В иске о признании решения об отказе во включении в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения отказано, поскольку факт того, что в квартире зарегистрировано 8 человек, включая ребенка-инвалида, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, так как не влияет на тот факт, что, являясь единоличным собственником

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 22.08.2014 по делу N 33-4785/2014

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей С.А. Костюченко

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего: Чемякиной И.А.

судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.

при секретаре: К.Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах Н.Л.В. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному унитарному предприятию «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края», Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, обязании включить в список,

по апелляционному представлению прокурора Индустриального района города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 мая 2014 года.

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., представителя заявителя Н.Л.В. — М.., представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску Т.,, представителя Министерства социальной защиты Хабаровского края К.Е.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор Индустриального района города Хабаровска, действуя в интересах Н.Л.В., обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Н.Л.В. проверки соблюдения требований действующего законодательства о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения, установлено, что она является собственником N доли дома <адрес>. Указанный дом вошел в границы зоны подтопления в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури, и был признан аварийным и не пригодным для проживания.

Н.Л.В. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения город Хабаровск» с заявлением о включении в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения город Хабаровск» Н.Л.В. отказано в удовлетворении заявления, ввиду наличия в собственности у заявителя другого жилого помещения, пригодного для проживания. Согласно информации министерства строительства Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ Н.Л.В. не была включена в утвержденный единый список в связи с тем, что имеет другое жилье по адресу: <адрес>.

Договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ Н.Л.В. передала квартиру <адрес>, своей дочери ФИО. При этом, Н.Л.В. в указанном жилом помещении никогда не проживала, фактически в данном жилом помещении общей площадью 51,3 кв. м зарегистрирована и проживает семья ее дочери ФИО, состоящая из 8 человек, включая ребенка-инвалида.

Отказ Н.Л.В. в удовлетворении заявления на включение в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, существенно нарушает жилищные права заявителя, а также нынешнего собственника квартиры ФИО и членов ее семьи. Кроме того, количество зарегистрированных и проживающих в данном жилом помещении членов семьи ФИО без учета Н.Л.В. свидетельствует о наличии менее 7 кв. м на каждого проживающего, а именно на 51,3 кв. м — 8 человек.

Таким образом, отказ Н.Л.В. в удовлетворении заявления на включение в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения приводит к значительному ухудшению жилищных прав заявителя, а также семьи ФИО, в том числе ребенка-инвалида.

Просит признать незаконным отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения город Хабаровск» в удовлетворении заявления Н.Л.В. на включение в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения; обязать включит в списки.

Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 07 мая 2014 города о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 28 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Н.Л.В. отказано.

В апелляционном представлении прокурор Индустриального района города Хабаровска, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты судом в качестве обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом.

Однако суд в нарушение указанных требований закона, в своем решении не дал оценку пояснениям Н.Л.В. в части невозможности совместного проживания с семьей дочери по адресу: <адрес>

Таким образом, вывод суда является преждевременным, поскольку судом не исследованы значимые обстоятельства по делу, соответственно решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.

Определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 01 августа 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Н.Л.В., представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени слушания дела.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Доськова Т.Ю., представитель М. требования иска поддержали по изложенным доводам.

Представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К.Е.М., представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения город Хабаровск» Т. просили в иске отказать, указали, что основания для оказания Н.Л.В. мер социальной поддержки отсутствуют.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения суда в связи с нарушением п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ: принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, так как при рассмотрении дела к участию не был привлечен орган, в полномочия которого входит принятие решений о предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате наводнения — Министерство строительства Хабаровского края.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах городского округа «Город Хабаровск» введен режим чрезвычайной ситуации.

В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693-ФЗ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (пп. «д» п. 2).

Федеральным законом от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года N 347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе — сентябре 2013 года, в том числе, в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам.

Приложением N 15 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений пострадавшим гражданам.

Согласно пункту 1.2 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства Хабаровского края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

На основании пункта 2.11 указанного Порядка основанием для отказа в предоставлении такой меры социальной поддержки является факт наличия в собственности граждан и членов их семьи другого жилого помещения, пригодного для проживания.

При этом пунктом 1.8 Порядка под «другим жильем, пригодным для проживания», понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. м.

Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.

Кроме того, в силу 1.2 (2) (введенным в действие постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 года N 41-пр с 23.10.2013 года) Порядка мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки совершили после даты объявления чрезвычайной ситуации действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания.

Материалами дела установлено, что Н.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником N доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который заключением межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и непригодным для проживания в результате наводнения, произошедшего на территории Хабаровского края в августе — сентябре 2013 года.

ДД.ММ.ГГГГ Н.Л.В. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. В данном заявлении указано, что она иного жилого помещения пригодного для проживания не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства Хабаровского края в адрес КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» направлена информация о гражданах, не прошедших согласование, для дальнейшего доведения ее до граждан. Н.Л.В., собственник утраченного жилого помещения по адресу: <адрес>, не прошла согласование, поскольку имеет другое жилье по адресу: <адрес>.

Из уведомления КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление Н.Л.В. рассмотрено, в предоставлении меры социальной поддержки ей отказано в связи с наличием в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания.

Из материалов дела усматривается, что Н.Л.В. по состоянию на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлась собственником квартиры <адрес>, общая площадь <адрес>, 3 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения указанное жилое помещение передано Н.Л.В. в собственность ФИО

Н.Л.В. на период объявления чрезвычайной ситуации помимо пришедшего в негодность в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, в связи с чем не относится к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку в форме предоставления жилого помещения.

Также она совершила действия по отчуждению данного жилого помещения после даты объявления чрезвычайной ситуации, в связи с чем правовые основания для удовлетворения ее исковых требований отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку действующее законодательство напрямую предусматривает возможность отказа в предоставлении мер поддержки при наличии в собственности пострадавших лиц другого пригодного для проживания жилья, а также в случае совершения после даты объявления чрезвычайной ситуации действий по прекращению прав на данное жилье с намерением приобретения права на получение мер поддержки.

При этом факт того, что в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрировано по постоянному месту жительства 8 человек, включая ребенка-инвалида, не является основанием для признание отказа в предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения Н.Л.В. незаконным, поскольку не влияет на тот факт, что, являясь единоличным собственником данного жилого помещения, Н.Л.В. на день возникновения чрезвычайной ситуации была обеспечена жильем, как собственник распорядилась им по своему усмотрению, передав в пользование жилое помещение третьим лицам, а затем произвела его отчуждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 — 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 мая 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах Н.Л.В. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному унитарному предприятию «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края», Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, обязании включить в список — отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах Н.Л.В. — отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
Е.П.ИСКОМ
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *