О признании недействующим пункта 6.1 Положения О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО город Заозерск Мурманской области на новое место жительства, утвержденного постановлением администрации ЗАТО город Заозерск от 16.03.2007 N 159.

Решение Заозерского городского суда Мурманской области от 30.12.2009 по делу N 2-507/2009

Заозерский городской суд Мурманской области в составе:

— председательствующего судьи Ивашко Г.В., при секретаре Гулимовой А.П., с участием помощника прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Седовой Натальи Викторовны, заявительницы Лысковец Любови Михайловны и ее представителя Дудникова Александра Александровича, представителей администрации ЗАТО гор. Заозерск Карпеко Натальи Николаевны и Зинкевича Владимира Валентиновича, с надлежащим извещением заинтересованного лица Министерства обороны РФ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лысковец Любови Михайловны об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Постановлением администрации ЗАТО город Заозерск от 16 марта 2007 года N 159 «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Заозерск на новое место жительства», согласованным в установленном порядке с Минобороны РФ 12 марта 2007 г., утверждено Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО город Заозерск Мурманской области на новое место жительства».

Постановление официально опубликовано в газете «Западная Лица» 23 марта 2007 года в N 12.

Лысковец Л.М. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим п. 6.1 указанного Положения, устанавливающего, что при недостаточности финансирования строительства жилья за пределами ЗАТО, невозможности обеспечить всех граждан, утративших связь с организациями (объектами) и подлежащих переселению к новому месту жительства, комиссия при распределении жилья учитывает суммарно:

— возраст кандидата;

— суммарный трудовой (служебный) стаж в ЗАТО;

— время проживания в ЗАТО. После рассмотрения жилье распределяется гражданам с максимальными показателями.

Свои требования Лысковец Л.М. обосновала тем, что указанный пункт противоречит постановлению Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11 января 2001 года N 23 и, тем самым, ухудшает положение заявительницы, лишая ее права на получение жилья за пределами ЗАТО гор. Заозерск. Так, как следует из п. 5 постановления Правительства РФ N 23 от 11 января 2001 года, право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО в случае переселения имеют:

— лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, и утративших с ними служебную связь;

— лица, уволенные с военной и приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет;

— безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы в соответствии с п. 2 статьи 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно указанному постановлению Правительства РФ N 23 от 11 января 2001 года обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, не ставится в зависимость от количества баллов.

19 ноября 1999 года Лысковец Л.М. была уволена с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годной к военной службе, в ЗАТО гор. Заозерске она проживает с 1981 года, в 2000 году впервые обратилась в администрацию гор. Заозерска с заявлением о переселении, но не переселена до сих пор.

В судебном заседании Лысковец Л.М. и ее представитель Дудников А.А. требования поддержали. Лысковец Л.М. пояснила, что обращалась в Заозерский городской суд в 2009 году с иском о признании решения комиссии по распределению жилья жительнице Заозерска, не утратившей служебную связь с организацией, незаконным, но суд отказал ей в иске, так как у работавшей на момент распределения жилья жительницы Заозерска было больше баллов. П. 6.1 постановления администрации гор. Заозерска N 159 от 16 марта 2007 года препятствует ей в реализации права на переселение, так как после утраты служебной связи с воинской частью она не работает и один из показателей (трудовой стаж) не увеличивается, вследствие чего состоящие на учете для переселения работающие граждане всегда будут иметь преимущество. Представитель Лысковец Л.М. Дудников А.А. дополнил, что права граждан, проживающих в ЗАТО, могут быть ограничены только федеральными законами, поэтому администрация ЗАТО гор. Заозерска не вправе была устанавливать новые правила и иные преимущества относительно действующего законодательства.

Представители администрации ЗАТО гор. Заозерска Карпеко Н.Н. и Зинкевич В.В. заявленные требования не признали, указывая на то, что п. 5 постановления Правительства РФ от 11 января 2001 года N 23 предоставил администрациям ЗАТО право принимать положения и определять условия переселения, не ограничив при этом права органа местного самоуправления. В ЗАТО гор. Заозерске очередь для переселения не установлена, поэтому переселение наиболее старших по возрасту лиц, имеющих наиболее длительные трудовой стаж и время проживания в ЗАТО, является справедливым. Не отрицали, что на учет для переселения на основании раздела 4 Положения принимаются как работающие, так и не работающие лица. Из общего числа состоящих на учете лиц для переселения комиссия выбирает граждан по наибольшему суммарному показателю независимо от утраты служебной связи. Если квартира выделена, в течение 20 дней гражданин решает вопрос об увольнении.

Министерство обороны РФ привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещено о рассмотрении дела надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, возражений не представило.

Выслушав доводы явившихся участвующих в деле лиц, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия федеральному законодательству, заслушав заключение прокурора Седовой Н.В., полагавшей оспариваемую норму признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, суд удовлетворяет заявление.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или объектами), то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством РФ на эти цели.

На основании ст. 5.1 приведенного закона межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований. Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом размер межбюджетных трансфертов на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, определяются (в том числе) с учетом ожидаемого количества семей, поставленных на учет в закрытом административно-территориальном образовании для переселения на начало очередного финансового года (указанное количество семей определяется как разница между количеством семей, состоящих на учете для переселения на начало текущего финансового года, и ожидаемым количеством семей, подлежащих переселению до конца текущего года) — постановление Правительства РФ N 232 от 18 апреля 2005 года «Об утверждении Правил компенсаций дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования».

Как видно из приведенной выше нормы, размер межбюджетных трансфертов на переселение граждан, утративших служебную связь с организациями в закрытых административно-территориальных образованиях, непосредственно связан с прогнозируемым к отселению количеством семей.

Между тем, оспариваемый п. 6.1 Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО город Заозерск Мурманской области на новое место жительства», не предполагая планирование переселения граждан, утративших связь с организациями в ЗАТО, и устанавливая при переселении произвольный выбор из общего количества состоящих на учете работающих и не работающих лиц (раздел 4, п. 6.3 Положения), противоречит установленному ст. 38 БК РФ принципу бюджетного законодательства адресности и целевого использования бюджетных средств (из раздела 4 и п. 6.3 Положения видно, что на учет для переселения принимаются как не работающие, так и работающие граждане, жилье распределяется также как утратившим служебную связь, так и работающим гражданам).

В силу п. 1 постановления Правительства РФ N 23 от 11 января 2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этот административно-территориального образования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) совместно с органом местного самоуправления.

Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 названного постановления Правительства РФ).

Законодательство РФ по вопросам переселения за пределы ЗАТО системы Минобороны РФ состоит из приведенных выше нормативных правовых актов и постановления Правительства РФ N 655 от 26 июня 1998 года «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ», согласно п. 26 которого граждане, утратившие производственную связь с объектом или организацией — юридическим лицом, расположенной на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствии с законодательством РФ за пределы закрытого образования.

Таким образом, нет оснований полагать, что орган местного самоуправления, получая из федерального бюджета на переселение утративших служебную связь с организациями в ЗАТО лиц, вправе устанавливать какие-либо новые правила или преимущества для отдельных категорий лиц, так как вопросы переселения за пределы ЗАТО не относятся к вопросам местного значения.

В п. 5 постановления Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11 января 2001 года N 23 исчерпывающим образом названы категории лиц, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем в случае переселения: это лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, и утративших с ними служебную связь; лица, уволенные с военной и приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет; безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы в соответствии с п. 2 статьи 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Иные преимущества федеральным законодательством не установлены.

Решения о постановке на учет граждан с целью переселения и обеспечении их жильем оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО, при этом комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это ЗАТО (п. 5 Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11 января 2001 года N 23).

Однако право на принятие положения о переселении не предполагает наличия у администрации ЗАТО гор. Заозерска полномочий в части установления дополнительных преимуществ гражданам при переселении, так как согласно Уставу ЗАТО гор. Заозерска (ч. 2 ст. 8) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО гор. Заозерска федеральными законами, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами.

Как видно из смысла пункта 5 постановления Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11 января 2001 года N 23, полномочия комиссии администрации ЗАТО по вопросам переселения ограничены принятием решений о постановке на учет и обеспечении жильем граждан в соответствии с законодательством РФ.

Следовательно, не соответствует п. 5 постановления Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11 января 2001 года N 23 и отмеченным выше иным требованиям федерального законодательства пункт 6.1 Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО город Заозерск Мурманской области на новое место жительства», утвержденного постановлением администрации ЗАТО город Заозерск от 16 марта 2007 года N 159 «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Заозерск на новое место жительства», устанавливающий возможность определения кандидата на переселение к новому месту жительства путем суммирования его возраста, суммарного трудового (служебного) стажа в ЗАТО и времени проживания в ЗАТО.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд полагает, что признание п. 6.1 указанного Положения недействующим не препятствует администрации ЗАТО гор. Заозерска в решении вопросов переселения за пределы ЗАТО граждан, утративших производственную связь с организациями, находящимися на территории ЗАТО, в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом утраты гражданами служебной связи с организациями, принятия их на учет для переселения и выделения бюджетных средств на их переселение.

Руководствуясь статьями 194 — 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Лысковец Любови Михайловны удовлетворить. Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 6.1 Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО гор. Заозерск Мурманской области на новое место жительства», утвержденного постановлением администрации ЗАТО гор. Заозерск N 159 от 16 марта 2007 года «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО гор. Заозерск на новое место жительства».

Взыскать с администрации ЗАТО гор. Заозерска в пользу Лысковец Любови Михайловны государственную пошлину 100 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в срок 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий
Г.В.ИВАШКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *