В случаях, когда у потребителя-инвалида имеются приборы учета, расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг должен производиться только по показаниям счетчика без учета нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья.

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 30.08.2006 N 44-г-127

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел по надзорной жалобе А. дело по иску ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» к А. о взыскании задолженности за пользование газом и пени.

Заслушав доклад судьи областного суда, пояснения А. в поддержание надзорной жалобы, возражения на жалобу представителей ООО «Яррегионгаз» по доверенностям Д. и В., президиум

установил:

А. — с 25 ноября 2004 года инвалид 2 группы бессрочно, проживает с 22 октября 2003 года одна, а до этого проживала с мужем Ю., также инвалидом 2 группы, в доме по улице <…>, является потребителем газа, имеет газовую плиту и газовый отопительный котел, а также газовый счетчик.

С 1 января 2003 года поставку природного газа потребителям Гаврилов-Ямского района осуществляет ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа».

ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» в январе 2006 года предъявила иск к А. о взыскании задолженности по оплате за газ, образовавшейся по состоянию на 11 октября 2005 года, в сумме 1790 рублей 39 копеек и пени в сумме 324 рубля 09 копеек.

Ответчица А. иска не признала, утверждала, что с учетом льготы, установленной ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов, она правильно оплачивает 50% фактически потребленного газа по показаниям счетчика, а истец ее законные права систематически нарушает, при этом письменно предупреждает о приостановлении газоснабжения.

Определением мирового судьи судебного участка N 1 Гаврилов-Ямского района от 3 февраля 2006 года А. отказано в принятии в качестве встречного иска ее заявления о взыскании с Н. и И. компенсации морального вреда, причиненного нарушением ее прав потребителя.

Решением мирового судьи судебного участка N 1 Гаврилов-Ямского района Ярославской области от 20 февраля 2006 года постановлено: взыскать с А. в пользу ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» задолженность по оплате за пользование природным газом в сумме 1790 руб. 39 коп., пени в сумме 324 руб. 09 коп., возврат госпошлины — 200 рублей.

Определением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 11 апреля 2006 года решение мирового судьи оставлено без изменения, а апелляционная жалоба А. — без удовлетворения.

В надзорной жалобе А. просит об отмене судебных постановлений как незаконных, утверждает, что ей, инвалиду 2 группы, пользующейся газовым счетчиком, скидка по оплате за газ должна предоставляться за весь объем фактически потребленного газа по показаниям счетчика без учета установленных нормативов потребления коммунальных услуг и без учета социальной нормы площади жилья. В подтверждение правильности производимых ею платежей за газ по показаниям счетчика А. прилагает ответ на ее жалобу, поданную на имя Губернатора Ярославской области, директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, от 20 февраля 2006 года.

Дело истребовано из судебного участка N 1 Гаврилов-Ямского района Ярославской области и передано для рассмотрения по существу в президиум областного суда в связи с существенным нарушением судом норм материального права.

Президиум считает, что имеются предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены судебных постановлений, поскольку суд неправильно применил нормы материального права.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-а «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции, действующей на день вынесения решения, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В последней фразе абзаца 13 ст. 17 речь идет о нормах отпуска населению твердого топлива, определяемых в настоящее время органами местного самоуправления.

Из пояснений в суде и документов, представленных истцом в обоснование законности начисления задолженности, следует, что по общему объему потребленного газа стороны не спорят, спор — о порядке его оплаты.

Общий объем потребленного А. за месяц газа истец берет по счетчику, а далее методика расчета такова.

За газовую плиту (пищеприготовление) льгота 50% применяется истцом к нормативу 9 куб. м, установленному постановлением Губернатора Ярославской области от 28 февраля 1994 года N 111. Далее из общего показателя счетчика вычитается 9 куб. м (норматив), а к оставшемуся объему потребленного газа размер льготы — 50% исчисляется независимо от наличия или отсутствия у ответчика счетчика, а с учетом установленного федерального или регионального стандарта социальной нормы площади жилья, которая на 1 человека составляет 33 кв. м, на 2-х — 42 кв. м.

Рассчитав объем газа, приходящийся на 1 м отапливаемой А. площади (включая баню 11,8 м), и умножив его на 33, истец уже к полученной стоимости потребленного газа применяет скидку в оплате 50%.

Учет социальной нормы жилья истец мотивирует ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», введенной в действие Федеральным законом РФ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, и действующим с 1 января 2005 года Порядком расходования местными бюджетами субвенций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.., утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 24 января 2005 года N 5-а во исполнение Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд 1-й и апелляционной инстанций при удовлетворении иска признали расчеты платы за газ с А. правильными, не противоречащими Федеральному закону от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ». Суд исходил из того, что ст. 28.2 названного закона позволяет ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» при расчетах за газ с инвалидами учитывать федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федеральный стандарт социальной нормы площади жилья.

При этом суд не учел, что ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-а «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусматривает ограничения в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. Льгота в оплате за газ должна применяться к А. согласно ст. 17 упомянутого Закона к фактически потребленному объему газа в месяц по счетчику.

В ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-а не вносились изменения Федеральным законом РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. В преамбуле к названному закону указано, что целью закона является приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Далее указано, что нормы настоящего федерального закона должны реализовываться в соответствии с принципом сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, а не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-а, которой ошибочно руководствовался суд, называется «Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Указанная норма не меняет объема льгот инвалидам, установленных ст. 17, а регулирует иные правоотношения, возникающие между федеральными и региональными органами государственной власти, касается вопросов объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, порядка расходования субъектами РФ предоставленных субвенций на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, контроля за их расходованием.

Упомянутые в указанной норме федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года N 541 в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Не подтверждается правильность позиции истца и нормативными актами Ярославской области, на которые он ссылался.

Так, постановление Губернатора Ярославской области от 28 февраля 1994 года N 111 «О норме отпуска природного газа на индивидуально-бытовые нужды» устанавливает таковые с 1 марта 1994 года в целях упорядочения расчетов за отпущенный газ населению на индивидуально-бытовые нужды при отсутствии газовых счетчиков (на газовую плиту — 9 куб. м на 1 человека в месяц, для жилых домов, оборудованных местным газовым отоплением, — 8 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади).

В п. 1 постановления Администрации Ярославской области от 24 января 2005 года N 5-а «О форме мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан и порядке расходования местными бюджетами субвенций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции постановлений Администрации ЯО от 29 марта 2005 года N 35-а, от 17 апреля 2006 года N 58-а) указано, что на территории Ярославской области устанавливается форма предоставления мер социальной поддержки, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан, полномочия по реализации которых переданы в установленном порядке органам государственной власти Ярославской области, в виде предоставления процентной скидки в установленных федеральным законодательством размерах.

Из анализа приведенного законодательства следует, что в случаях, когда у потребителя-инвалида имеются приборы учета, расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг должен производиться только по показаниям счетчика без учета нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, на что правомерно указывается в жалобе.

В заседании президиума А. выразила желание предъявить встречные требования к ООО «Яррегионгаз».

Кроме того, по делу требуется произвести перерасчет платежей ответчицы за газ, начиная с 2003 года, что материалы дела не позволяют сделать.

Поэтому судебные постановления подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение мировому судье.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 ст. 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Решение мирового судьи судебного участка N 1 Гаврилов-Ямского района Ярославской области от 20 февраля 2006 года, определение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 11 апреля 2006 года отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье.

Председатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *