Исковые требования о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках в связи с получением высшего образования, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены правомерно, так как периоды учебных отпусков истца являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, приравниваются к периоду фактической работы и подлежат зачислению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 08.08.2014 по делу N 33-4518/2014
Судья Носова О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего судьи Драчева Д.А.
судей Пискуновой В.А., Моисеевой О.Н.
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
08 августа 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области на решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 10 июня 2014 года, которым постановлено:
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области включить в стаж работы по специальности для назначения трудовой пенсии по старости К.Л. периоды с 15 апреля 2013 года по 5 мая 2013 года и с 11 ноября 2013 года по 30 ноября 2013 года и назначить ей выплату досрочной трудовой пенсии по старости с 4 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Пискуновой В.А., судебная коллегия
установила:
К.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках в связи с получением высшего образования с 15.04 по 05.05.2013 г. и с 11.11 по 30.11.2013 г., назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 04.04.2014 г. Исковые требования мотивированы тем, что 04.04.2014 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда в Гаврилов-Ямском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. 11.04.2014 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, так как в специальный стаж не были включены периоды нахождения в учебных отпусках в связи с получением высшего образования с 15.04 по 05.05.2013 г. и с 11.11 по 30.11.2013 г. С 30.08.1988 г. по настоящее время она работает учителем начальных классов … школы. С 2013 г. получает высшее юридическое образование по заочной форме обучения в образовательном учреждении профсоюзов высшего профессионального образования «…» (Ярославский филиал).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области.
В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новое решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав К.Л., возражавшую против жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования К.Л., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.Л. подлежат зачислению в трудовой стаж периоды учебных отпусков: с 15.04.2013 г. по 05.05.2013 г. и с 11.11.2013 г. по 30.11.2013 г., в связи с чем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ возникло у истца с 04.04.2014 г.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его основанным на вышеуказанных нормах материального права, правильно примененных судом, и доказательствах, которым суд дал надлежащую, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценку. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (далее — ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Рекомендациями Международной организации труда от 27.06.1974 г. N 3148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Из материалов дела следует, что К.Л. работает учителем начальных классов в … школе … с 30.08.1988 г. по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки, то есть в учреждении, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В периоды с 15.04.2013 г. по 05.05.2013 г. и с 11.11.2013 г. по 30.11.2013 г. истец находилась в учебных отпусках, что подтверждается приказами и справками … школы, за ней сохранялось заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд РФ.
Суд первой инстанции обоснованно применил вышеуказанные нормы, провел оценку представленных доказательств, пришел к выводу о том, что периоды учебных отпусков истца являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, приравниваются к периоду фактической работы, подлежат зачислению в специальный стаж К.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Довод жалобы о том, что указанные учебные отпуска не могут быть отнесены к дополнительным оплачиваемым отпускам, является несостоятельным и следует из неверного толкования норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат правовых оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области на решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 10 июня 2014 года оставить без удовлетворения.