О признании недействующим пункта 4.2 раздела 4 приложения к Постановлению Администрации г. Черногорска от 19.04.2011 N 1337-п Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска в той части, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия производится на фактический заработок, который менее минимального размера оплаты труда.

Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28.06.2012

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Чачиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черногорска о признании противоречащими законодательству и недействующими отдельных положений приложения к Постановлению Администрации г. Черногорск от 19 апреля 2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска»,

установил:

прокурор г. Черногорска обратился в суд с указанным заявлением;

в заявлении указал, что Администрацией г. Черногорск принято Постановление от 19.04.2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска», опубликованное в газете «Черногорск» от 22.04.2011 года N 30;

положения абзаца 5 раздела 1 приложения к этому Постановлению, который устанавливает, что когда месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то работнику устанавливается персональный повышающий коэффициент, противоречат нормам статей 2 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации;

кроме того, дополнил заявление о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 4.2 раздела 4 приложения к этому Постановлению — «Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия являются обязательными выплатами, начисление которых производится на фактический заработок» в той части, что их начисление производится на фактический заработок.

При разбирательстве дела прокурор Зайцева О.И. заявление поддержала.

Представитель заинтересованного лица Зорин А.Н., действующий на основании доверенности, заявление в части пункта 4.2 признал, возразив на заявление в части абзаца 5, приводя доводы, изложенные в ответе прокурору на его протест.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, основываясь на положениях части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 4 статьи 15, пункта 1 статьи 120, пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Пределы самостоятельности местного самоуправления, объем компетенции органов местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, их законами, и потому положения о самостоятельности органов местного самоуправления нельзя рассматривать в отрыве от других конституционных установлений, поскольку согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации вытекает, что деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам; правовой режим оплаты труда предполагает определение органом местного самоуправления минимальной заработной платы в соответствии с законом, поскольку не соблюдение этого принципа приводит к произвольному ограничению прав граждан в этой сфере общественных отношений.

Администрацией г. Черногорска принято Постановление от 19.04.2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска», опубликованное в газете «Черногорск» от 22.04.2011 года N 30 (далее — Приложение к Положению);

в первоначальной редакции абзац 5 раздела 1 Приложения к Положению устанавливал, что когда месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то работнику устанавливается персональный повышающий коэффициент;

абзац 6 этого раздела предусматривал, что решение об установлении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу и его размера принимается руководителем муниципального учреждения здравоохранения персонально в отношении конкретного работника, указанный коэффициент может быть установлен на определенный период времени. Применение персонального повышающего коэффициента не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 27.01.2012 года N 130-п внесены изменения в Постановление от 19.04.2011 N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска», и абзац 5 раздела 1 Приложения к Положению изложен в новой редакции:

«В случае когда месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, работнику производится доплата до минимального размера оплаты труда как по основной работе, так и по совмещению или совместительству (пропорционально отработанному времени). Указанный вид доплат производится из средств бюджета города Черногорска»;

абзац 6 этого раздела признан утратившим силу.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 10.02.2012 года N 289-п признано утратившим силу Постановление Администрации г. Черногорска от 27.01.2012 года N 130-п;

таким образом, Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска, в том числе и абзац 5 раздела 1 Приложения к этому Положению приведено в состояние первоначальной редакции.

Как видно из раздела 1 Приложения к Постановлению Администрации г. Черногорска от 19 апреля 2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска», нормы абзацев 3, 4 и 5, устанавливают:

абзац 3 — «Под повышающим коэффициентов понимается величина, определяющая размер повышения должностного оклада исходя из квалификации работников муниципального учреждения здравоохранения и занимаемой должности»;

абзац 4 — «Месячная заработная плата работника муниципального учреждения здравоохранения, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

абзац 5 — «В случае, когда месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то работнику устанавливается персональный повышающий коэффициент».

Из этих абзацев в их взаимосвязи следует, что заработная плата работнику во всех случаях выплачивается в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Норма части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Из смысла приведенных норм следует вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, положения абзаца 5 раздела 1 Приложения к Постановлению от 19.04.2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска» — не противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и, следовательно, заявление прокурора в этой части не может быть удовлетворено.

Вместе с тем, положения пункта 4.2 раздела 4 Приложения к Положению противоречат нормам статей 148 и 315 — 317 Трудового кодекса Российской Федерации в той части, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия входит в состав фактического заработка, который может быть и меньше минимального размера оплаты труда.

Так, из смысла абзаца 5 раздела 1 Приложения к Положению следует, что фактический заработок работника может быть ниже минимального размера оплаты труда, и при этом месячная заработная плата такого работника увеличивается до минимального размера оплаты труда путем применения персонального повышающего коэффициента.

Норма пункта 4.2 раздела 4 Приложения к указанному Положению предусматривает, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия являются обязательными выплатами, начисление которых производится на фактический заработок.

Следовательно, данный пункт 4.2, во взаимосвязи с приведенным выше абзацем 5 устанавливает, что эти компенсационные выплаты входят в состав фактического заработка, который, как следует из абзацев 5 и 6 раздела 1 Приложения, может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, указанный пункт 4.2 вносит неопределенность в регулирование отношений по заработной плате работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска, поскольку фактический размер заработной платы этих работников может быть и ниже, и выше минимального размера оплаты труда.

И суд приходит к выводу, что установленное этим пунктом 4.2 правовое регулирование не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности регулирования. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 12-п).

В силу требований норм главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

На территории Республики Хакасия Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 года N 933 установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 (30%), за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 года N 49 утверждено разъяснение N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)»;

в соответствии с этим разъяснением, под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Следовательно, размер заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска, работающих на территории Республики Хакасия, за полностью отработанный месяц должен составлять не менее размера, состоящего из минимального размера оплаты труда, на который начисляются районный коэффициент 30% и надбавка к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири 30%.

Таким образом, положения пункта 4.2 раздела 4 Приложения к указанному Положению противоречат нормам статей 148 и 315 — 317 Трудового кодекса Российской Федерации в той части, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия входит в состав фактического заработка, который может быть ниже минимального размера оплаты труда и, следовательно, заявление прокурора, как основанное на законе и обоснованное, подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 — 198, 250 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора г. Черногорска удовлетворить частично.

Положения пункта 4.2 раздела 4 Приложения к Постановлению Администрации г. Черногорска от 19 апреля 2011 года N 1337-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Черногорска» в той части, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия производятся на фактический заработок, который менее минимального размера оплаты труда, — признать противоречащими нормам статей 148 и 315 — 317 Трудового кодекса Российской Федерации и недействующими со дня опубликования этого Постановления — с 22 апреля 2011 года.

Решение суда влечет за собой утрату силы этого правового акта в указанной части, а также других правовых актов, основанных на этом правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Решение суда не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

После вступления в законную силу этого решения суда, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде эти же требования и по этим же основаниям.

В остальной части заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Копию данного решения суда после вступления его в законную силу направить в редакцию газеты «Черногорск» для опубликования в этом печатном издании сообщения об этом решении суда в течение месяца со дня получения копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня его объявления.

Председательствующий судья
А.П.НЕМЕЖИКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *