Постановление суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, оставлены без изменения, поскольку факт незаконной продажи запрещенных товаров был подтвержден представленными в деле доказательствами.

Постановление Камчатского краевого суда от 18.08.2014 по делу N 4-А-293

Заместитель председателя Камчатского краевого суда Литвиненко Е.З., рассмотрев жалобу Г. на постановление судьи Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 10 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Г.,

установил:

Постановлением судьи Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 10 июля 2014 года Г. привлечен к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 800 рублей.

В настоящей жалобе, поданной в порядке надзора, Г. просит постановление отменить, ссылаясь на его незаконность.

Изучение материалов дела и доводов надзорной жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как усматривается из материалов дела, основанием привлечения Г. к административной ответственности явилась незаконная реализация им 16 апреля 2014 года в 16 часов 50 минут по месту его жительства в <адрес>, спиртосодержащей продукции, свободная реализация которой ограничена п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Из содержания п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).

В качестве доказательств реализации Г. спиртосодержащей продукции были приняты показания свидетеля ФИО1, который, будучи осужденным к исправительным работам и состоящим на учете как осужденный, в ходе общения с сотрудниками полиции пояснил, что 16 апреля 2014 года около 16 часов 40 минут приобрел у Г. бесцветную жидкость с характерным запахом алкоголя в количестве одной бутылки стоимостью 100 рублей (л.д. 7-8).

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Данные объяснения отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Статьей 25.6 КоАП РФ установлены права и обязанности свидетеля по делу об административном правонарушении, при этом ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ указывает на необходимость предупреждения свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

В нарушение названных нормоположений, ФИО1 в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Г. по ст. 14.2 КоАП РФ не опрашивался. Он был опрошен до возбуждения дела и в порядке требований уголовно-процессуального законодательства, что следует из отобранных у него объяснений (л.д. 7-8). При даче показаний данное лицо не было предупреждено об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, также ему не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.

Следовательно, показания ФИО1 не могут быть признанны допустимыми доказательствами, поскольку получены без соблюдения требований административного закона.

Каких-либо других доказательств, объективно подтверждающих факт совершения Г. административного правонарушения (как то: акт контрольной закупки, протокол осмотра помещения, протокол изъятия спиртосодержащей продукции, фототаблицы и иное), материалы дела не содержат. Положенные судьей районного суда в подтверждение события административного правонарушения рапорт сотрудника полиции ФИО2 и его свидетельские показания таковыми признаны быть не могут, поскольку о факте нарушения Г. законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции свидетелю стало известно со слов ФИО1, показания которого сомнительны с точки зрения законности.

При этом следует учесть, что в ходе производства по делу Г. отрицал факт реализации спиртосодержащей продукции (л.д. 2, 18, 32-33, 40, 43).

Также, представленный в материалах дела протокол осмотра места происшествия (л.д. 9-13) не может быть принят в качестве доказательства, безусловно подтверждающего факт совершения Г. административного правонарушения, поскольку данный процессуальный документ был составлен 16 апреля 2014 года, то есть до возбуждения в отношении Г. дела, а осмотр и изъятие у ФИО1 имевшейся бутылки со спиртосодержащей жидкостью были проведены в отсутствие правонарушителя и по своей правовой природе носили характер неотложных следственных действий, допускаемых УПК РФ.

При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а дело об административном правонарушении, учитывая положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, — направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.16 — 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Постановление судьи Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 10 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Усть-Камчатский районный суд Камчатского края. Надзорную жалобу Г. удовлетворить.

Заместитель председателя
Камчатского краевого суда
Е.З.ЛИТВИНЕНКО

Верно:
Заместитель председателя
Камчатского краевого суда
Е.З.ЛИТВИНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *