Иск о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворен правомерно, так как установлено, что истец в установленном порядке обратился за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, на момент обращения он имел право на предоставление жилого помещения, однако такое жилье ей не предоставлено. Органы власти в нарушение действующего закона своевременно не обеспечили истца жилым помещением, не исполнив своих обязательств.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда по делу N 33-6952/14

Судья: Овсянникова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего Кавуновой В.В.,

судей Чубукова С.К., Варнавского В.М.,

при секретаре Г.О.,

с участием прокурора Конакова А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Ш.В.А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия

установила:

<адрес> обратился в суд в интересах Ш.В.А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в <адрес> жилой площадью не менее 33 кв. м.

В обоснование исковых требований указано на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Ш.В.А., в ходе которой установлено, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации <адрес> от 15.06.2012 г. *** Ш.В.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения. С момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение Ш.В.А. не предоставлено, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снята. Сведений о том, что Ш.В.А. улучшила свои жилищные условия, не имеется.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от 24.06.2014 г. исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ш.В.А. удовлетворены.

На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Ш.В.А. благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв. м общей площадью по договору специализированного найма в пределах границ муниципального образования городской округ — <адрес> Алтайского края.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указано на то, что сведения об истце внесены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись *** от 23.05.2012 г. Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением администрации Алтайского края от 22.11.2012 г. *** утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 — 2015 годы, в рамках которой планируется обеспечить жилыми помещениями 958 детей-сирот. Жилые помещения указанным лицам будут предоставляться согласно списку, сформированному Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления или после ДД.ММ.ГГ — в управление. Срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу является неразумным, так как на проведение данных мероприятий требуются временные затраты, при этом права истицы не нарушены. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, а не в рамках реализации целевой программы, суд тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в Список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях.

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес> Алтайского края просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец Ш.В.А. и прокурор Конаков А.Ф. возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.

Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав мнение прокурора и истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Как установлено судом, Ш.В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 30.07.1998 г. ее мать Ш.В.Г. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

Согласно ответу КЖКХ <адрес> от 06.06.2011 г. Ш.В.А. с 24.12.2008 г. включена в единый список нуждающихся в получении жилой площади в муниципальном общежитии, по состоянию на 03.05.2011 г. ее очередь в списке — 493.

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от 21.02.2012 г. исковые требования Ш.В.А. к администрации Железнодорожного районного суда <адрес>, Управлению администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди, обязании включить в сводный список граждан, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 02.05.2012 г. отменено решение суда от 21.02.2012 г. Ш.В.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ Ш.В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Номер очереди — 50.

22.06.2012 г. у Ш.В.А. родился сын Арсений.

Свидетельствами о регистрации по месту пребывания *** и 1371 от 08.04.2014 г. подтверждается регистрация Ш.В.А. и ее сына в период с 08.04.2013 г. по 08.04.2014 г. по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 206А-38, собственником указанной квартиры является Г.Н.

Согласно данным Управления Росреестра по Алтайскому краю и БТИ по Алтайскому краю, Ш.В.А. и Ш.А. прав на недвижимое имущество на территории Алтайского края не имеют.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Ш.В.А. в установленном порядке обратилась за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, на момент обращения она имела право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако, такое жилье ей не предоставлено. Органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не обеспечили истца во внеочередном порядке жилым помещением, не исполнив своих обязательств.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, а доводы апелляционной жалобы о предоставлении жилья истцу в порядке очередности не основанными на нормах материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ) (далее — Федеральный закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Пункт 9 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка — определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу является неразумным, при том что, права истицы не нарушены; удовлетворяя иск по внеочередному предоставлению жилья, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях, судебная коллегия находит несостоятельными.

Исходя из анализа положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

Иных доводов, которые могли бы непосредственно повлиять на существо оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *