О признании недействующим Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.04.2007 N 4/47 Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка.

Решение Центрального районного суда города Новокузнецка от 02.07.2010 по делу N 2-2007/2010

Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:

председательствующего Милочкиной Р.А.,

при секретаре К.

при участии прокурора Скорых Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 2 июля 2010 г. дело по заявлению прокурора города Новокузнецка о признании недействующим Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2007 года N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка»

установил:

Новокузнецким городским Советом народных депутатов, 28 апреля 2007 года принято Постановление N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка», которым урегулирован порядок переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка.

Данное Положение рассчитано на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение, затрагивает права и обязанности гражданина РФ и по данным признакам является нормативно-правовым актом.

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Новокузнецк», N 18, 10.05.2007.

Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд, в порядке ст. 251 ГПК РФ, с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащими применению Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.04.2007 N 4/47 (ред. от 25.09.2008) «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» (принято городским Советом народных депутатов 24.04.2007).

Требования мотивированы тем, что указанное Постановление противоречит п. 5.1 Постановления Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 года N 74 (ред. от 10.04.2008 года) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст. 2 ФЗ РФ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 16, 17, 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 3, 14, 51 ЖК РФ в связи с тем, что обязанность по переселению из санитарно-защитных зон возложена на предприятия, обеспечение соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства производится за счет средств органов самоуправления по вопросам местного самоуправления, указанным Положением предусмотрен порядок переселения граждан, который не предусмотрен нормами жилищного законодательства.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Администрация г. Новокузнецка, Муниципальное предприятие г. Новокузнецка «Муниципальный жилищный центр», Новокузнецкий городской фонд жилищное строительство.

Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, свидетелей, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в пределах своих полномочий вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Судом установлено, что нормативно-правовой акт органа местного самоуправления — Постановление N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» принят Новокузнецким городским Советом народных депутатов 28 апреля 2007 года в виде постановления, в соответствии со ст. 30 Устава г. Новокузнецка и ст. 71, 78, 79 Регламента Новокузнецкого городского Совета народных депутатов (принятого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.03.2006 года N 3/21) и опубликован в издании «Новокузнецк», N 18, 10.05.2007.

Постановление принято, как указано в преамбуле, в целях реализации конституционного права граждан, проживающих на территории санитарно-защитных зон г. Новокузнецка на благоприятную окружающую среду.

Постановление предусматривает в п. 1.2 Положения переселение в первую очередь жителей проживающих на территории санитарно-защитных зон предприятий 1 класса.

Пунктами 1.3, 1.4 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка предусмотрен состав проектной документации, обязывающий организации-загрязнителя, предусматривать в ее составе списки, граждан подлежащих переселению, а также порядок предоставления данных списков.

В п. 1.5 Положения орган местного самоуправления определил источник финансирования, которыми являются платежи, взимаемые в счет возмещения убытков, причиненных ограничением прав на земли санитарно-защитных зон, на основании соглашений, заключаемых органом местного самоуправления и предприятиями, деятельность которых вызвала необходимость организации СЗЗ.

Пунктом 1.6 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка предусмотрено, что организацией, ответственной за переселение жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка является Новокузнецкий городской фонд «Жилищное строительство».

Разделом 2 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка предусмотрено, что правом на переселение обладают собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, расположенных на территории санитарно-защитных зон г. Новокузнецка и совместно проживающие с ними члены их семей граждан из санитарно-защитных зон, а также граждане проживающие в самовольно возведенных строениях, зарегистрированные по месту жительства. При этом жилое помещение должно быть единственным для гражданина.

Разделом 3 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка предусмотрено, что списки граждан, имеющих право на переселение районные администрации передают в Фонд, который формирует проект списка граждан, подлежащих переселению в текущем году и направляет его в комиссию по переселению для утверждения. В соответствии с данным списком и исходя из объема полученных от предприятий денежных средств Фонд готовит проекты соглашений о переселении по установленной форме, при этом для подготовки указанного соглашения граждане представляют пакет документов установленный п. 3.2 Положения.

После утверждения комиссией списка граждан подлежащих переселению в текущем году, утвержденные и подписанные соглашения о переселении служат основанием к подготовке Фондом информации о количестве и характеристики жилых помещений, которая направляется в МП г. Новокузнецка «Муниципальный жилищный центр», МП г. Новокузнецка «Муниципальный жилищный центр» осуществляет поиск и подбор жилых помещений, а также проводит оформление документов для приобретения жилых помещений и определения их рыночной стоимости.

П. 3.7 Положения предусматривает, что после приобретения жилого помещения, предназначенного для предоставления по договору социального найма, жилое помещение оформляется в муниципальную собственность и предоставляется в последующем гражданину на основании решения Управления по учету и приватизации жилых помещений. При этом жилые помещения, являющиеся самовольными постройками, подлежат сносу пользователями жилых помещений.

Согласно п. 3.8 Жилые помещения, предназначенные для переселения собственников жилых, помещений, приобретаются в собственность этих жителей на основании распоряжения Главы города Новокузнецка по договору купли-продажи, при этом договор заключается между собственником жилого помещения и Фондом, или в зависимости от желания жилые помещения может приобретать в собственность орган местного самоуправления с последующим предоставление данного жилого помещения по договору социального найма.

п. 4.1, и п. 4.3 Положения предусмотрено поступления денежных средств от предприятий загрязнителей в Фонд и отчетность данного фонда перед Администрацией г. Новокузнецка.

Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.06.2007 года N 8/72 принято постановление «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитной зонах города Новокузнецка», которая разработана в целях реализации ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.0.2006 года N 47, на основании Постановления N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» принят Новокузнецким городским Советом народных депутатов 28 апреля 2007 года. Данное постановление предусматривает источники финансирования программы, платежи по возмещению убытков, причиненных ограничением прав на земли санитарно-защитных зон, поступающие в Новокузнецкий городской фонд «Жилищное строительство».

Учитывая изложенное, дома, расположенные в санитарно-защитных зонах, из которых производилось принудительное переселение граждан, не признаны в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.0.2006 года N 47 непригодными для постоянного проживания граждан.

В соответствии со статьей 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений но договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

Предусмотренных законом оснований для расселения домов не имеется.

При этом основания для переселения, по основанию признания непригодным для проживания не отдельного жилого дома, в котором граждане проживают, а всех жилых домов, расположенных в санитарно-защитной зоне, в связи с нахождением их в неблагоприятных экологических условиях, администрацией не установлены в установленном порядке и, таким образом, отсутствуют.

Положениями ст. 16, 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления не отнесено переселение граждан из санитарно-защитных зон, государством в силу положений Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Жилищного кодекса РФ данные полномочия также не предоставлены.

Таким образом, данное Постановление, в той мере в которой оно обязывает граждан к переселению и возлагает обязанность по предоставлению органом местного самоуправления гражданам жилых помещение взамен не признанных в установленном порядке непригодными для проживания являются противоречащими указанным выше нормам жилищного законодательства и нормам ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Законодательство Российской Федерации не предоставляет органам местного самоуправления право принимать правовые акты, обязывающие организации предоставлять жилье гражданам с целью их переселения за пределы санитарно-защитной зоны предприятия — загрязнителя.

Фактически решение возлагает на предприятия обязанность по финансированию предоставления жилья в целях компенсации, восстановления имущественных прав собственников и нанимателей жилых помещений, нарушенных деятельностью как предприятия-загрязнителя окружающей природной среды.

Действительно, законодательство предусматривало гражданско-правовую ответственность предприятия-загрязнителя в виде обязанности компенсировать ущерб, причиненный экологически вредной деятельностью предприятия; имуществу граждан и юридических лиц.

Согласно пункту 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введенную в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2003 г., регистрационный N 4459.), действовавшему на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, законодатель возлагал обязанность в предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости.

Данные положения специального законодательства соответствуют общему положению пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

Принимая оспариваемое решение, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов применил непредусмотренный законом административный порядок защиты прав собственников и нанимателей жилья в г. Новокузнецке в связи с деятельностью предприятий по организации санитарно-защитных зон.

В соответствии с действующим на момент вынесения оспариваемого акта законодательством гражданско-правовая обязанность предприятия-загрязнителя компенсировать причиненный вред может быть установлена судом, но не актом органа государственной власти или местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 2, 3, 5, 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) органу местного самоуправления также не предоставлено полномочий по принятию нормативно-правовых актов в области санитарного законодательства и охраны окружающей среды.

В настоящее время п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 06.10.2009) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995) (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25, Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61), предусматривает, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Учитывая изложенное оспариваемое Постановление принято за пределами предоставленных Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов, как органу местного самоуправления, полномочий.

п. 3.7 Положения в нарушение ст. 222 ГК РФ предусмотрена незаконная обязанность по сносу самовольной постройки пользователями данных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4).

Собственником муниципального жилого фонда является орган местного самоуправления — Администрация г. Новокузнецка, которая является наймодателем в силу норм жилищного законодательства.

Таким образом, лицом, обязанным осуществить переселение граждан из муниципальных помещений, которые признаны непригодными в установленном порядке, вести их учет и предоставлять жилье в порядке очередности, является наймодатель.

При таких обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о неправомерности возложения органом местного самоуправления на Новокузнецкий городской фонд «Жилищное строительство» и МП г. Новокузнецка «Муниципальный жилищный центр» обязательств по переселению граждан из жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, а также нарушения порядка учета нуждающихся граждан и предоставления вне очереди жилых помещений, Незаконные положения предусмотрены п.п. 1.1 — 3.8 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка.

Положения Постановления обязывающие собственников жилых помещений переселяться из собственности и приобретать жилое помещение посредством Администрации г. Новокузнецка либо отказываться от собственности с последующим заключением договора социального найма, нарушают права владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению, т.е. в нарушение ст. 1 ЖК РФ, ст. 17, 18, 209 ГК РФ

Учитывая изложенное, положения раздела 2 и 3 Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон противоречат ст. 72 Конституции РФ, ст. 17, 18, 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации статьям 52, 57 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что нормы изложенные Положении в целом не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку нарушают права собственности граждан и предприятий, нарушают жилищные права граждан, состоящих в очереди на получение жилого помещения, обязывают к переселению граждан из домов не признанных в установленном порядке непригодными для проживания, нарушают принципы бюджетной системы муниципального образования; возлагают ответственность по возмещению вреда и обязывают собственника по сносу самовольной постройки в отсутствие судебного решения, принято в отсутствие предоставленных государством полномочий по правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, возлагают на орган местного самоуправления, не относящиеся к вопросам местного самоуправления обязанность по переселению граждан из санитарно-защитных зон, без признания данных жилых помещений непригодными для проживания в установленном порядке.

Постановление N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» принятое Новокузнецким городским Советом народных депутатов 28 апреля 2007 года, противоречит указанным выше Конституции РФ, федеральным законам, а также нормативному правовому акту органа местного самоуправления, имеющим большую юридическую силу и поэтому суд признает данный нормативный правовой акт недействующим полностью.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора города Новокузнецка удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2007 года N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать редакцию газеты «Новокузнецк» опубликовать сообщение о данном решении в газете «Новокузнецк» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Резолютивная часть оглашена 02.07.2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
Центрального районного суда
г. Новокузнецка
Р.А.МИЛОЧКИНА

Решение вступило в законную силу 29.10.2010 на основании определения Кемеровского областного суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *