Иск о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворен, так как размер начисленной и выплаченной ответчиком заработной платы истицы без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достиг минимального размера оплаты труда, установленного законом, что нарушило ее право на повышенный размер оплаты труда.

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-3237/2014

Председательствующий по делу судья: Калганова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

и судей Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 августа 2014 года гражданское дело по иску Д. к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе села Акша, администрации муниципального района «Акшинский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы

по апелляционной жалобе представителя ответчика Б.

на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июня 2014 года, которым постановлено исковые требования Д. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Акша, администрации муниципального района «Акшинский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Акша в пользу Д. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль 2014 года, за март 2014 года, за апрель 2014 года (с учетом НДФЛ) в размере <данные изъяты>.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Акша обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной Д. заработной платы в размере <данные изъяты> руб. в пределах и за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Акша государственную пошлину в бюджет муниципального района «Акшинский район» в сумме <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она состоит в трудовых отношениях с Муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа села Акша (далее — МОУ СОШ с. Акша), работая <данные изъяты>. Размер ее заработной платы рассчитывается из оклада, районного коэффициента 40%, процентной надбавки за непрерывный стаж работы 30%. Размер начисленной и выплаченной заработной платы истицы без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным Законом, что нарушает гарантированные трудовым законодательством право Д. на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного истица просила суд взыскать с МОУ СОШ с. Акша недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, март и апрель 2014 года в размере <данные изъяты> руб., в случае недостаточности денежных средств у МОУ СОШ с. Акша обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» профинансировать МОУ СОШ с. Акша денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

К участию в деле в качестве соответчика судом привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района «Акшинский район» Б. просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности регулирования труда в местностях с особыми климатическими условиями, а именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Акшинский район, где истица осуществляет свою трудовую деятельность, к таким районам не относится.

Д., извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. МОУ СОШ с. Акша, администрация муниципального района «Акшинский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебном заседании представителей не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие их представителей не просили. В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц на основании ч. 3 и ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК Российской Федерации).

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не усматривает.

Как видно из дела, Д. работает в профессии <данные изъяты> с 12.12.2008 г. в МОУ СОШ с. Акша. При определении размера месячной заработной платы за период февраль — апрель 2014 г. районный коэффициент в размере 40% и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае в размере 30% начислялись работодателем на должностной оклад истицы. С учетом всех надбавок начисленная Д. заработная плата за февраль 2014 г. составила <данные изъяты> руб., за март 2014 г. — <данные изъяты> руб., за апрель 2014 г. — <данные изъяты> руб.

Названные обстоятельства подтверждены копиями расчетных листков истицы за февраль — апрель 2014 г., трудовой книжки Д., выписки из приказа, трудового договора от 2008 г., дополнительного соглашения от 13.01.2014 г. (л.д. 6-10) и сторонами дела не оспариваются.

В соответствии с Федеральным законом N 336-ФЗ от 02.12.2013 г. «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 5 554 руб. в месяц.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу ст. ст. 146 и 148 указанного Кодекса труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

С учетом приведенных норм материального права месячная заработная плата истицы, которая в феврале — апреле 2014 г. ежемесячно выработала месячную норму рабочего времени и выполнила месячную норму труда, должна быть не менее предусмотренного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Так как Д. работает в Забайкальском крае (ранее Читинской области), который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истица имеет право на получение за период февраль — апрель 2014 г. ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный Д. законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента за работу в Забайкальском крае (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2014 г. Федеральным законом.

В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы к минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом, месячная заработная плата истицы, которая в феврале, марте, апреле 2014 г. ежемесячно выработала месячную норму рабочего времени и выполнила месячную норму труда, должна составлять <данные изъяты>. ((5 554 руб. х 70%) + 5 554 руб.).

Исходя из изложенного, вывод суда о взыскании в пользу истицы недоначисленной заработной платы в сумме, составляющей разницу между начисленной в соответствии с федеральным законодательством и фактически выплаченной Д. заработной платой, является правильным.

Довод апелляционной жалобы о том, что право на повышенный размер оплаты труда имеют только лица, работающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является несостоятельным, т.к. право истицы на повышенный размер оплаты труда в связи с работой в местности с особыми климатическими условиями предусмотрено Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 г. N 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», которым в целях дальнейшего повышения материального благосостояния населения и закрепления кадров в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области.

Выплата районного коэффициента за работу в Читинской области (в настоящее время в Забайкальском крае) в размере 20% предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Приведенные нормативные правовые акты применяются на территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации как непротиворечащие данному Кодексу.

Кроме того, на территории Забайкальского края для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, и работающих в муниципальных районах и городских округах, за исключением муниципальных районов «Каларский район», «Могочинский район», «Тунгиро-Олекминский район», «Тунгокоченский район», «Чернышевский район», Законом Забайкальского края от 14.10.2008 г. N 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников бюджетных организаций» к федеральному районному коэффициенту дополнительно установлен районный коэффициент в размере 20%.

Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации на предмет его соответствия положениям Трудового кодекса Российской Федерации, который, по мнению обратившегося с заявлением в Верховный Суд Российской Федерации лица, предусматривает возможность установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате только для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2005 г., вступившим в законную силу в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2006 г., в удовлетворении данного заявления отказано.

В мотивировочной части решения суда указано на то, что статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации носит императивный характер и не содержит запрета на возможность установления повышенного размера оплаты труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, путем применения районного коэффициента к их заработной плате. Статьей 148 названного кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Оспариваемое Постановление вводит районные коэффициенты к заработной плате работников, выполняющих работы в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятии и Европейского Севера, то есть является нормативным правовым актом, устанавливающим повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях. Следовательно, оспариваемое Постановление не противоречит статьям 146 и 148 Трудового кодекса.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное, апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района «Акшинский район»- без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *