Решение суда по заявлению о признании незаконным бездействия депутатов сельского поселения изменено в части: на представительный орган местного самоуправления судом возложены обязанности по устранению нарушений действующего законодательства, поскольку согласно положениям закона и уставу муниципального образования ответчик вправе как создать контрольно-счетный орган, так и заключить соглашение о передаче указанному органу полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-4127/2014

Судья Хохряков Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Лобановой Н.В. и Рассошенко Н.П.

при секретаре О.

с участием прокурора областной прокуратуры Брагиной К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 18 августа 2014 г. апелляционную жалобу Совета депутатов Шеговарского сельского поселения на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 июня 2014 г., которым постановлено:

«исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Шеговарского сельского поселения о признании незаконным бездействие по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Шеговарское», обязании создать контрольно-счетный орган удовлетворить.

Обязать Совет депутатов Шеговарского сельского поселения в течение месяца с момента, вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское».

Заслушав доклад судьи областного суда Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Шеговарского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Шеговарское», понуждении создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В обоснование требований указано на результаты прокурорской проверки исполнения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании «Шеговарское» не издано нормативных правовых актов, определяющих наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования. Контрольно-счетные органы муниципальных образований должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Устав муниципального образования «Шеговарское» предусматривает создание контрольного органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Совета депутатов Шеговарского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Шеговарское», обязать Совет депутатов Шеговарского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ефимова А.В. уточненные требования поддержала.

Представитель Совета депутатов Шеговарского сельского поселения К. с заявленными требованиями согласилась. Вместе с тем, указала на нецелесообразность создания на территории поселения отдельного контрольно-счетного органа в связи с отсутствием квалифицированных специалистов, а также на наличие намерений заключить соглашение о передаче исполнения данных полномочий муниципальному району.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласился Совет депутатов Шеговарского сельского поселения. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает, что в связи с внесением Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ изменений в ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на момент принятия обжалуемого судебного постановления законодателем установлено право, а не обязанность представительного органа муниципального образования образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Ссылаясь на п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», указывает также, что представительные органы поселений вправе заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Создание контрольно-счетного органа поселения в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля в таком случае не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шенкурского района Архангельской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения прокурора Брагиной К.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Советом депутатов Шеговарского сельского поселения контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское» до настоящего времени не создан.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Общие принципы организации и деятельности, основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ч.ч. 2, 4, 11 ст. 3 указанного федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В силу ст. 4 устава муниципального образования «Шеговарское» органами местного самоуправления Шеговарского сельского поселения являются: Совет депутатов Шеговарского сельского поселения — представительный орган муниципального образования «Шеговарское»; глава Шеговарского сельского поселения — глава муниципального образования «Шеговарское»; администрация Шеговарского сельского поселения — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Шеговарское» и контрольно-счетная палата Шеговарского сельского поселения — контрольно-счетный орган муниципального образования «Шеговарское».

Исключительно решением Совета депутатов Шеговарского сельского поселения устанавливаются полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетной палаты Шеговарского сельского поселения (подп. 3 п. 2 ст. 15 устава). Контрольно-счетная палата Шеговарского сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля и образуется Советом депутатов Шеговарского сельского поселения (п. 1 ст. 24 устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований данного кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 24 устава муниципального образования «Шеговарское» Совет депутатов Шеговарского сельского поселения вправе заключать соглашения с Собранием депутатов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Шеговарского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В случае заключения такого соглашения контрольно-счетный орган Шеговарского сельского поселения не формируется.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что в муниципальном образовании «Шеговарское» отсутствует контрольно-счетный орган, что приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не проведению экспертизы проектов местного бюджета, отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить принятое по делу решение суда.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, разрешая заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, суд в случае признания оспариваемого акта незаконным самостоятельно определяет способ восстановления нарушенного права.

Исходя из приведенных положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устава муниципального образования «Шеговарское» Совет депутатов Шеговарского сельского поселения в целях устранения нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское», так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Таким образом, решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 июня 2014 г. подлежит изменению в части возложенной судом на представительный орган местного самоуправления обязанности по устранению выявленных нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля.

Решение суда в части установления срока устранения указанных нарушений участвующими в деле лицами не оспаривается. Судебная коллегия находит его разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для его исполнения.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иному, ошибочному толкованию заинтересованным лицом норм материального права. Подписанного соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Шеговарского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля заинтересованным лицом в нарушение ст. 56 ГПК РФ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 июня 2014 г. изменить, вынести новое решение, которым:

заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Шеговарского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по организации внешнего муниципального контроля, возложении обязанности устранить выявленное нарушение бюджетного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Шеговарского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации внешнего муниципального контроля.

Обязать Совет депутатов Шеговарского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства в сфере организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Шеговарское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.В.ЛОБАНОВА
Н.П.РАССОШЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *