Иск о признании незаконным решения об отказе во включении спорного периода работы в стаж службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, назначении пенсии удовлетворен в части требований правомерно, поскольку трудовая деятельность истца в спорные периоды работы подтверждена материалами дела.

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 09.07.2014 по делу N 33-2203-2014

Председательствующий по делу

судья: Лещева Л.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

и судей Доржиевой Б.В., Усольцевой С.Ю.

при секретаре Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 09 июля 2014 года дело по иску Р.Т.В. к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края о признании решения комиссии незаконным, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет

по апелляционной жалобе истицы Р.Т.В.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 марта 2014 года, которым постановлено в удовлетворении требований Р.Т.В. к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет со дня обращения отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия

установила:

Р.Т.В. обратилась с иском о признании решения комиссии незаконным, включении периода работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и назначении пенсии за выслугу лет к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением комиссии Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. истице отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего, поскольку стаж государственной гражданской службы составил менее 15 лет. Однако стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, с учетом работы Р.Т.В. в период с 01.07.1979 г. по 20.09.2010 г., который ответчиком необоснованно не включен в указанный стаж, составляет 26 лет 5 месяцев 16 дней. Считая решение комиссии нарушающим право на пенсионное обеспечение, Р.Т.В. просила суд признать решение комиссии Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. незаконным и включить в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в период с 01.07.1979 г. по 20.09.2010 г., признать общий стаж государственной гражданской службы равным 26 годам 5 месяцам 16 дням и назначить пенсию за выслугу лет в размере 75% среднемесячного денежного содержания с момента возникновения права на ее получение, т.е. с 08.11.2013 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Государственная лесная служба Забайкальского края и краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истица Р.Т.В. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на неполное исследование судом доказательств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права. Суд неверно толкует расшифровку понятия лесхозов и ссылается на необходимость доказывания, что <данные изъяты> лесхоз являлся специализированным. Кадровая служба Гослесслужбы Забайкальского края подписывать историческую справку о трудовой деятельности Р.Т.В. отказалась. Р.Т.В. обращает внимание на то, что в Центральном районном суде г. Читы имеется аналогичное гражданское дело N 2-3313-2013 г., по которому решение судом принято в пользу истца на основании Разъяснения Федеральной службы лесного хозяйства России N МК-1-17-7-9 от 10.02.2000 г.

Третьи лица Государственная лесная служба Забайкальского края и КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили. В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК Российской Федерации).

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Р.Т.В. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты края Ж. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Из дела видно, что решением комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. N 4 Р.Т.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием 15 лет стажа государственной гражданской службы.

Из протокола заседания названной комиссии следует, что в стаж государственной гражданской службы Р.Т.В. засчитаны периоды ее работы в должности главного специалиста-эксперта государственного лесного инспектора в лесничестве территориальном органе Управления <данные изъяты> в <данные изъяты> области <данные изъяты> отдела с 01.04.2008 г. по 30.09.2008 г. и в должности главного специалиста-эксперта государственного лесного инспектора в лесничестве и лесопарке в территориальном органе <данные изъяты> службы <данные изъяты> края <данные изъяты> отдел с 01.10.2008 г. по 20.09.2010 г. в количестве 2 лет 5 месяцев 19 дней (л.д. 151 — 152).

Р.Т.В. с 12.02.2011 г. является получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 9).

Отказывая Р.Т.В. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что предусмотренных законом оснований для включения в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, заявленных истицей периодов работы не имеется. Из мотивировочной части решения следует, что суд рассматривал возможность включения спорных периодов работы Р.Т.В. в стаж государственной гражданской службы по двум вариантам: на основании пп. «и» и пп. «з» п. 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141, и на основании п. 2 названного Указа Президента Российской Федерации. Рассматривая второй вариант, суд исходил из того, что периоды работы Р.Т.В. в <данные изъяты> лесхозе включению в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, не подлежат, т.к. истицей не представлено доказательств, подтверждающих, что <данные изъяты> лесхоз являлся специализированным лесхозом.

С решением суда в части отказа Р.Т.В. в удовлетворении исков о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. N 4 в части невключения в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы истицы с 01.07.1979 г. по 31.03.1989 г. и с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г. и о включении указанных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, судебная коллегия согласиться не может в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Согласно сведениям трудовой книжки истицы Р.Т.В. работала: с 01.07.1979 г. по 17.03.1989 г. в должности инженера-экономиста хозрасчетной деятельности <данные изъяты> лесхоза; с 18.03.1989 г. по 31.03.1989 г. в должности инженера-экономиста хозрасчетной деятельности, с 01.04.1989 г. по 31.03.1990 г. в должности заместителя начальника отдела труда и заработной платы, с 01.04.1990 г. по 31.12.1993 г. в должности заместителя начальника труда и заработной платы, с 01.01.1994 г. по 13.01.1994 г. в должности заместителя начальника экономического отдела в <данные изъяты> комплексном лесокомбинате; с 14.01.1994 г. по 31.01.1995 г. в должности заместителя начальника труда и заработной платы, с 01.02.1995 г. по 02.11.1997 г. в должности начальника экономического отдела в АО «<данные изъяты> лесокомбинат»; с 03.11.1997 г. по 31.03.1999 г. в должности инженера по лесовосстановлению, с 01.04.1999 г. по 23.09.2001 г. в должности главного экономиста, с 24.09.2001 г. по 07.05.2002 г. в должности инженера по лесовосстановлению, с 08.05.2002 г. по 29.12.2007 г. в должности главного экономиста лесхоза в ГУ <данные изъяты> лесхоз (в 2002 г. ГУ <данные изъяты> лесхоз реорганизован в <данные изъяты> лесхоз, в 2005 г. <данные изъяты> лесхоз реорганизован в ФГУ «<данные изъяты> лесхоз», с 31.01.2007 г. ФГУ «<данные изъяты> лесхоз» переименовано в Областное государственное учреждение «<данные изъяты> лесхоз»); с 01.01.2008 г. по 18.02.2008 г. в должности инженера по охране и защите леса отдела по обеспечению деятельности территориальных органов, с 19.02.2008 г. по 31.03.2008 г. в должности инженера по лесовосстановлению в Управлении <данные изъяты> <данные изъяты> области; с 01.04.2008 г. по 30.09.2008 г. в должности главного специалиста-эксперта государственного лесного инспектора в лесничестве территориального органа Управления <данные изъяты> в <данные изъяты> области <данные изъяты> отдела; с 01.10.2008 г. по 20.09.2010 г. в должности главного специалиста-эксперта государственного лесного инспектора в лесничестве и лесопарке в территориальном органе <данные изъяты> службы <данные изъяты> края <данные изъяты> отдел (л.д. 15 — 26).

Как видно из дела, Р.Т.В. просила включить указанные периоды работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, со ссылкой на письмо заместителя руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.02.2000 г. N МК-1-17-7/9 и письмо заместителя Министра Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 г. N 266-ВЯ.

Разъяснения, касающиеся вопросов подсчета стажа государственной гражданской службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, изложенные в этих письмах, были даны в связи с применением подпункта «г» раздела VIII Приложения N 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 г. N 1233 (л.д. 27 — 28).

Согласно данным разъяснениям в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, подлежали включению периоды работы в лесхозах (мехлесхозах, химлесхозах, спецсемлесхозах, опытных лесхозах, учебных, учебно-опытных и других специализированных лесхозах), лесокомбинатах, леспромхозах (комплексных леспромхозах) министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, союзных и автономных республик, а также в инспекциях лесного хозяйства и охраны леса, лесохозяйственных территориальных производственных объединений (ЛХТПО).

В письме заместителя руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.02.2000 г. N МК-1-17-7/9 территориальным органам управления лесным хозяйством было предписано принять изложенные в письме сведения к руководству при подготовке материалов по установлению ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим должности в территориальных органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» раздела VIII Приложения N 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 г. N 1233, при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитываются периоды замещения должностей, в том числе выборных на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе в министерствах и ведомствах СССР (в том числе за периоды после 31 декабря 1991 г. до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств), союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР.

Указанный нормативный правовой акт в части, касающейся федеральных государственных служащих, утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г. N 141, Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 1413, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 г. N 247.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 2 и ст. 6 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. N 145-ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края» государственные гражданские служащие Забайкальского края имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет. Стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж.

Поскольку до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141 в соответствии с подпунктом «г» раздела VIII Приложения N 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 г. N 1233, в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, подлежали включению периоды работы до 31.12.1991 г. в лесхозах и в лесокомбинатах министерств и ведомств лесного хозяйства СССР и после этой даты до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств, периоды работы Р.Т.В. с 01.07.1979 г. по 17.03.1989 г. в должности инженера-экономиста хозрасчетной деятельности <данные изъяты> лесхоза; с 18.03.1989 г. по 31.03.1989 г. в должности инженера-экономиста хозрасчетной деятельности, с 01.04.1989 г. по 31.03.1990 г. в должности заместителя начальника отдела труда и заработной платы, с 01.04.1990 г. по 31.12.1991 г. в должности заместителя начальника труда и заработной платы в <данные изъяты> комплексном лесокомбинате подлежат включению в стаж государственной гражданской службы истицы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих <данные изъяты> края.

Приходя к выводу о включении указанных периодов работы истицы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, судебная коллегия исходит из того, что после 31.12.1991 г. Министерство лесной промышленности СССР, к которому относились <данные изъяты> лесхоз и <данные изъяты> лесокомбинат, было упразднено.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что подпункт «г» раздела VIII Приложения N 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 г. N 1233, и изданные во исполнение этого подпункта письма заместителя руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.02.2000 г. N МК-1-17-7/9 и заместителя Министра Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 г. N 266-ВЯ, указание на работу в специализированных лесхозах не предусматривали, в связи с чем вывод суда о необходимости работы истицы в специализированном лесхозе является ошибочным.

С учетом изложенного решение суда в части отказа Р.Т.В. в удовлетворении исков о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. N 4 в части невключения в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы истицы с 01.07.1979 г. по 31.03.1989 г. и с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г. и о включении указанных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, признать законным нельзя, в этой части решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения. Названные исковые требования Р.Т.В. подлежат удовлетворению.

Поскольку в соответствии с приведенным правовым регулированием возможность включения в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы в лесхозах и лесокомбинатах Министерства лесной промышленности СССР предусмотрена лишь до 31.12.1991 г., оснований для включения периодов работы Р.Т.В., имевших место после этой даты, не имеется, поэтому решение суда в названной части подлежит оставлению без изменения.

С решением суда в части отказа Р.Т.В. во включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периода ее работы с 01.04.2008 г. по 20.09.2010 г. судебная коллегия считает возможным согласиться также и потому, что этот период работы в указанный стаж истицы решением комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. N 4 включен.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации в том случае, если право суда выйти за пределы заявленных исковых требований федеральным законом не предусмотрено, суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований.

Из дела видно, что основанием исковых требований Р.Т.В. являлись только письма заместителя руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.02.2000 г. N МК-1-17-7/9 и заместителя Министра Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 г. N 266-ВЯ, поэтому, разрешая спор, суд в обсуждение иных оснований, на которые истица не ссылалась (пп. «и» и пп. «з» п. 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141), входить был не вправе. С учетом изложенного выводы суда в этой части подлежат исключению из мотивировочной части решения.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа Р.Т.В. в иске о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 08.11.2013 г., поскольку с учетом включенных в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы указанный стаж истицы составляет менее требуемых законом 15 лет — 14 лет 11 месяцев 19 дней (12 лет 6 месяцев (с 01.07.1979 г. по 31.03.1989 г. и с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г.) + 2 года 5 месяцев 19 дней (зачтенных решением комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11.11.2013 г. N 4)).

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 27 марта 2014 г. в части отказа Р.Т.В. в иске о признании незаконным решения комиссии Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11 ноября 2013 г. N 4 в части невключения в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы с 01.07.1979 г. по 17.03.1989 г., с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г. отменить.

В указанной части принять новое решение, которым исковые требования Р.Т.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11 ноября 2013 г. N 4 в части невключения в стаж государственной гражданской службы Р.Т.В., дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы с 01.07.1979 г. по 17.03.1989 г., с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края включить в стаж государственной гражданской службы Р.Т.В., дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периоды работы с 01.07.1979 г. по 17.03.1989 г., с 01.04.1989 г. по 31.12.1991 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Р.Т.В. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *