связи с чем дополнительное указание на применение норм, установленных федеральным законодательством, недопустимо. Орган местного самоуправления действует в соответствии с федеральным законодательством и не может отменять либо устанавливать юридически значимые факты, действие которых регламентировано федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должны определяться:

1. наименование муниципального образования;

2. перечень вопросов местного значения;

3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

1. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

2. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

3. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав городского округа — город Камышин содержит положения, указанные в статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная статья не содержит требований, обязывающих предусмотреть в Уставе городского округа статьи, посвященной полностью полномочиям органом местного самоуправления. Однако согласно структуре Устава городского округа, которая определяется представительным органом городского округа, он не содержит статьи, предусматривающей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В данном случае применяются федеральные законы.

Полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», принадлежат органам местного самоуправления в силу прямого указания на это в законе независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в Уставе.

Организация теплоснабжения в городском округе относится к вопросу местного значения, что закреплено в ст. 5 Устава.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Полномочия органов местного самоуправления — это закрепленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.

Согласно статье 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 36 Устава городского округа — город Камышин устанавливает, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и Положением о ней, утверждаемым главой городского округа — город Камышин. Следовательно, полномочия администрации городского округа установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Факт отсутствия в Уставе полномочий органов местного самоуправления не является основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей у неопределенного круга лиц, что соответственно не влечет за собой их нарушений, то есть включение в Устав полномочий органов местного самоуправления не в полном объеме не является противоречием федеральному законодательству по причине прямого действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иных федеральных законов.

Норма статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывающая определить в Уставе муниципального образования наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления направлена на разграничение их компетенции по функциональному признаку: представительная власть формулирует общие правила по вопросам местного значения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и осуществляет контроль за их проведением в жизнь исполнительно-распорядительной ветвью муниципальной власти.

Согласно методическим рекомендациям Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, учитывая структуру Устава городского округа, 28.10.2010 г. были внесены изменения. Указанные изменения были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» порядке.

Об отсутствии противоречия Устава требованиям законодательства свидетельствует факт регистрации его измененной редакции Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, проведенной 01 декабря 2010 года. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования являются противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации (статья 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования (статья 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора города Камышина в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании Устава городского округа — город Камышин противоречащим требованиям действующего законодательства России в части отсутствия в его положениях полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления Федеральным законом России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года, обязании Камышинской городской Думы Волгоградской области внести изменения в Устав городского округа — город Камышин с учетом положений ст. 1 Федерального закона России N 191-ФЗ от 27 июля 2010 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение 10 дней со дня провозглашения.

Председательствующий
А.Ю.ХОЛОД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *